Какая техника применяется для вывоза снега

Самосвалы для вывоза снега: нюансы выбора техники

Оставшиеся после очистки дорог от снега большие снежные кучи представляют серьезную опасность.

Ведь он впитывает в себя все загрязнения из воздуха.

Когда снег тает, все впитанные вещества:

  • попадают в землю;
  • отправляют ее.

Кроме того, таяние больших масс снега приводит к:

  • наводнениям;
  • паводкам;
  • повреждению ливневой канализации.

Поэтому сразу же после того, как комбинированные дорожные машины очистили дороги от снега, его необходимо вывозить.

Большинство предприятий используют для этого самосвалы на базе различных шасси. Такие машины хорошо приспособлены для перевоза грузов, поэтому снег можно грузить так, чтобы он был гораздо выше кузова. Даже тогда вес снега в кузове оказывается меньше грузоподъемности машины.

Однако бывают случаи, когда самосвалов или нет, или ими, по какой-то причине, нельзя пользоваться.

Таких причин может быть множество:

  • самосвал не может подъехать к месту складирования снега;
  • все самосвалы разом сломались;
  • все самосвалы заняты на других работах.

Если для вывоза используют не самосвал, а прицеп или бортовой грузовик, то к месту утилизации необходимо отправлять технику, которая сможет разгружать транспорт.

О различных видах погрузчиков, которые можно использовать для таких работ, мы говорили в этой статье.

Характеристики самосвалов

Каждое транспортное средство, которое используют для уборки, обладает такими характеристиками, как:

  • грузоподъемность;
  • проходимость;
  • эффективность использования в течение года;
  • размеры;
  • стоимость.

Грузоподъемность

Чем выше грузоподъемность, тем больше снега за один раз сможет увезти грузовик или прицеп.

Однако увеличение грузоподъемности приводит к:

  • росту стоимости самосвала или прицепа;
  • снижению его маневренности.

Когда общая длина самосвала или тягача с прицепом превышает 9 метров, транспортное средство не сможет передвигаться по территории с узкими и крутыми поворотами.

Кроме того, увеличение грузоподъемности приводит к росту высоты кузова, а значит и к сложностям с загрузкой транспортного средства снегом. Ведь бесконечно увеличивать ширину нельзя. Иначе машина не сможет ехать по обычным дорогам. Поэтому максимальная ширина составляет 2,5 метра.

Поэтому максимально востребованы самосвалы с:

  • объемом кузова не меньше 18 кубометров;
  • грузоподъемностью не меньше 15 тонн.

Такие характеристики позволяют за один рейс вывозить до 25–30 кубометров снега, насыпанного с большой горкой.

Вес такой снежной массы составляет 10–15 тонн, в зависимости от плотности и влажности.

Удельная масса сухого слежавшегося снега составляет 150–200 килограмм на кубометр.

А удельная масса такого же, но уже тающего снега достигает 550 килограмм на кубометр.

Проходимость

Нередко снег приходится вывозить во время снегопада, сразу же после того, как комбинированная дорожная техника с навесным оборудованием прочистит дорогу.

Более подробно о навесном оборудовании для прочистки дорог после снегопада читайте в статьях (плужное навесное оборудование) и (шнекороторные устройства и их модификации).

Одновременно с очисткой дорог с помощью отвала их нужно обрабатывать противоголедными препаратами. Эту операцию выполняют пескоразбрасыватели.

Однако даже обработка реагентами не может сильно улучшить состояние дорожного полотна.

Поэтому для любого транспорта, вывозящего снег, очень важна проходимость.

То есть способность передвигаться по скользким и засыпанным снегом дорогам.

Проходимость увеличивают, надевая на колеса:

  • зимнюю резину;
  • цепи противоскольжения.

Однако цепи сильно снижают ресурс покрышек, поэтому ими пользуются лишь в самых крайних случаях.

Очень эффективный метод увеличения проходимости – подбор правильной колесной формулы. То есть соотношения ведущих и неведущих колес. Наиболее эффективны формулы 6Х6 и 4х4.

Формула 6х6 означает, что у машины 6 колес и все они могут быть подключены к:

  • двигателю;
  • коробке передач.

Формула 4х4 означает, что у машины 4 колеса, каждое из которых постоянно или по мере необходимости, подключено к трансмиссии машины.

Автомобили с такой колесной формулой уступают по грузоподъемности машинам с формулой 4х6 и 2х4, да и стоят заметно дороже. Поэтому их используют лишь тогда, когда проходимости обычных грузовиков недостаточно.

Эффективность использования в течение года

Обычно для вывоза снега предприятие использует те машины, которые есть в наличии.

Такие автомобили востребованы в течение всего года, поэтому никто не будет покупать отдельный автомобиль для вывоза снега зимой.

Читайте также:
Лучший способ уменьшить расход плиточного клея

Ведь эффективность такой машины в течение года, а значит и прибыль от ее использования, будет настолько мала, что не позволит даже окупить затраты на ее приобретение.

Предприятиям приходится выбирать – либо высокая эффективность с весны по осень, либо высокая эффективность зимой. Поэтому нередко для вывоза снега используют машины, которые предназначены для совсем других работ.

Например, бортовые грузовики, у которых кузов не оснащен опрокидывателем. Для выгрузки снега из такой машины приходится задействовать или рабочих с лопатами, или фронтальный погрузчик.

Если Вы планируете нанять или сдать в аренду технику, обратите внимание на подробные статьи о стоимости услуг по уборке и вывозу снега.

Эффективность использования зависит не от типа транспортных средств, а от:

  • профиля предприятия;
  • тех работ, которые оно проводит.

Надоело убирать снег обычной лопатой? Упростите себе жизнь с помощью механической лопаты. Хотите еще более простой способ уборки снега? Тогда читайте статью про самоходные снегоуборщики. Если вы не хотите по каким-то причинам покупать снегоуборочную машину, то вы можете сделать ее сами. Об этом читайте здесь: https://rcycle.net/sneg-i-led/snegouborochnaya-tehnika/samodelnyj-snegouborshhik-kak-sdelat-snegouborochnuyu-mashinu-svoimi-rukami

Размеры

Для уборки снега вдоль многополосных дорог идеально подходят огромные самосвалы с колесной формулой 4х8 или 8х8.

Но на небольших дорогах и тем более во дворах, самосвалы такого размера бесполезны. Ведь они не смогут проехать по узким улочкам.

Поэтому востребованы и другие размеры грузовиков, вплоть до мини-самосвалов на базе Газели и других подобных машин. Благодаря небольшим размерам, они смогут проехать в самые недоступные места и вывезти оттуда снег к месту утилизации.

Поэтому очень важно подбирать грузовики по размеру, чтобы они соответствовали ширине и форме улиц.

Популярные модели для вывоза снега

Новый самосвал (даже российского производства) стоит не меньше 5 миллионов рублей.

Поэтому мало кто может себе позволить покупку машины только для вывоза снега.

Большинство производителей сообщают цены на свою продукцию только потенциальным покупателям, поэтому вам необходимо самостоятельно связываться с ними, чтобы уточнять комплектацию грузовика.

Мы составили таблицу популярных грузовиков, которые часто используют для вывоза снега.

В таблицу мы внесли:

  • модель грузовика;
  • основные характеристики;
  • производителя или официального дилера и его сайт.

В таблице мы применили следующие сокращения:

  1. F – колесная формула.
  2. L – полная длина, м.
  3. H – полная высота, м.
  4. B – ширина, м.
  5. T – масса транспортного средства, т.
  6. G – грузоподъемность, т.
  7. М – объем кузова.
Марка Основные характеристики Производитель или дилер
F L H B T G М
TATRA T158-8P5R44 8×8.2R Euro 5 8х8 9,2 3,5 2,55 16,2 27,8 18 TATRA
МАЗ 6516М9-620 4х8 9,1 3,5 2,55 15,1 25,9 21 МАЗ
Урал 55571-5121-74Ф18 6х6 9–12 3 2,55 11–12 9,1 9,5 УралСпецТранс
Урал 55571-5121-72 6х6 7,8 2,9 2,5 11 10 8–11,5 АЗ УРАЛ
КрАЗ-65055 4х6 8,5 2,8 2,52 13,1 18 10–16 ПАО «КрАЗ»
KAMAZ-6580-K5 4х6 7,2 3,4 2,5 15,2 25,7 16 ПАО «КАМАЗ»
SHACMAN SX3256DR384 4х6 8,33 3,45 2,49 14,5 10,5 19,3 Shaanxi Automobile Group
ЗИЛ ММЗ 45065 2х4 6,5 2,66 2,5 4 5,7 6–12 АМО ЗИЛ
ГАЗ САЗ 35125 2х4 5,6 2,15 2,1 2,1 1,4 3,4-7 АвтоТрейдМарш
ГУРАН 174501 2х4 5,2 2,1 1,95 2,1 1,4 5 ООО «Гуран»

Вывод

Правильный подбор грузовой техники для ввоза снега:

  • снизит расходы предприятия;
  • увеличит прибыль.

Ведь такая техника будет работать круглый год. Зимой будет бороться со снегом, а в остальное время выполнять иные функции.

Прочитав статью, вы узнали о:

  • разнообразных видах техники для этих работ;
  • сильных и слабых сторонах таких машин.

В данном видео вы сможете увидеть, как может проходить погрузка снега в самосвал:

Техника для уборки снега

Снегоочистители – это техника для уборки снега в холодный период года. Она широко используется на дорогах, во дворах, на железнодорожных путях, аэродромах, стадионах и других территорий. Снег убирается методом отбрасывания или сдвигания снежных навалов в сторону.

Техника для уборки снега: виды снегоочистителей

По типу рабочего органа современные снегоочистители подразделяются на 4 вида:

  1. Роторные. Снегоуборочная спецтехника при помощи специального рабочего органа отбрасывает снег в сторону на 50 м.
  2. Плуговые. Рабочим органом техники является плуг, который отбрасывает скопившийся снег по обе стороны или в один бок от машины. Машины расчищают полосу дороги до 5 м.
  3. Таранные. Рабочий орган снегоочистителя может пробить траншею глубиной 5, 2 м. Используются для расчистки больших сугробов и значительных снежных заносов.
  4. Реактивные. При помощи горячих газов, исходящих из сопла машины, снегоочистители этого вида раздувают, а затем растапливают снег.
Читайте также:
Почему не убирать снег с крыши полезно

Разновидности и особенности роторных снегоочистителей

Машины для уборки снега роторные подразделяются на 3 типа:

  • фрезерно-роторные;
  • шнекороторные;
  • плужно-роторные.

Очиститель снега фрезерно-роторный применяется для ликвидации снежных валов, образованных бульдозерами и плужными моделями, а также при погрузке снега для дальнейшего вывоза. Мощный фрезерный питатель легко вырезает куски из сугроба любой плотности и подает их на ротор, откидывающий собранный снег в сторону.

Шнекороторный снегоочиститель используется для ликвидации снежных валов и уборки снега средней плотности с дорог. Применяется для отбрасывания снега в сторону и его погрузки на транспорт для дальнейшего вывоза и утилизации. Снег попадает в рабочий орган снегоочистителя, где он разрыхляется и отбрасывается через желоб на расстояние 20 м.

Плужно-роторный снегоочиститель может применяться для очистки объектов разного назначения от слоя рыхлого снега. Отличается компактностью за счет совмещенного рабочего органа. Недостаток техники – она малопроизводительна и потребляет сравнительно много энергии. Снегоочистители этого типа оснащаются разными шасси и бывают колесные, путевые и гусеничные.

Плуговые снегоочистители

Современные плуговые машины для уборки снега – это габаритные цельнометаллические конструкции, которые расположены на железнодорожных усиленных тележках. Спецтехника оборудована ножами, снеговыми плугами, раскрывающимися боковыми крыльями.

Полезная информация! Мощные плуговые снегоочистители эффективно отбрасывают снег от пути в одну или две стороны, при этом видимость из кабины управления не нарушается.

Боковые крылья и плуг управляются гидравликой. Крылья, расположенные по бокам плугового снегоочистителя, легко расширяют снежную траншею даже в глубоких сугробах, создавая участки для накопления снега при следующем снегопаде. Плуг можно быстро опустить и поднять, чтобы не задеть стрелочные переводы, переезд и прочие предметы.

Таранные снегоочистители

Техника для уборки снега этого типа используется для расчистки самых глубоких заносов в случаях, когда плуги-пилоты и плуговые снегоочистители не эффективны. Она обладает явным преимуществом, когда имеется участок для отбрасывания снега. Мощный таранный снегоочиститель – это специальный вагон из прочной стали усиленной конструкции.

В основе вагона находится стальная рама, которая установлена на 2-х двухосных усиленных вагонных тележках. Со стороны толкания рамы локомотивом к стальной цельнокованой вагонной тяге прикреплена автосцепка. Она проходит по оси машины и закреплена на шкворне передней части спецтехники. За счет этого таранный снегоочиститель отлично вписывается на поворотах, исключен сход техники с рельсов.

Реактивные снегоочистители

Для очистки от снега станционных путей, стрелочных переводов, горловин станций используют снегоочистители. Основанием техники служит платформа или автодрезина, на которой установлен турбореактивный двигатель. Через сопло, расположенное сзади машины на путь выдуваются горячие выхлопные газы. Они эффективно сдувают, растапливают, а затем испаряют снег.

Рельсовый реактивный снегоочиститель Jet Blower – машина с мощным двигателем от реактивного самолета. Этот рельсоочиститель применяют на подъездных путях и территории депо. Принцип работы устройства – мощная струя сдувает снег со всех предметов, попавшихся у нее на пути. Температура струи – 315°C, поэтому большинство льда и снега испаряются.

Важно! Главный недостаток реактивного снегоочистителя – сильный шум, издаваемый техникой в процессе работы. По этой причине реактивные рельсоочистители используются в пределах депо.

Коммунальная снегоуборочная техника разных стран

Большинство цивилизованных стран эффективно борются с последствиями снегопадов, которые являются причиной гололеда и пробок на дорогах. Если воспользоваться зарубежным опытом устранения проблемы, можно позаимствовать множество интересных и полезных идей в плане содержания и очистки дорог.

Япония

Сложная задача уборки дорог от снега стоит перед коммунальщиками горных и северных районов Японии. Если вдоль автодороги расположены горячие источники, около них устанавливают поливалки. Во время обильного снегопада по ним льется вода, в результате чего снег растает. В районах, где этот метод неэффективен, используют спецтехнику для уборки снега.

Читайте также:
Плюсы и минусы индукционного счетчика электричества

Сугробы 5 м высотой – привычное явление для Японии. Ежегодно районы страны покрывает высокий слой снега, который можно убрать, используя 2-4 вида техники. Сначала в снег “вгрызается” снегоуборщик с буром, потом работают экскаваторы и разная спецтехника, которая сгребает снег и выбрасывает его на 2-3 м вверх. Спецтехника очищает трассы по границам дорожной разметки, из-за чего появляются снежные коридоры.

Территория Америки находится в различных климатических зонах, поэтому в разных штатах применяется особый способ для уборки снега. Например, в штате Миссури для быстрой уборки снега используют снегоуборочный грузовик с вместительным прицепом. Он оснащен 2-мя ковшами – спереди и по всей длине прицепа, что позволяет очистить одновременно несколько полос. Разгоняясь, машина разворачивает прицеп поперек дороги и сгребает снег во время движения. Спецтехнику по уборке снега TowPlow переняли и другие штаты.

Финляндия

По законодательству Финляндии, содержание дорог общего пользования должно осуществляться на основе контрактов. Их заключают с подрядчиками региональные центры. Хозяева различных заведений и владельцы частных домов самостоятельно очищают тротуары около строений. Для этого они используют снегоочистителя для дома, приобретенные на собственные средства.

Полезная информация! Финские автотрассы подразделяют по качеству обслуживания на 3 категории. Спецтехника для уборки снега вначале обрабатывает реагентами дороги высшей категории. Затем техника уплотняет снег и обильно посыпает его крошкой из гранита на второстепенных дорогах и проселках.

На магистралях Финляндии для уборки снега применяется грузовой транспорт. На других дорогах используются гусеничные или колесные тракторы. Для выравнивания наката иногда задействуют грейдеры. Чаще эту работу выполняют при помощи ножевых блоков, которые установлены на тракторах и других транспортных средствах.

Россия

Состояние дорог в России – проблема, актуальная каждую зиму для коммунальных служб и автовладельцев и жителей городов. По установленным нормам и правилам в зимний период муниципальные, федеральные и региональные дороги с твердым покрытием должны быть очищены от снега и льда. Из-за недостаточного финансирования этой сферы деятельности реальность не всегда совпадает с принятыми правилами очистки дорог.

Как утверждает Федеральное дорожное агентство, нереально чистить сразу везде, перекрыв при этом дороги для движения. В этом плане стоит равняться на цивилизованные страны, в которых уборка снега происходит практически незаметно, а в час пик спецтехника на автотрассах не препятствует движению транспорта. У зарубежных дорожных служб иногда возникают трудности во время уборки снега после сильных метелей и снегопадов. Однако, аврал на их дорогах происходит редко и считается форс-мажором, тогда как для России это норма.

Перед началом зимнего периода стоит задуматься о покупке снегоуборочной спецтехники, при помощи которой можно быстро, качественно и эффективно очистить дороги, тротуары и загородные участки от снега. Выбирая снегоочистители для дома или коммунального предназначения, надо учитывать особенности эксплуатации техники. Многое зависит от предназначения расчищаемой территории и от объемов площади. Например, для уборки городских улиц можно выбрать лаповый снегопогрузчик, для очистки от снега парковок и аналогичных территорий подойдет шнекоротор, а оптимальный вариант для автотрасс – комбинированная дорожная спецтехника.

«А снег не знал и падал. » Изучаем разные типы снегоуборочных машин

Конец января и особенно февраль наконец-то напомнили нам, что такое морозы, что такое снег и как, собственно говоря, должна выглядеть настоящая зима. Такая зима, чтобы с санками, лыжами, снеговиками и, конечно, со снегопадами, метелями, сугробами. Мы ждали ее несколько лет и вот дождались. А что способна противопоставить снегопадам инженерная мысль? Рассмотрим основные типы машин, встречающиеся на улицах городов, магистральных трассах и в аэропортах.

По сферам применения снегоуборочную технику можно разделить на городскую, трассовую и аэродромную. По типам привода рабочих органов снегоуборщики делят на группы с пассивным и активным рабочим оборудованием. Для приведения в действие активных рабочих органов необходим двигатель. Есть и другие градации, но это уже сложная профессиональная техническая информация.

Читайте также:
Самые распространенные ошибки при установке ванны

Снегоуборка в городе

Технологии уборки снега в городах и на трассах существенно отличаются. Начнем с особенностей городской снегоочистки.

Малогабаритные шнекороторные очистители, или, как их еще называют, тротуарные или дворовые, у нас начинают получать распространение только сейчас, хотя изобретены были лет эдак 70 назад. Даже минский завод «Ударник» мелкосерийно делал нечто подобное с двигателем от мотоцикла в 1960-х годах прошлого века.

Однако наиболее массовым типом снегоуборочных машин для городских тротуаров в Беларуси остается старый добрый «на все случаи жизни» трактор МТЗ. Плужное оборудование состоит из отвала, сцепной рамы, толкающих штанг и механизма подъема. Система крепления отвала на раме допускает поворот в горизонтальной плоскости вправо-влево относительно продольной оси.

Отвал сдвигает снег в сторону, но не весь. Часть остается. Вращающаяся щетка призвана подметать остатки снега, которые не убрал отвал. Щеточное оборудование включает в себя раму, редуктор, карданную, цепную (или гидростатическую) передачу, цилиндрическую щетку с механизмом подъема.

У грузовиков, что убирают улицы города, принцип действия по сути тот же, только щетка располагается в пределах колесной базы. Скорости движения колонн таких машин по городу относительно небольшие, поэтому отвалы используются простейшей конфигурации. Это так называемые отвалы сдвигающего действия. Снег просто сгребается и перемещается к обочине.

После прохода снегоочистителей сдвигающего действия образуются снежные валы, которые необходимо убирать. Для этой работы используется несколько разных типов техники. Один из вариантов — шнекороторный снегоуборщик с активным рабочим органом. Изначально они были созданы для пробивки путей через многометровые снежные слои, но в городах и на трассах их применяют для уборки снежных валов, оставленных плужными снегоочистителями.

Эта машина называется ДЭ-226. Много лет она выпускалась на минском заводе «Ударник», который был главным производителем такого оборудования в СССР. Сейчас шнекороторы собирают уже не в Минске, а в Пинске. Конструктивно ДЭ-226 восходит еще к американскому Snogo, поставлявшемуся в СССР по ленд-лизу в период ВОВ. По сути это эдакий «автомат Калашникова» среди снегоочистителей — отработанный десятилетиями и доказавший свою профпригодность, остающийся актуальным несмотря на возраст. Чаще шнекороторы используют все-таки на трассах, но иногда выводят и на городские улицы, если вдоль них есть место, куда перебросить снег.

Шнекороторы можно использовать и для загрузки снега в самосвалы. На шнекороторный рабочий орган надевают специальный направляющий кожух. Потом сбоку подъезжает самосвал. Загруженный в него снег дальше везут к местам утилизации или плавления. Этот способ используется в основном на трассах, но изредка его можно увидеть и в городе.

Самосвал и шнекороторный снегоочиститель занимают сразу две полосы. Очень мало где коммунальщики могут себе такое позволить, так что для загрузки снега в самосвалы в городах чаще используют специальные снегопогрузчики, известные в народе как «золотые ручки». Тандем из самосвала и такого «хап-хапыча» занимает всего одну полосу, что, безусловно, более удобно. Основным производителем снегопогрузчиков такого типа в СССР также был минский завод «Ударник».

Концерн «Амкодор» сохранил снегопогрузчики в своей гамме, а прошлым летом даже показал новую модель — «Амкодор WLC12L1». Лаповый питатель подает снег и сколотый лед на скребковый транспортер с лотками для удерживания замерзшей массы. С транспортера она попадает в кузов самосвала, следующего за погрузчиком. Базовое шасси у этой машины оригинальное, разработки и производства «Амкодора», с двигателем Д-245S2 мощностью 81 кВт. Все мосты — ведущие.

Скребковый конвейер с подъемной задней секцией оснащается ограждением, препятствующим падению снежных глыб. Высота погрузки регулируется, а запас длины позволяет подъехать под транспортер любому самосвалу даже передним ходом. То есть снег может подаваться над кабиной грузовика, который вывезет его потом на утилизацию.

Но все же снегопогрузчик может подъехать не в любое место. Хватает случаев, когда без человека с лопатой не обойтись. Тогда для перегрузки снега в самосвалы используются универсальные строительные фронтальные погрузчики, в подъемный ковш которых снег забрасывают рабочие.

Снег, уходи! Как выбрать снегоуборщик?

Снежные наносы сильно усложняют жизнь зимой. Лопата поможет с ними справиться, но понадобится много сил и времени. Чтобы уборка снега стала проще и быстрее, купите снегоуборщик. А как его выбрать, мы вам сейчас расскажем!

Читайте также:
Модные угловые стеллажи

Как работают снегоуборщики?

Конструкции различаются, но принцип работы снегоуборочных машин остаётся одинаковым: шнек агрегата захватывает с земли снег и отбрасывает его в сторону.

Электролопаты для снега

  • Применяются для расчистки свежих наносов не больше 30 см высотой.
  • Лёгкие и простые в обращении
  • Рабочая часть состоит из ковша и шнека
  • Снег загребается ковшом, шнек отбрасывает его вперёд
  • Расстояние выброса обычно не превышает 7 м
  • Ширина захвата – до 40 см
  • Питаются от сети или аккумулятора.

Рассчитаны на быструю очистку небольших территорий – парковочных мест, придомовых дорожек и т.д. Подойдут тем, кто каждый день расчищает себе тропинку от дома до калитки или автовладельцам, для уборки перед гаражом.

Снегоуборщики

Применяются как для расчистки свежих наносов, так и старого слежавшегося снега. Чаще всего, направление выброса можно отрегулировать поворотом патрубка.

Применяются владельцами загородных домов, коммунальными службами, парковыми хозяйствами и т.д.

Источник питания снегоуборочных машин

  • Сетевые снегоуборщики ограничены длиною кабеля. Легко запускаются нажатием кнопки. Используются на даче или в загородном доме, убирают свежий и слегка слежавшийся снег.
  • Аккумуляторные модели свободны от проводов, но работают ограниченное время. В среднем, полного заряда аккумулятора хватает на 20 минут работы. Достаточно для расчистки нескольких парковочных мест или дороги перед домом или подъездом. Используются частными домовладельцами, реже – коммунальными службами.
  • Бензиновые снегоуборщики мощные, тяжёлые и производительные. Справляются с большими наносами и слежавшимся или обледеневшим снегом. Двигатель заправляется бензином и маслом или бензо-масляной смесью, которую нужно готовить самостоятельно. Чаще всего, запускаются рывком троса, отчего для включения нужно прикладывать усилия. Подходят для продолжительной уборки обширных территорий. Используются коммунальными и сервисными службами, фермерами и т.д.

Мощность снегоуборщиков

От мощности зависит, на какую территорию рассчитан снегоуборщик. На 100 м² требуется примерно 1 л.с. (735 Вт). Следовательно, снегоуборщик с двигателем на 5 л.с. подходит для расчистки до 500 м² за одно включение.

Система шнеков

Самоходность

Бензиновые агрегаты тяжёлые, их сложно толкать. Поэтому мощные модели двигаются самостоятельно, при уборке ими нужно только рулить. Количество скоростей бывает разное: до 6 скоростей переднего хода и до 2 – заднего.

Шнеки бывают пластиковые, резиновые и металлические. Пластиковые и резиновые устанавливаются на маломощных агрегатах, используются для очистки свежего снега. Не царапают декоративные поверхности.

Металлические шнеки измельчают снег перед выбросом. Ставятся на мощные модели для слежавшегося снега. Царапают поверхность, поэтому для декоративных дорожек используйте только шнеки с пластиковыми или резиновыми накладками.

Высота и ширина захвата

Ширина захвата определяет, для расчистки чего подходит снегоуборщик:

  • До 50 см – придомовые тропинки
  • 50 – 100 см – парковки и придомовые участки
  • 100 см и больше – детские и спортивные площадки, проезжие части, парки и т.д.

От высоты захвата зависит, на какой снег рассчитан агрегат:

  • до 30 см – свежий снег
  • свыше 30 см – слежавшийся и обледенелый снег

Дополнительные особенности снегоуборщиков

Какой снегоуборщик подойдёт вам?

Если вы планируете расчищать только тропинку у дома – хватит электролопаты. Среди них много аккумуляторных моделей, что освобождает от поиска розетки.

Владельцам загородных домов подойдёт самоходный бензиновый снегоуборщик. Он расчистит большие сугробы и рассчитан на частое использование.

Для расчистки больших площадей выбирайте снегоуборщик с шириной захвата свыше 100 см и дальним выбросом.

Видео

Смотрите видео о тонкостях выбора снегоуборщика на нашем канале.

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Выбираем вместе
  3. Дорожные снегоуборочные машины импортные и отечественные, обзор рынка

Техника для зимнего содержания дорог

С приближением зимы в наших широтах снегопады становятся вполне обыденным явлением. Для расчистки от снега дорог используют отечественную и зарубежную специализированную технику. Она оснащается разнообразным навесным оборудованием, позволяющим выполнять уборку различными способами. Однако существуют определенные факторы выбора ее конкретной модели для наиболее эффективной помощи в той или иной сложившейся ситуации. Одни машины занимаются расчисткой городских улиц, другие – федеральных, региональных и муниципальных дорог, третьи – ликвидацией последствий схода снежных лавин и заносов.

Читайте также:
Особенности забора из профилированного листа

Существующие неудобства

Последствия обильных снегопадов разгребают дорожные службы многих мировых государств. Весь цивилизованный мир стремится выполнять эту работу, не создавая видимых помех существующему дорожному движению – расчистка производится в ночное и нерабочее время. Есть страны, где дороги во время снегопадов и уборки закрываются для движения автотранспорта, а нарушившие предписание водители сами отвечают за свою безопасность и могут подвергнуться серьёзным штрафам. Не обходится, конечно, без трудностей и авралов, но это бывает в исключительных случаях. В России же – ситуация “мы долго ждали зиму, и вот она неожиданно пришла” встречается постоянно.

Проблема в нашей стране состоит не только в острой нехватке выделяемых средств и плохой подготовке техники. Автолюбители привыкли выезжать на дороги в любую погоду, рабочий день у многих представителей коммунальных служб такой же, как и у большинства соотечественников, а элементарная водительская вежливость затерялась на просторах нашей необъятной Родины. Поэтому снег часто убирается с нарушением основных требований: мешая движению городского транспорта, в часы-пик, с созданием рукотворных полос-препятствий и километровых пробок из многочисленных автомобилей. Все эти организационные моменты влияют на качество уборки дорог, а применение самой инновационной техники их не решит. Хотя выбор снегоуборочных машин сейчас обширный.

Отечественное оборудование для зимнего содержания дорог

В зависимости от выполняемых задач и установленного рабочего органа, в нашей стране всю снегоуборочную технику можно представить несколькими категориями очистителей:

  • плуговые или плужно-щеточные;
  • роторные: сюда можно отнести шнекороторные, фрезерно-роторные, плужно-роторные;
  • таранные;
  • реактивные – тепловые и газоструйные.

Также ни одна дорожная служба не обходится без скребковых транспортеров и распылителей реагентов. Они могут нейтрализовать, подметать, сгребать и откидывать свежий, слежавшийся снег, легкую наледь и уплотненные ледяные отложения. Оборудование производят в Арзамасе, Мценске, Ряжске, Челябинске, Смоленске, Пензе, Липецке и других городах страны. Им оснащают тягачи, грузовые автомобили ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал, колесные и гусеничные тракторы МТЗ, ЗТМ, ЮМЗ, Кировцы и другие. Используются и зарубежные шасси: MAN, Mercedes, Iveco, Reno, Scania. При необходимости вывоза собранной ими массы задействуют самосвалы и фронтальные погрузчики.

По существующим в России нормативам коммунальщикам запрещается накапливать большие снежные валы и оставлять их на краях дорог. Удаляемый с дорожных полотен снег должен разбрасываться либо разравниваться за пределами оборудованных обочин. Чтобы не образовывался снежный накат, когда начинается снегопад, для очистки дорог используют твердые и жидкие химические материалы, фрикционные смеси или составы из песка с технической солью (галитом). Они плавят ледяной покров либо повышают колесное сцепление с трассой. Разбрызгиватели крепят обычно на шасси грузовиков, но встречаются подобные машины на базе тракторов, автогрейдеров, а также смонтированные в виде прицепов.

Слежавшийся наст обрабатывают за 2-3 часа до его уборки. Разбитый колесами, подтаявший снег счищается с поверхности комбинированными дорожными машинами (КДМ) на различных шасси, оснащенными дисковыми щетками, имеющими полипропиленовый либо металлический ворс, отвалами и разбрасывающим оборудованием. Если у выбранных автомобилей достаточно мощности, вместо дисковых щеток становится возможной установка кассетных или пучковых. Наиболее популярна у борцов со снегом модель МКДУ-1 на базе КамАЗа-65115. При работе на загородных трассах машины КДМ движутся в группах уступами, значительно ускоряя процесс уборки.

Удаляют собранный ими вдоль дорог снег роторными очистителями либо погрузчиками ДМ-01 – ДМ-09, имеющими лаповый питатель и скребковый транспортер. Прототипы этих уникальных машин проектировалась еще в 50-е годы. Их усовершенствованные модели выпускаются сейчас на нескольких отечественных заводах, и они до сих пор не имеют аналогов. Но особенно незаменимы эти агрегаты для расчистки городских улиц.

В отличие от фронтальных погрузчиков у них выше производительность, а транспортируемый материал может подниматься для выгрузки на бóльшие высоты. Это позволяет оператору загружать любые модификации самосвалов непосредственно во время движения. Хоть для работы погрузчику ДМ требуется дополнительная техника, а именно грейдер и самосвал, он меньше мешает движению транспорта, а экономически его применение повсеместно признано наиболее целесообразным.

Читайте также:
Кто такие адекватные строители и где их найти

Уборкой снежных заносов с толщиной до 0.5 метров занимаются плужные снегоочистители. Вместе с ними используют автогрейдеры, перемещающие остатки снега в кюветы и на обочины. Насыпи высотой до 1 метра разбивают двухотвальные снегоочистители, а более высокие заносы – также очистители с двумя ковшами, но установленными на колесные тягачи. Последствия очень сильных снегопадов и схода лавин ликвидируют при помощи роторных и двухотвальных тракторных очистителей, а также бульдозеров, имеющих косо поставленный либо неповоротный отвал. Используются и военные машины БАТ-2. Чтобы не образовывать высокие валы, их сдвигают на 15-20 метров от дороги.

Слежавшиеся и укатанные автомобилями наледи удаляют мощными фрезерно-роторными очистителями наподобие ДЭ-226 на базе Урала либо бульдозерами с прочными зубчатыми ножами на отвалах. Парковки, складские площади и промзоны хорошо чистят от снега шнекороторные снегоуборщики на базе компактных и мини-погрузчиков, небольших тракторов и другой малой технике, например, думперов.

Недорогой и компактный разбрызгиватель реагентов выпущен Липецким заводом Коммаш на шасси УАЗ-3303. Популярностью на городских улицах пользуется уборщик с плугом на шасси Multicar M-26. Предприятие Силант удачно доработало базовое шасси ЗИЛ-433362, создав достойного конкурента всемирно известному Unimog U-300. Современную дорожную машину ЭД300К на базе КамАЗа-53605 предлагает предприятие Меркатор-сервис СТ. Новинка работает на газе и дизельном топливе, комплектуется передним отвалом, центральной щеткой и распределителем реагентов. Также может комплектоваться дополнительным оборудованием: цепным транспортёром и специальным рыхлителем.

Немалый интерес представляет белорусская КДМ на шасси МАЗ-МАН-652558, имеющая два скоростных аэродинамических отвала – передний и выдвигаемый боковой – и распределитель реагентов в кузове самосвала. Она способна выполнять очистку на скорости 80 км/час, а два таких агрегата по площади уборки заменят 5 обычных коммунально-дорожных машины.

Появляется техника и с двумя боковыми отвалами, позволяющими захват еще большей ширины трассы. Подобное решение уже успешно используется на дорогах Швеции и Норвегии. Доступны и удобны роторные очистители на базе МТЗ-82EM-800-01(02) с гидроприводом.

Достижения в дальнем зарубежье

Много адаптированной под наши широты техники предлагают различные иностранные производители Вobcat, Pronar и Dobrowski. Это эффективное уборочное оборудование, имеющее повышенную стойкость и приспособленное к дорожным неровностям. По-прежнему высокий спрос наблюдается на продукцию компании Unimog, представленную колесными и гусеничными вездеходами на шасси Mercedes с многочисленными отвалами, оборудованными сверхпрочными ножами и режущими кромками. Практически не уступает ей Snapper, известная своими мощными двигателями Stratton & Briggs, сметающая, собирающая все на своем пути и откидывающая в положенное место.

Фрезерно-роторные уборщики и КДМ Holder из Финляндии славятся легкостью и прочностью своего навесного оборудования. Скоростные поворотные 4-х секционные отвалы Tarron немецкой компании Schmidt могут работать в особо тяжелых условиях горной местности и отбрасывать наст на несколько метров.

Различные многофункциональные дорожные машины и оборудование выпускают заводы Mercedes-Benz. Среди новинок – автономные 27 тонные снегоуборочные машины AAGM на шасси Arocs. Они оборудованы 8-метровым режущим отвалом впереди и щеткой сзади, могут управляться оператором.

В Америке разработана технология уборки снежного покрова Tow Plow: на мощных грузовиках устанавливается ковш перед кабиной, крепится прицеп, вдоль которого, по всей длине, расположен второй отвал. Разогнавшись, водитель-оператор разворачивает прицеп почти перпендикулярно дорожному полотну, обеспечивая максимальную ширину захвата. В дополнение, прицеп может быть оснащён цистерной с жидкостью или песчано-соляной смесью.

Горные азиатские страны, включая Японию, где снежный покров достигает 3-5 метров и более, прорубают в нем для движения своеобразные каньоны. Для этого кроме фрезерно-роторных очистителей применяются бульдозеры, экскаваторы и другая техника.

Что выбрать

Сегодня в России сконцентрировано несколько десятков крупных предприятий, научившихся выпускать современную дорожную технику соответствующего уровня и различное рабочее оборудование к ней. Из предлагаемых моделей даже самый требовательный клиент всегда может подобрать необходимые по параметрам и доступные для него по стоимости агрегаты.

Если же на первое место вы ставите европейское качество, большинство всемирно известных компаний имеют собственные представительства в нашей стране, и через них можно оперативно и с минимальными затратами получить интересующую технику.

Читайте также:
Самые ненадёжные виды розеток

Снегоуборочная техника: история, современность, перспективы

Зимой города заносит снегом. Часто бывает, что «холодного пуха» намного больше, чем хотелось бы. Его следует убирать. Но классическая картина «Кузьмич с лопатой» современным мегаполисам давно не подходит. Города стали крупнее, чистить дороги и тротуары надо быстро. Чтобы люди могли передвигаться без ушибов и сломанных конечностей.

Для решения проблемы применяется снегоуборочная техника. Работает она по-разному. Одни машины сметают пласты снега и отбрасывают его на обочину. Другие – плавят. Третьи – обрабатывают поверхность специальным составом, который потом застывает и превращается в дорогу с достаточной степенью шероховатости.

В настоящее время представить себе зимний город без снегоуборочных машин уже невозможно. Подобная техника применяется не только на проезжей части, но также на автомагистралях, аэродромах, стройплощадках, автостоянках – одним словом, на всех засыпанных снегом площадках, не имеющих препятствий для работы. Сказанное выше касается полноразмерных агрегатов. А ведь есть еще множество компактных двухколесных «ручных» снегоуборщиков, которые чистят придомовые участки и прочие места, где «старших братьев» использовать невозможно или нерентабельно.

Технология уборки снега, как и любая другая, с годами совершенствуется. Сегодня на улицы городов выезжают машины с такой функциональностью, о которой наши прадеды даже мечтать не могли.

С чего все начиналось

До XIX века проблема уборки снега не существовала потому, что этим обязаны были заниматься хозяева близлежащих домов. В 40-х годах этого же века появилось первое приспособление: пара лошадей тащила отвал. Где-то в это же время уборка снега становится прерогативой муниципальных властей. Которые, конечно же, не могли решить вопрос примитивными средствами.

В 1870 г. стоматолог Дж. Эллиот (г. Торонто, пров. Онтарио, Канада) запатентовал агрегат, который сдувал снег с рельс мощным потоком воздуха. В том же году Р. К. Харрис (г. Далхаузи, пров. Нью-Брансуик) предложил механизм с расположенным спереди прямоугольным раструбом, подъемным вертикальным винтом и метателем. По обоим проектам, рабочие экземпляры построить не удалось.

В 1884 году мельник Орандж Джулл (г. Оранжвилл, пров. Онтарио) разработал устройство из лопастного колеса, которое измельчает снег и подает его в метатель с боковым желобом. Конструкция приводилась в действие паровым двигателем, а перемещалась – локомотивом. Для реализации идеи, Джулл нашел спонсоров – братьев Джона и Эдварда Лесли. Они помогли ему построить действующий образец. А потом выкупили патент, организовав компанию Leslie Brothers Manufacturing по производству железнодорожных снегоуборщиков. Работали, между прочим, до 1971 года, выпустив за все время 146 машин.

Первый самоходный аппарат Sicard Snow Remover Snowblower для уборки снега на улицах появился в Монреале в 1925 году. Сконструировал его фермер А. Сикард из пров. Квебек. Техника представляла собой роторный снегоочиститель с боковым лотком, установленный на грузовое шасси с обычным автомобильным мотором. Самым интересным в данной истории является то, что изобретатель «проталкивал» идею 31 год – с таким недоверием относились к затее механизированной уборки снега местные власти. Но Сикард был в итоге вознагражден. Он основал фирму, которая до сих пор выпускает очень качественные и популярные снегоуборщики.

После этого машины для уборки снега на улицах начали выпускать американские компании. Одна из ведущих – Toro (шт. Миннесота). С 50-х гг. ХХ века появились малогабаритные и даже ручные механизмы для частных владений.

В России первым снегоуборщиком был специальный поезд с ножевой лопатой «Гавриченко» (1936 г.). В 1958 г. его сменил более совершенный ПТКБ ЦП. Коммунальные службы до конца века использовали для уборки снега трактора и мощные автомобили.

Снегоуборочная техника сегодня

В настоящее время новые, более совершенные технологии, электронные и космические, значительно увеличивают возможности человека во всех отношениях, в т.ч. и в таком, казалось бы, прозаическом деле, как уборка снега. Сама же техника может не только удалять «холодный пух», но и бороться со льдом. Началось все с того, что механическая уборка с разрыхлением и отбрасыванием снега была признана недостаточной. Чтобы дороги и тротуары нормально функционировали, стали использовать соль. Но быстро поняли, что она портит обувь и автопокрышки. Поэтому разработали менее вредные химикаты против обледенения. На взлетно-посадочных полосах снег и лед плавят газоструйные машины, ветровые и тепловые. Для погрузки снега на утилизацию, применяют экскаваторы и фронтальные погрузчики, в т.ч. мини.

Читайте также:
Почему не стоит экономить на консультации архитектора перед покупкой квартиры в новостройке

Классификация снегоуборщиков

Современные дорожные снегоуборщики делятся на:

  • Снегоочистители.
  • Для уборки снега со льдом.
  • Погрузчики снега.

По типу рабочего органа, снегоочистители различают:

  • Плужные. Оборудованы прямым или треугольным отвалом. Отодвигают снег в сторону.
  • С шнековым подающим устройством и метателем. Отбрасывают снег на большое расстояние.
  • С щеткой.

По виду шасси: тракторные, автомобильные, на строительной и дорожной технике, специальные. По назначению: патрульные на автодорогах, для пробивки заносов, аэродромные, уличные, уборщики боковых валов.

Взгляд в будущее

Процесс уборки снега не чуждается современных инноваций. В том числе – техники с автоматическим управлением. Например, во франкфуртском аэропорту уже давно работает снегоочиститель на базе Mercedes-Benz, управляемый искусственным интеллектом.

Аналогичные проекты создаются и в России. В Рязанской области тестируются автономные мини-тракторы Avrora Robotics со снегоуборочным оборудованием. Они работают по ночам, чтобы было меньше помех и больше безопасности. В случае, если проба окажется успешной, такие же машины готовятся закупить городские власти Москвы, а также руководство республики Татарстан.

Фирма Mole (Россия) предлагает для уборки снега радиоуправляемый гусеничный SCARP. Эта многофункциональная машина способна чистить от снега дворы, тротуары и проезжую часть.

Ожидается, что в 2022 году в стране будут реализованы собственные проекты, не хуже зарубежных. На данный период в Московской, Томской, Волгоградской, Курской, Тамбовской и Самарской областях планируют испытания полностью автономных тракторов для уборки не только снега, но и наледей. Притом, как на открытых местах, так и под стоящими автомобилями. Более того, каждый трактор будет формировать и передавать на ПК отчет о проделанной работе. Нововведение должно значительно сократить расходы на выполнение уборки и повысить ее качество.

Видео: Лучшая снегоуборочная техника в работе уборка снега спецтехника тяжёлая техника

Спецтехника: как на самом деле убирают снег?

Для начала разберемся, как вообще убирают снег. Разновидностей снегоуборочной техники множество. Машины делятся на несколько типов: плужно-щеточные, роторные, скребковые транспортеры, тепловые и распылители противогололедных реагентов. Они подметают или сгребают снег, а затем его транспортируют на снегоплавильни. Растаявший снег уже в виде воды попадает в канализацию.

Уборка снега на дорогах

Для обработки дорог, чтобы на трассах не образовывалась наледь, применяют системы распыления противогололедных реагентов. Причем обработка московских улиц спецсоставами идет с 30-х годов минувшего столетия. Тогда дороги и тротуары посыпали смесью песка и технической соли (галита). Весной из города вывозились тонны песка, а соль проникала в почву, отравляя зеленые насаждения. Первую попытку отказаться от использования соли предприняли в 2001 году. Именно тогда появились реагенты, в основе которых хлористый кальций. И лишь в 2007 году химикаты начали проверять на то, как они воздействуют на дорожные магистрали, почву, деревья и живые организмы. В последние годы техническая соль применяется все реже, но полностью с улиц не исчезла.

разбрызгивание реагентов

Используемые в Москве противогололедные реагенты

Гранулированные

Применяются при температурах не ниже —35°C и только на сухой асфальт; время действия — от 3 до 4 часов.

Применяются при температурах не ниже —16°C, при любой погоде, до и после образования гололедицы.

Применяются при температурах не ниже —35°C. Можно использовать даже после образования наледи.

Теперь о некоторых реагентах расскажем подробнее.

Модифицированный хлористый кальций относится к жидким реагентам. Его плюсы в том, что раствор можно использовать в сильный мороз, и растапливает лед реагент довольно быстро. Но минусов больше. Это сильный аллерген для людей и животных, так что препарат используют только на загородных трассах. Плюс он может служить катализатором ржавчины на кузове и днище автомобиля. Еще один недостаток: за три часа действия препарата на асфальте образовывается большое количество воды, что повышает эффект аквапланирования на дороге. Так что водителям нужно иметь это в виду и своевременно переобувать покрышки по сезону.

Читайте также:
6 акцентов, которые помогут создать уют в квартире

Уборка снега на дорогах

Пескосоль. Относится к твердым реагентам. Как понятно из названия, состоит из песка и соли. Песок препятствует скольжению, а соль, размокая, растапливает лед на дорогах. Большой плюс этого состава в том, что он дешев, и именно дешевизна не позволяет полностью отказаться от его использования. К минусам можно отнести тот факт, что в оттепель песок забивает ливневые стоки.

Гранитная крошка также относится к твердым реагентам. Она представляет собой гранитный щебень мелкой фракции. Это отличный природный материал против скольжения, который не разрушает дорожное покрытие, не портит обувь и шины. При этом крошку можно использовать многократно. Плюс еще и в том, что крошка работает при очень низких температурах (ниже —35 °C ), когда обычные реагенты неэффективны.

Гранулированный хлористый кальций также считается экологически безопасным реагентом. Он не портит асфальт и обувь, при этом действует при очень низких температурах и глубоко проникает в слой наледи.

Бишофит — многокомпонентный реагент. В его состав входит хлорид магния, йод и еще порядка семидесяти составляющих. Его плюсы в том, что он хорошо впитывает воду, не разъедает обувь и менее вреден, чем хлористый натрий. Основной минус — препарат быстро вызывает коррозию кузовов машин.

Уборка снега на дорогах

Мы перечислили основные реагенты, которыми вооружены наши коммунальные службы. С их помощью они борются с наледью на дорогах. Ну а если снег, скажем, сгребли в большой сугроб и не убирают долгое время или двор просто завален снегом? Понятно, что это халатность коммунальщиков. Кому жаловаться?

А жаловаться нужно в управляющую компанию или в товарищество собственников жилья. Если после этого снег так и остался лежать нетронутым, обращайтесь в районную управу. Если не знаете, какая управляющая компания отвечает за ваш дом, это можно узнать на портале «Дома Москвы». По закону управляющая компания должна ответить на запрос в течение десяти рабочих дней.

Если реакции нет, обращайтесь в управу района. Адреса и телефоны можно найти на сайте Департамента территориальных органов власти города Москвы. Кроме того, пожаловаться на нерадивых коммунальщиков можно и на портале «Наш город».

Существуют нормативы уборки снега. Согласно постановлению Правительства Москвы № 1018-ПП от 9 ноября 1999 года, при сильных снегопадах чистить тротуар нужно каждые три часа. Если обильных осадков нет, убирают один раз в сутки.

Уборка снега на дорогах

А теперь несколько слов о самой технике с разбрызгивателями противогололедных реагентов. В качестве базы используют тракторы, автогрейдеры, шасси грузовиков. Навесное оборудование крепят спереди на раме или монтажной плите, а также сзади или сбоку. В аэропортах применяют спецмашины или полуприцепы с плужным, щеточным или газоструйным оборудованием.

Уборка снега на дорогах

Уборка снега на дорогах

Слежавшийся снег зачастую превращается в камень. Потому для его сбора применяют мощные фрезерно-роторные снегоочистители. Фреза предназначена для того, чтобы измельчать плотно свалявшийся снег. Оборудование устанавливают на тракторном, автомобильном или специальных шасси.

Уборка снега на дорогах

Уборка снега на дорогах

На специальных шасси с колесной формулой 4х4 сделаны и снегоуборочные транспортеры, которые загружают снег в кузова грузовых машин. Снегопогрузчики — техника не новая, но до сих пор ее применяют массово. Полноприводные лаповые снегопогрузчики выпускают такие производители, как «Амур», «Дормаш», «Амкодор».

Мощная техника выручает людей, но нужно помнить, что последствия сильного снегопада или ледяного дождя даже самая лучшая коммунальная служба в мире за час устранить не сможет. Поэтому водителям на зимней дороге нужно быть постоянно начеку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: