Какие ошибки укладки приводят к трещинам в шиферной кровле

Дефекты кровли

Кровельные покрытия и крыши зданий и сооружений в процессе их эксплуатации подвергаются постоянному воздействию агрессивных внешних факторов и физическому износу. Вследствие таких процессов образуются разнообразные неисправности и дефекты кровли зданий, что ухудшает эксплуатационные характеристики крышных конструкций, а также негативно сказывается на техническом состоянии всего здания и уменьшает нормативные сроки службы.

Типы кровли, их дефекты и способы устранения

Кровля сооружения или здания состоит из поддерживающей конструкции и расположенного над ней водонепроницаемого наружного слоя, обеспечивающего защиту от ветра, снега, дождя и других атмосферных явлений.

По типу конструкции крыши классифицируются на:

  • скатные и плоские;
  • совмещенные и раздельные (с чердаком и без него).

В зависимости от материала, применяемого для наружного слоя, выделяют несколько разновидностей кровельных систем:

  • металлические;
  • деревянные;
  • из искусственных декоративных материалов: керамической или металлочерепиц, шифера, ондулина, асбестовых листов;
  • рулонные;
  • мастичные.

Для каждого из всех существующих видов кровельных покрытий характерны конкретные дефекты. В числе наиболее часто встречающихся следует отметить:

  • дефекты деревянной кровли возникают при некачественной гидроизоляции между деревянными и каменными частями конструкции, и вследствие разрушения соединений в сопряжениях стропил. При этом наблюдается гниение обрешетки, строительных ног и других элементов, возможны также существенные погибы стропильных ног;
  • в покрытиях из железобетона образуются разрушения бетонного слоя на поверхности крышных элементов, коррозионные поражения арматуры вследствие отсутствия защитного слоя;
  • самые распространенные дефекты металлической кровли – появление коррозии, свищей и пробоин, раскрытие фальцев и гребней, разрушение лакокрасочного покрытия;
  • разрушения крыш из металлочерепицы, шиферных листов, асбестоцементных плиток и других штучных материалов начинаются как правило вследствие смещения отдельных конструктивных элементов. Также причиной могут быть просветы в местах соединений, недостаточный напуск, ослабевание крепежа между обрешеткой и кровельными покрытиями;
  • в рулонных крышных конструкциях образуются водяные или воздушные мешки, расслоение рулонных полотнищ, локальные просадки, пробоины, растрескивание наружного слоя.

Любые выявленные при обследовании сооружения изъяны и неисправности требуют безотлагательного вмешательства. Если проигнорировать с ремонтом, то повреждения с каждым днем увеличиваются и в результате приводят к аварийному состоянию крышной конструкции.

Дефекты рулонной кровли

Наиболее простым и экономичным решением для надежной защиты здания от внешних воздействий считается кровля из рулонных материалов. Такие конструкции приобрели популярность благодаря своей практичности, финансовой доступности и эстетического вида.

Но при несоблюдении условий эксплуатации, нарушении общеустановленных технологий устройства крышных, из-за ошибок проектирования и по причине ежедневного воздействия атмосферных факторов довольно часто образуются дефекты рулонной кровли.

По месту возникновения дефекты в конструкциях из материалов рулонного типа образуются:

  • на крышной плоскости;
  • в местах соединения со стенами, вытяжными трубами, парапетами и другими вертикальными плоскостями;
  • в ендовах и на карнизах.

На плоскости кровельных систем чаще обычного встречаются следующие типы разрушений:

  • отсутствие защитного слоя (частичное или полное), обеспечивающее защиту от воздействия солнца, дождя, снега, возгораний и механических нагрузок водоизоляционного ковра;
  • появление трещин в рулонном полотнище;
  • отрыв рулонного настила от основания крышной конструкции;
  • полные или локальные вздутия настилочного ковра;
  • появление бугорков с одновременным отслоением;
  • разрывы кровельного полотна.

На карнизах и в местах примыканий наиболее часто фиксируют следующие дефекты и повреждения мягкой кровли из рулонных материалов:

  • бугристость полотен на участках состыковки вертикальных и горизонтальных поверхностей;
  • отслоение по краям покрытия.

Кроме этого настилочные материалы подвергаются биологическому разрушению – вредоносным воздействием микроорганизмов, грибков, а также появлением мха и растений. Описание дефектов кровли можно продолжать до бесконечности, но все они впоследствии приводят к нарушению герметичности и появлении протечек. Поэтому очень важно регулярно проводить обследование крыши и даже при обнаружении малейших дефектов сразу же их устранять. Только так можно предотвратить негативные последствия.

Способы устранения

В зависимости от характера возникновения и типов повреждений устранение дефектов кровли проводится разными способами.

Если в полотне образовались сквозные дырки, то поврежденные участки тщательно очищаются. Далее на поверхность накладывается слой мастики и сверху устанавливается новое полотнище по направлению уклона кровли. При этом полотна должны между собой перекрываться.

Читайте также:
Как обновить деревянные лакированные окна

Вмятины, трещины, складки над стыками и другие дефекты плоской кровли, вызвавшие повреждения теплоизоляционных плит устраняются следующим образом. Разрушенный участок очищается. Щели заполняются теплоизоляционной смесью. Далее с помощью цементно-песчаного раствора поверхность выравнивается, обрабатывается грунтовочным составом и после этого наклеивается новый рулонный материал. Для большей надежности участки обмазываются битумной мастикой и обсыпаются мелким гравием.

При наличии вздутий в месте их образования на рулонном ковре делается крестообразный разрез. На тщательно очищенное основание наносится мастика с целью плотного приклеивания подрезанных краев. На место дефекта накладывается заплата, при этом по размеру она должна больше как минимум на 150 мм от поврежденного участка по всему периметру

При отрыве рулонного ковра, то поврежденный шов тщательно просушивается. После этого щеткой необходимо аккуратно очистить поверхность от грязи и песка. Края полотнищ осторожно отогнуть, промазать мастикой и прочно прижать. Кромки обработать шпатлевкой, швы промазать. Если после этого замечены отставшие кромки, то склеить их можно паяльной лампой или газовой горелкой.

Чтобы устранить отслаивания, необходимо в проблемных местах разъединить листы как можно больше, очистить от загрязнений, обработать мастикой и приклеить один к другому или к основанию.

Дефекты кровли из асбестоцементных и волнистых материалов

При обустройстве крыш довольно часто используются асбестоцементные прямые и волнистые материалы, принадлежащие к категории штучных. Но вследствие естественного износа и внешних воздействий асбестоцементная (шиферная) крыша теряет свои водозащитные свойства. Понижение функциональности вызывают следующие дефекты шиферной кровли:

  • трещины листов;
  • образование сколов и пробоин;
  • недостаточная плотность соединения листов между собой;
  • некачественное примыкание к трубам, фонарям, парапетам и другим присутствующим на кровле конструкциям;
  • появление на поверхности листов биосубстратов: мха, лишайника;
  • ухудшение гидроизоляционных характеристик.

Нередко дефекты штучной кровли образуются по причине механических нагрузок, например, в процессе монтажа, при хождении по крыше или при падении на нее тяжелых предметов. Последний фактор как правило встречается при сильном ветре или ураганах.

Вне зависимости от причины появления дефекты любого вида со временем приводят к протечкам, что негативно сказывается не только на кровельной конструкции, но и в целом на состоянии строительного объекта.

Исходя от степени сложности повреждений устранение их выполняется посредством частичного или капитального ремонта.

Частичное восстановление

Незначительные дефекты скатных кровель из волнистых шиферных листов или асбестоцементных прямых плит можно устранить посредством косметического ремонта.

Как правило такие работы подразумевают герметизацию щелей и трещин. Вначале разрушенные участки тщательно очищаются от пыли и грязи. Заделка осуществляется специальной смесью на клеевой основе из асбеста и цемента или гидроизоляционными герметиками.

Второй вариант более простой, поскольку при приготовлении смеси необходимо строгое соблюдение соотношения компонентов, а герметические составы можно приобрести в готовом виде.

После заделки всех изъянов желательно окрасить шифер. Это обеспечит дополнительный защитный слой и поможет продлить срок эксплуатации кровли.

Капитальный ремонт

При масштабных повреждениях для восстановления изоляционных, функциональных и защитных свойств шиферных кровельных систем более целесообразным будет капитальный ремонт. При этом выполняются следующие работы:

  • демонтаж поврежденных листов;
  • укрепление стропильной системы при ее прогибах;
  • при необходимости выполняется замена прогнивших частей стропил;
  • проводится гидро- и теплоизоляция;
  • крепятся новые листы;
  • вся площадь кровли окрашивается.

Для предотвращения дальнейших разрушений важно устранить все обнаруженные дефекты, в противном случае в скором времени они приведут к необходимости повторного ремонта.

Дефекты кровли из листовой стали

В качестве финишного покрытия крышной конструкции часто используется листовая сталь. Наиболее часто встречаются два вида стальных кровельных покрытий:

  • из профнастила. Это гофрированные или профилированные листы из горячеоцинкованной стали;
  • фальцевая кровля, выполненная из ровных и гладких стальных листов.

В процессе эксплуатации металлические поверхности постоянно подвергаются воздействию дождя, ветра, снега, ультрафиолетового излучения и другим вредным воздействиям. В результате это ухудшает прочностные характеристики конструкций и приводит к разрушениям.

Читайте также:
Как с помощью браширования легко придать красивый вид дереву

Наиболее распространенные дефекты фальцевой кровли или покрытий из профнастила следующие:

  • образование пробоин, дыр и свищей;
  • коррозионные поражения металла;
  • отгибы листов по сторонам;
  • неплотное примыкание фальцев;
  • отрывы карнизных свесов;
  • прогибы листов;
  • смещение водосточных труб.

В зависимости от степени и характера выявленных повреждений устранить их можно посредством капитального или текущего ремонта. В первом случае проводится полная замена крышного покрытия вместе с линейными покрытиями на фасадах и водосточными трубами.

Текущий ремонт состоит в замене отдельных листов при наличии в них сквозных трещин или пробоин. Если на стальной поверхности появилась ржавчина, то с помощью специальных устройств или химических составов листы тщательно очищаются. После очистки по всему периметру металлическое покрытие обрабатывается грунтовочной смесью. Поверх грунта выполняется окрашивание, возможно также нанесение лака.

Заключение

Срок эксплуатации здания напрямую зависит от состояния кровли. Чтобы предотвратить разрушение фасадов сооружений и внутренних помещений, необходимо своевременно проводить обследования крышных конструкций с целью обнаружения возможных дефектов.

Периодические наблюдения за техническим состоянием кровельных систем позволит предотвратить масштабные повреждения конструкций.

Исследования кровель проводятся в процессе эксплуатации зданий, при подготовке к ремонтным работам, а также в период устройства крыш на предмет правильности монтажа в соответствии требований ГОСТов и СНиПов. В каждом случае составляется акт дефектов, в котором фиксируются все выявленные при осмотре повреждения.

Какие ошибки укладки приводят к трещинам в шиферной кровле

Сэндвич-панели производство и продажа

  • Контакты:
  • Москва
  • Воронеж
  • Ростов-на-Дону
  • Челябинск
  • Нижний Новгород
  • Производство
  • Стеновые сэндвич-панели
  • Кровельные сэндвич-панели
  • Акустические сэндвич-панели
  • Шумозащитные экраны «ДАКАР»
  • Вентилируемые фасады
  • Панели из нержавеющей стали

  • Материалы и комплектующие
    • Фасонные и доборные элементы
    • Пенополистирол EPS
    • Пенополистирол XPS
    • Минеральная (базальтовая) вата
    • Металлы
    • Покрытия
  • Рекомендации по применению
    • Отраслевые решения по применению сэндвич-панелей
    • Звукопоглощение, звукоизоляция
  • Объекты и технические решения
    • Промышленные здания
    • Здания для АПК
    • Торгово-развлекательные комплексы
    • Логистические комплексы
    • Административные здания
    • Физкультурно-оздоровительные комплексы
  • Информация для специалистов
    • Проектировщикам и архитекторам
    • Строительным компаниям
    • Смета проекта
  • Документация, презентации
    • Сертификаты
    • Техническая документация
    • Презентации
    • Новые узлы для проектирования
  • Строительные нормы и правила
    • Нормативные документы
    • Карты районирования территории РФ по климатическим характеристикам
  • Вопрос – ответ
    • Особенности производства
    • Проектирование, расчет
    • Применение, технологии монтажа

Кровля из волнистого шифера. Дефекты кровель из волнистого шифера и их устранение

Сведения о кровлях из волнистого шифера и наиболее часто встречающиеся дефекты и способы их устранения приведены в таблицах ниже:


Характеристика асбестоцементных волнистых листов


Дефекты кровель из волнистых асбестоцементных листов и методы их устранения

Дефекты кровли из волнистого шифера

(1) Искривленные ряды выглядят некрасиво с эстетической точки зрения, особенно если смотреть на всю плоскость кровли. Причина в том, что при настиле кровли не пользовались шнуром. Исправлять трудно.

(2) Кровля может протекать по разным причинам, в том числе если элементы покороблены при неправильной транспортировке и хранении. Наличие трещин из-за неправильного пробивания отверстий (например, с помощью молотка) также может вести к протечкам. Дефектные, протекающие листы следует заменить.

(3) Ветер срывает кровлю, если были применены крепежные элементы, не соответствующие техническим требованиям.

(4) Кровля протекает в местах крепления шурупами, если они закручены грубо, с большим усилием. Выпуклая подложка загнивает, лист трескается. Необходима замена.

(5) Отрыв кровли от трубчатых прогонов происходит при плохо, без учета прогиба труб, выполненных креплениях. Необходимо исправить крепления.

(6) Элементы кровли соскальзывают, смещаются, если крепежные кляммеры не поставлены или находятся в плохом состоянии. Их следует надежно укрепить.

(7) Вдоль свеса кровли могут быть протечки, если нахлест мал, нет уплотнения или растрескались листы. Необходимо заменить элементы или привести их в порядок.

(8) Протечки вдоль краев листов происходят, если настил кровли начали с наветренной стороны; перекрытия (нахлест) листов недостаточны; нет уплотнений. Недостатки следует устранить.

Читайте также:
Как правильно экономить на ремонте, чтобы впоследствии ни о чем не пожалеть

Дефекты соединений кровли из волнистого шифера и их устранение

(9) Через край водосточного желоба выплескивается вода или во время тихого дождя вода стекает по карнизу. Это означает, что водосточный желоб и кровля расположены относительно друг друга неверно. Между ними либо чересчур большое, либо чересчур маленькое расстояние. Следует исправить положение желоба.

(10) Коньковые элементы неплотно примыкают к кровле, если из-за неправильно выбранного шага разбивки прогонов опирание кровельных листов не соответствует требованиям. Следует изменить размер шага.

(11) Если волнистый лист в узле с брандмауэром не достигает окантовки, то вода протекает вдоль стены. Кровля должна быть непрерывной и выполняться либо путем заделки специальных элементов, либо путем окантовки кровельным железом (см. схему ниже):


Соединение с брандмауэром

а – с помощью штатного элемента; б – кровельным железом; 1 – фиксация восходящего края окантовки специальным элементом; 2 – волнистый шифер; 3 – восходящий край, зафиксированный костылями в шов кладки

Дефекты разжелобков кровель из волнистого шифера идентичны описанным для черепичных кровель (см. разд ел сайта “Кровля из черепицы. Дефекты черепичных кровель и их устранение”). Дефекты кровель из волнистого шифера и принципы их устранения аналогичны дефектам кровель из других волнистых материалов (например, полистирол, ондулин и т.д.).

Почему трескается шифер?

Положили новый шифер. В дни монтажа было порядка 30 градусов. После первого дождя появились вздутия и трещены. Почему шифер полопался? Брак или ошибки в монтаже?

Очень сложно дать однозначный ответ, могут быть только идеи или варианты.

  1. Низкое качество самого шифера. Сейчас с таким сталкиваюсь сплошь и рядом.
  2. Шифер “перетянут”. Такое бывает если используются гвозди без прокладок из резины или пластика, если после забивания шиферного гвоздя производят его загиб так, что в следствии этого гвоздь ещё плотнее затягивает шифер. Тут нужна определенная сноровка и понимание степени вбивания гвоздя.
  3. Возможно Ваши мастера таскали шифер по уже уложенным листам, не делая ходовые мостики? Если при этом ещё и обрешетка тонкая и гибкая, то точно прощай шифер.
  4. Могу ещё предположить что неправильным был нахлест в рядах и между рядами, тоесть нарушен сам принцип укладки, так сказать.

Всё вышеперечисленное могло стать источником микротрещин, которые после того, как на разогретый шифер упали капли дождя, стали уже совсем не микро.

Причин того, что новый шифер потрескался после первого перепада температур, может быть несколько.

Основная – это грубая ошибка при монтаже.

При монтаже шифера гвозди загибать нельзя.

Шифер под воздействием температур, практически всегда находится в движении и он сам вытащит гвоздь на нужную высоту и наклонит в нужную сторону.

Это правило знают многие кровельщики.

Но есть еще одно правило, которое нужно обязательно соблюдать

Нельзя бить гвозди в местах вертикального соединения шифера.

В этом случае при расширении листа давление на гвозди (красные стрелки на рисунке) компенсируется давлением соседних листов (зеленые стрелки) и шифер начнет вздуваться и лопнет.

Прилагаю фото с последствиями такого монтажа.

В случае правильного расположения гвоздей

при расширении листа они наклонятся в нужную сторону и если нужно, шифер их немного вытянет из обрешетки (если гвоздь будет загнут, этого не произойдет).

И еще несколько рекомендаций:

Деревянную конструкцию крыши нужно монтировать из сухого материала.

Не пробивайте гвоздями шифер, а сверлите отверстия сверлом, диаметром больше гвоздя на 1-2 мм.

Если гвоздь после обрешетки идет в стропилу, оставьте 2 мм зазора.

И напоследок еще одна немаловажная деталь:

при подрезке шифера при нахлесте, устанавливай тепловой зазор

не делайте как на этом фото (здесь практически нет зазора)

Лучше сделайте как здесь

Шифер представляет собой универсальный материал для кровли или забора. Его можно устанавливать вертикально и под любым углом. Однако при нарушении технологии монтажа он будет лопаться. Как правило, шифер лопается по волне. При использовании его в качестве материала для крыши, монтаж осуществляется на деревянную обрешётку. К обрешётке шифер крепиться обыкновенными строительными гвоздями или шурупами. В месте крепления под шляпку гвоздя или шурупа необходимо устанавливать шайбу, лучше всего использовать обрезиненные шайбы. В момент крепления важно не перетянуть шифер, перетяжка приводит к возникновению трещин. Кроме того шифер трескается от нагрузки на него при хождении человека по крыше. Для передвижения по крыше из шифера необходимо использовать деревянные мостки, это позволит уменьшить нагрузку. Обрешётка крыши должна быть выполнена из материала исключающего деформацию. Любая деформация в последствии приводит к появлению трещин. Таким образом трещины возникают по трём основным причинам – это перетяжка, деформация и неравномерная нагрузка.

Читайте также:
Как исправить ошибки в ремонте ванной, если завершена чистовая отделка

Как заделывать дырки и трещины в шифере — инструменты и материалы

Раньше шифер был одним из самых распространенных кровельных материалов. При грамотном монтаже он способен прослужить не одно десятилетие, однако под воздействием внешних климатических и механических факторов постепенно разрушается, что приводит к появлению на поверхности различных дефектов. Часть из них можно устранить на месте, для ликвидации других может потребоваться капитальный ремонт крыши.

  1. Причины возникновения дефектов
  2. Методология поиска дефектов
  3. Чем заделывают трещины и дырки в шифере
  4. Бутил-каучуковая лента
  5. Горячий битум и битумная мастика
  6. Монтажная пена и эпоксидная смола
  7. Цементно-песчаная смесь
  8. Влагостойкий клей на нитрооснове

Причины возникновения дефектов

Шифер — облицовочный стеновой и кровельный строительный материал

Теоретически срок службы шифера составляет более 15 лет, однако на практике ремонта он требует значительно раньше. Уже через 10 лет эксплуатации на листах кровельного покрытия появляются трещины, пробоины, деформации. Причины:

  • Низкая ударная прочность – повреждение шифера может быть вызвано падением ветки с близко расположенного дерева, брошенным камнем или хождением человека по крыше.
  • Биоугроза – атмосферные осадки не могут повредить шифер, однако способствуют бурному развитию мха, грибка, лишайника и других видов простейших биоорганизмов. Их колонии прочно закрепляются на шероховатой поверхности асбестоцемента, разрушая при этом структуру материала и создавая заторы воды. В свою очередь это увеличивает вероятность появления протечек.
  • Старение – шифер подвержен этим процессам, как и другие стройматериалы. Например, шиферная кровля выдерживает без изменения эксплуатационных параметров примерно 30 циклов, после чего водостойкость и прочность постепенно начинают снижаться.
  • С ошибками проведенный монтаж кровли – лист шифера может треснуть при слишком жестком креплении его к обрешетке. Появление трещин может быть вызвано также неправильным выбором крепежных изделий – использование обычных гвоздей вместо специальных кровельных.
  • Небрежная транспортировка и неправильное хранение шифера приводит к возникновению микротрещин, которые трудно заметить. Однако они могут дать о себе знать при любом воздействии на лист.
  • Неправильный выбор угла наклона крыши – шиферные листы, уложенные на обрешетку, будут испытывать излишнее напряжение и в конце-концов треснут.

Шероховатость шифера не дает визуально обнаружить на его поверхности мелкие дефекты, из-за которых лист может в любой момент прийти в негодность. Поэтому ищут их по сопутствующим признакам.

Методология поиска дефектов

Чаще всего повреждения возникают в местах вбивания гвоздей

Визуальных способов определения поврежденных листов шифера не так много. Существуют места, где дефекты возникают чаще всего:

  • края карниза, которые хорошо видны снизу;
  • гребень волны шиферного листа, куда вбиты гвозди.

Можно осмотреть кровлю со стороны чердака. Любое повреждение шифера проявляется в виде протечки. На внутренней стороне листа хорошо заметны мокрые темные пятна в треснутых местах. Если с шиферного листа капает вода – это явный признак наличия дефекта.

Чем заделывают трещины и дырки в шифере

Если шифер сильно поврежден, лучше заменить лист на новый

Прежде чем приступать к ремонту шиферной кровли, нужно определить, какие дефекты можно устранить, а какие потребуют замены поврежденного листа на новый.

Читайте также:
Как легко найти самую выступающую точку на стене

Если лист сильно треснул в поперечном или продольном направлении, заделывать нет смысла – через какое-то время все равно будет протечка. Если обнаружен небольшой дефект, то его заделывают одним из известных способов.

На шиферной кровле используют для передвижения специальный трап или доски, уложенные поперек волн.

Ремонт шифера начинают после тщательной очистки поврежденных участков от мусора и грязи.

Бутил-каучуковая лента

Наиболее эффективный материал для заделки дефектов — бутил-каучуковая лента

Использование для заделки дефектов самоклеящейся бутил-каучуковой ленты считается одним из наиболее эффективных способов ремонта шифера. Применяют этот нетканый водонепроницаемый материал, когда нужно герметизировать места стыка кровельного материала со стенами, трубами и пр.

Порядок выполнения ремонтных работ:

  1. Поверхность вокруг обнаруженного повреждения обезжиривают.
  2. Подготавливают отрезок ленты, размеры которого позволят перекрыть контур поврежденного участка на 5-10 см.
  3. Постепенно снимая полимерную пленку, защищающую клеевой слой, герметизирующую ленту аккуратно накладывают на поврежденный участок.
  4. После того как лента закроет трещину по всей длине, ее окрашивают водоотталкивающей краской.

Трещины большой ширины дополнительно армируют лентой-серпянкой, изготовленной из стекловолокна. При этом используется бутил-каучуковая лента с двухсторонним клеевым слоем.

  1. Двухстороннюю самоклеящуюся ленту укладывают по всей длине трещины.
  2. Аккуратно снимают защитную пленку с верхнего клеящего слоя.
  3. Укладывают ленту-серпянку.
  4. Поверх приклеивают одностороннюю бутил-каучуковую ленту.

Заплатку окрашивают водоотталкивающей краской.

Горячий битум и битумная мастика

Для замазки трещин используют горячий битум

Горячий битум используется при заделке трещин в шифере. Оптимальным вариантом считается укладка двух слоев рубероида с предварительным промазыванием их горячим битумом. Последний наносят и поверх заплатки.

В настоящее время вместо горячего битума чаще пользуются битумной мастикой. Делают это следующим образом:

  1. Очистив поврежденную поверхность от пыли и грязи, на нее кисточкой наносят битумную мастику.
  2. Поверх мастичного слоя укладывают ленту-серпянку и смазывают ее битумной мастикой.
  3. Накладывают два слоя рубероида, предварительно промазав их битумной мастикой.
  4. На верхний слой рубероида так же наносят мастику.

При необходимости число слоев рубероида можно увеличить, однако это способствует возникновению водного затора.

Монтажная пена и эпоксидная смола

Шиферные герметики сочетают с монтажной пеной и эпоксидной смолой

Шиферный герметик в сочетании с монтажной пеной и эпоксидной смолой позволяет надежно герметизировать поврежденную часть шифера. Однако достигнуть этого можно только соблюдая следующую последовательность работ:

Кромки трещины или пробоины обрабатывают напильником, после чего поврежденный участок обезжиривают.

Со стороны чердака под повреждение укладывают и надежно закрепляют подкладку. Недостаточное крепление приведет к тому, что расширяющаяся монтажная пена вытолкнет последнюю и герметизация будет нарушена.

  1. Трещину или пробоину заполняют монтажной пеной.
  2. Когда пена высохнет, ее излишки аккуратно срезают.
  3. На повреждение наносят шиферный герметик, который должен заполнить все поры в засохшей монтажной пене.
  4. После того как герметик для шифера засохнет, на заплатку наносят эпоксидную смолу. При этом она должна закрыть собой трещину, перекрыв ее края на 2-3 см.

Допускается для ремонта поврежденного шифера использовать специальные гидроизоляционные составы обмазочного типа, при изготовлении которых применяются смеси цемента и полимеров.

Цементно-песчаная смесь

Для заделки дефектов используют цементно-песчаную смесь

Для заделки дефектов используют смесь мелкого песка и цемента марки М500 в пропорциях 1:2.

Ремонт небольшой трещины или отверстия (дырки) осуществляют следующим образом:

  1. Поверхность шифера вокруг повреждения смачивают водой.
  2. Подготовленной ремонтной смесью замазывают поврежденный участок и разравнивают ее по толщине. Толстый слой раствора может способствовать образованию водяного затора.
  3. Как только «заплатка» засохнет, ее грунтуют, а после высыхания покрывают водостойкой краской.

Если площадь повреждения окажется достаточно большой, то нужно со стороны чердака уложить подкладку, предварительно придав ей форму волны.

Влагостойкий клей на нитрооснове

Влагостойкий клей на нитрооснове

При использовании для заделки дефектов на шиферных листах влагостойкого нитроклея, основная часть работ выполняется на чердаке. Обнаруженный дефектный участок обезжиривается, а края повреждения промазываются клеем. Затем берут полоску ткани, ширина которой превышает ширину повреждения на 10-12 см, обрабатывают ее с двух сторон клеем и накладывают на дефектную поверхность. После того как шиферный клей высохнет, трещины и дырки замазывают со стороны крыши песочно-цементной смесью.

Асбестоцементные листы крайне чувствительны к перепаду температур, поэтому при ремонте нельзя использовать высокотемпературные расплавы на основе церезина, смолы и базальтового порошка. Не рекомендуется также применять эпоксидные компаунды и чистую смолу. В сильные морозы эти материалы покрываются трещинами и постепенно вылущиваются из швов.

От разрушения кровлю из шиферных листов защищают нанесением специальной грунтовки с последующим окрашиванием крыши резиновой краской, создающей слой эластичной гидроизоляции.

Читайте также:
Пригодятся ли подсумки на стройке?

Характерные дефекты скатных кровель и способы их устранения

Крыши, в процессе длительной эксплуатации или в результате небрежно выполненных работ, приобретают общие или местные повреждения деревянных силовых конструкций, кровельного материала, которые следует укрепить или заменить.

Характерными дефектами силовых конструкций являются:

  • увеличенный прогиб стропильных ног,
  • расхождения сопряжений во взаимных врубках вследствие усыхания древесины,
  • загнивание участков стропил или мауэрлатов в местах длительных протечек кровли (особенно в ендовах и у карнизов).

На фото: просадка стропил в результате «работы» сырости и, соответственно, грибка.

Для кровель же характерны следующие дефекты:

  • нарушения защитной покраски,
  • протечки в сопряжениях с трубами и другими надстройками,
  • намокание утеплителя.

Деревянные конструкции крыш служат десятки, а иногда и сотни лет, но в неблагоприятных условиях они могут разрушиться за несколько лет, а, иногда, и месяцев.

Главным условием длительной эксплуатации деревянных конструкций является их нормальная влажность. При влажности древесины более 23%, в застойном воздухе, положительной температуре и при наличии грибковой инфекции, обычно имеющейся постоянно, складываются благоприятные условия для загнивания древесины и размножения дереворазрушаюших грибков.

Рассмотрим самые распространенные дефекты и наметим способы их устранения.

  1. Загнивание стропильных ног и мауэрлата
  2. Подтаивание снега на кровле и протечка кровли
  3. Нарушение герметичности в местах сопряжения кровли со стенами, парапетами и трубами
  4. Разрушение кровли падающей водой с крыши рядом стоящего здания
  5. Коррозия стальных листов металлических кровель

Загнивание стропильных ног и мауэрлата

  1. Использование при строительстве сырой древесины (влажность более 25%) и недостаточная вентиляция чердака (высоко расположенные слуховые окна, малая их площадь, отсутствие чердачных продухов).
  2. Отсутствие или повреждение пароизоляции, отсутствие воздушных продухов или закупоривание их концов, применение сплошной (без зазоров) контробрешетки вместо разреженной (в варианте теплых мансардных кровель).
  3. Увлажнение древесины стропильных ног и мауэрлата при протечке кровли.
  4. Отсутствие гидроизоляционного слоя между древесиной и кладкой и увлажнение древесины от кладки.

Способы восстановления и усиления:

  1. Деревянные накладки применяют при одиночном повреждении стропильных ног. Усиление проводят установкой деревянных накладок, пропускаемых через вырезы в подстропильном брусе. Опирание накладок на стену должно быть всем торцом с последующей установкой проволочной скрутки.
  2. Прутковые протезы применяют при массовом повреждении стропильных ног. До начала работ поврежденную стропильную ногу укрепляют на временных опорах, разбирают покрытие и выпиливают сгнившую часть ноги или мауэрлата. Протез надевают на стропильную ногу и укладывают на мауэрлат. Спиленный торец стропильной ноги упирают в опорную площадку протеза, которая предотвращает ее сползание. Жесткость верхнего сжатого пояса протеза обеспечивает раскосная решетка.
  3. Накладки, опирающиеся на балку, применяют при необходимости замены сгнившего участка мауэрлата и конца стропильной ноги. До начала работ стропильную ногу укрепляют временными опорами, вырезают сгнившие участки ноги и мауэрлата, забивают в кладку костыли, и укладывают на них балку. В эту балку упирают две накладки, закрепленные на гвоздях по обе стороны стропильной ноги. Обрешетку поддерживают новой удлиненной кобылкой. При необходимости замены старой кровли на новую из современных материалов часто возникает нужда в увеличении крутизны скатов или увеличении несущей способности силовых конструкций.
  4. Для увеличения несущей способности стропильных ног применяют установку разгружающих балок, разгружающих двухсторонних накладок и разгружающих подкосов. При реконструкции кровли под более крутой скат устанавливают новые стропила, сращивая их со старыми дощато-гвоздевой перекрестной стенкой. Образующаяся при этом элементарная ферма обеспечивает не только новый уклон, но и повышенную жесткость стропильной конструкции в целом.
Читайте также:
Инженерные изыскания для строительных проектов: суть, задачи и состав

На фото: реконструкция стропильной системы скатной крыши.

Подтаивание снега на кровле и протечка кровли

Причина дефектов и повреждений:

  1. Разрушение кровли вследствие застоя и замерзания на ней воды.
  2. Недостаточная толщина утеплителя чердачного или кровельного перекрытия либо потеря им теплозащитных свойств в результате уплотнения и увлажнения.
  3. Застой воздуха на чердаке или в конструкции мансардной кровли вследствие малой площади отверстий в крыше, либо неправильного расположения слуховых окон.

На фото: результат протечки кровли.

Способы восстановления и защиты:

  1. В чердачном помещении изучить характер движения воздуха и его температуру (она не должна превышать 2° С при любой отрицательной температуре наружного воздуха) и устроить дополнительные продухи и слуховые окна. Площадь сечения слуховых окон и продухов должна составлять 1/300 — 1/500 площади чердачного перекрытия. Ширину продухов принимают в 2 — 2,5 см.
  2. Измерить и при необходимости увеличить до расчетной толщину утеплителя. Слежавшийся утеплитель разрыхлять примерно один раз в пять лет. У наружных стен по ширине до 1 м. толщина его может быть больше расчетной до 50%. А в старых домах, где утепление производилось по старым нормам, увеличение толщины утеплителя вдоль наружных стен нужно производить обязательно. Проверить и, если нужно, восстановить пароизоляцию.
  3. В утепленных мансардных кровлях пароизоляцию, толщину утеплителя и воздушной прослойки необходимо тщательно контролировать в процессе строительства, если нет желания потом разбирать кровлю.
  4. Произвести замену поврежденных участков кровельного покрытия.

Нарушение герметичности в местах сопряжения кровли со стенами, парапетами и трубами

На фото: сопряжение кровли с трубой заделано монтажной пеной, что совершенно неправильно и недопустимо!

Причина дефектов и повреждений:

  1. Неправильное или небрежное устройство сопряжения кровли с конструкцией (отсутствие выдры, бандажа).
  2. Разрыв гидроизоляции кровли при осадке сооружения или его отдельных конструкций.

Способы восстановления и усиления конструкций:

  1. При стыковке кровли с парапетом в последнем выполнить штрабу. Установить в штрабу деревянную рейку, затем вставить металлический фартук и заделать цементным раствором.
  2. При сопряжении кровли с асбестоцементной трубой металлический фартук укрепить с помощью асбестоцементной муфты на цементном растворе с уплотнением из волокнистых материалов.
  3. При сопряжении кровли с дымовой трубой или вентиляционной шахтой на последних должна быть выполнена выдра.

Разрушение кровли падающей водой с крыши рядом стоящего здания

Причина дефектов и повреждений:

  1. Применение неорганизованного отвода воды с кровли.
  2. Засорение водосточных труб или желоба при организованном водостоке.
  3. Неправильное устройство гидроизоляционного покрытия крыши пристройки.

Способы восстановления и усиления конструкций:

  1. Очистить водосточные трубы от засорения и произвести ремонт желоба.
  2. При неорганизованном водостоке в месте сопряжения рядом стоящих строений установить металлический фартук из оцинкованной кровельной стали, на крышу строения, в месте падения воды, уложить водоотбивную деревянную решетку.

Коррозия стальных листов металлических кровель

На фото: ржавеющая кровля многоэтажки.

Для восстановления защитного слоя металлической кровли ранее применялись суриковая замазка, олифа оксоль. В настоящее время их заменили герметики и специальные материалы, в состав которых входят антикоррозийные ингибиторы, которые обладают всеми положительными характеристиками, как-то:

не вступать во взаимодействие с металлом в плане образования коррозии;

иметь пластичную структуру, которая бы обеспечивала равномерное растяжение наносимого слоя в процессе теплового расширения металлических листов под действием солнечных лучей и положительных температур воздуха;

не растрескиваться при минусовых температурах и под действием ультрафиолета;

иметь хорошие адгезионные свойства.

Оцинкованная сталь через 8 — 10 лет теряет защитные свойства в фальцах и желобках. Для предохранения от разрушения её очищают от коррозии и обрабатывают специальными составами.

Читайте также:
Как законно перенести "мокрую зону" кухни в квартире-студии

При учёте всех факторов, влияющих на кровлю, она может служить очень долго. А для это нужно всего лишь: правильно выбрать сечение стропил, рассчитать толщину утеплителя, выполнить пароизоляцию с проклеиванием швов и сделать надежное гидроизоляционное покрытие.

Ремонт шиферной крыши

В России шиферные кровли получили широкое распространение еще в прошлом веке, и до сегодняшних дней востребованность этого кровельного материала не потеряла своей актуальности. Несмотря на то, что в Европе производство асбестоцементных листов практически запрещено, по причине канцерогенности асбеста, входящего в состав шифера, в России его производят и поныне.

Не каждый домовладелец может позволить себе полную замену старого кровельного покрытия, поэтому ремонт шиферной крыши можно произвести, как частично заменяя асбесто-цементные листы, так и заделывая трещины и повреждения специальными современными составами.

Дефекты шиферной кровли

Хотя срок службы щиферных крыш и велик, но всему приходит свое время, и наступает момент, когда крыша из шифера требует ремонта. Основные дефекты асбестоцементных листов, проявляюшиеся в процессе эксплуатации могут вызываться различными причинами, но все они служат причиной ремонта шиферной крыши.

  • Ввиду хрупкости материала могут возникнуть трещины и сколы при транспортировке или монтаже, которые сразу не были замечены.
  • Шифер повредился в процессе укладки его на крышу, это могло возникнуть при сильном давлении шиферных гвоздей.
  • Образование трещин в листах от того, что были сделаны маленькие отверстия для крепежных гвоздей или винтов. По технологии перед тем, как прикрепить шифер к основанию кровли, в листах должны быть просверлены отверстия большего диаметра, чем диаметр крепежного элемента.

дефекты шиферной крыши

  • Растрескивание асбестоцементных листов может происходить из-за резких температурных перепадов в окружающем воздухе. Поскольку шифер имеет свойство набирать в себя влагу, мокрый материал при резком наступлении отрицательной температуры приводит к нарушению целостности листа, и постепенно шифер теряет свои гидроизоляционные свойства.
  • Трещины в шифере могут возникать при механическом повреждении в результате хождения людей по кровле.
  • Как правило, шиферная кровля с течением времени покрывается мхом и лишайником, что также приводит к её постепенному разрушению.
  • Способы устранение мелких дефектов

    Независимо от причины возникновения дефектов кровли их устранение возможно несколькими способами. Ремонт шиферной крыши начинается с осмотра всей поверхности кровли и обследования состояния стропильной системы.

    • Первый способ заключается в смене всего кровельного покрытия, радикальном ремонте стропильной системы.
    • Второй метод – частичная замена шифера
    • Третий способ – косметический ремонт шифера, заделывая трещины простым способом, а дыры наложением заплат, что позволит продлить жизнь такой кровли лет на пять, не более. Использование современных гидроизоляционных материалов добавит крыше еще пять лет жизни.

    Как заделать трещины в шифере?

    • Обнаруженные трещины очищают от грязи, мха, мусора посредством щетки и промывки сильной струей воды.
    • Пока место ремонта просыхает, готовят состав смеси для ремонта из клея ПВА, высокопрочного цемента марки 400 и асбеста. Асбест можно натереть из листов шифера или купить готовый. Если натирать асбест на терке из листов, нужно обезопасить себя от вдыхания мелких частиц материала, одев респиратор. Смесь готовится из 2частей цемента, 3 частей асбеста и добавляется раствор ПВА с водой в соотношении 1:1. Полученную смесь хорошо перемешивают, доводя её до консистенции сметаны.

    трещины в шифере

  • Перед тем как нанести смесь на поврежденные места шиферной кровли, их обрабатывают грунтовкой из смеси клея ПВА и воды, приготовленной в соотношении 1:3 (одна часть клея и три части воды).
  • На обработанные грунтовкой места наносят два слоя ремонтной смеси, при этом соблюдают толщину наносимых слоев. Необходимо, чтобы общая толщина ремонтного слоя была больше, чем 2 мм. Естественно, что ремонт нужно производить в сухую погоду, желательно не солнечную, чтобы слой асбеста с цементом высыхал естественным путём, набирая прочность постепенно.
  • Можно сделать ремонт кровли из шифера с помощью современных гидроизоляционных материалов, таких, как например Гипердесмо. В этом случае крыша прослужит дольше, чем при первом способе ремонта.

    В этом случае, очищенное от грязи и мха место кровли протирают ацетоном, бензином или уайт-спиритом, что снимает слой жира с поверхности шифера. В зимнее время, при очищении участков кровли применяют газовую горелку или паяльную лампу для того, чтобы просушить место ремонта. Поверхность кровли грунтуется жидким раствором того же герметика ( разбавляется ксилолом в размере 5-10% от общей массы), после чего сам герметик наносится при помощи пистолета или вручную – шпателем. Через 5-6 часов на слой герметика укладывается стеклоткань и снова наносится слой герметика. Подробные рекомендации при использовании современных материалов даются в инструкции к каждому виду герметика.

    Для увеличения срока службы шиферной кровли, её необходимо покрасить специальными красками.

    Полная замена асбестоцементных листов

    Если при осмотре кровли обнаружилось, что косметический ремонт уже не поможет, остается кардинальный метод решения проблемы – замена шифера. В этом случае ремонт крыши из шифера начинается с демонтажа старых асбестоцементных листов.

    При демонтаже аккуратно удаляются все шиферные гвозди или другие элементы крепления, листы опускаются на землю. Далее производится осмотр стропильной системы на предмет, потому что вследствие протечек кровли, на стропильной системе может образоваться грибок или начаться процесс гниения древесины.

    Особенное внимание при осмотре деревянных элементов нужно уделить стропилам, поскольку это главные несущие конструкции, а учитывая, что шифер имеет значительный вес, то весь вид кровли во многом зависит от их надежности и крепости.

    Подвергшиеся гниению элементы стропильной системы удаляют и заменяют новыми. После чего вся стропильная система обрабатывается антисептиками, предохраняющими её от гниения.

    Смета на ремонт кровли шиферной, кроме стоимости самого кровельного материала в виде асбестоцементных листов, должна предусматривать и стоимость паро- и гидроизоляционных материалов, необходимого количества древесины на замену элементов стропильной системы. При необходимости меняется утеплитель, если таковой был или проводится первоначальное утепление шиферной крыши.

    После укладки всех необходимых слоев паро и гидроизоляции начинают монтаж асбестоцементных листов. Укладка листов шифера производится с нижнего угла ската кровли. При этом обращают внимание на преимущественное направление ветра в данной местности и делают нахлест шифера с подветренной стороны.

    • Асбестоцементные листы укладываются одной крайней волной на предыдущий лист. После выполнения укладки первого ряда листов, начинают монтировать второй ряд, делая напуск не менее 10 см на первый ряд, если уклон кровли более 25 градусов.
    • При меньшем уклоне напуск увеличивается и может составлять до 20 см. На кровлях с минимальным уклоном места стыков шифера дополнительно заливаются силиконовыми герметиками.
    • Крепление шифера к обрешетке производится с помощью специальных шиферных гвоздей, имеющих оцинкованную шляпку и резиновую шайбу. Перед тем как забивать гвозди в шифере сверлится отверстие, чуть большего диаметра, чем диаметр самого гвоздя. В этом случае не будет происходить растрескивание асбестоцементного листа.
    • По ходу укладки шифера производятся все необходимые работы по гидроизоляции мест примыкания шифера к дымовым трубам, коньку, к ендовам и разжелобкам.

    Для сохранности шифера и продления срока его службы рекомендуется новую кровлю окрасить акриловыми красками, а так же при проведении монтажа пользоваться специальными трапами для хождения по кровле.

    Ремонт крыши из шифера: как обнаружить и исправить дефекты поверхности

    Владельцы шиферных крыш нередко сталкиваются с необходимостью поточных ремонтных работ на кровельном покрытии. В статье рассказывается об особенностях ремонта шиферной крыши. Изложенный ниже материал познакомит вас с достоинствами и недостатками шифера и причинами появления дефектов поверхности. Вы узнаете, как обнаружить различные виды дефектов, какие популярные способы восстановления кровли из шифера существуют и как подготовиться к ремонту крыши.

    О шифере

    Несмотря на разнообразие современных кровельных материалов в частном секторе по-прежнему привычны двухскатные крыши, крытые шифером. Этот материал пользуется неизменным спросом при возведении жилых домов, садового жилья и хозяйственных построек благодаря следующим достоинствам:

    • Бюджетная стоимость. По цене шифер выигрывает у большинства кровельных материалов.
    • Долгий срок эксплуатации.
    • Простой монтаж и не вызывающая трудностей механическая обработка.
    • Низкая теплопроводность. В отличие от профнастила или металлочерепицы шиферное покрытие в солнечный день нагревается слабо.
    • Благоприятные физические свойства. Шифер негорюч, устойчив к влаге, хорошо поглощает шум во время дождя, достаточно твердый, чтобы выдержать вес человека.

    Противники использования шиферного покрытия указывают на следующие недостатки:

    • Состав. Шиферные листы изготавливаются из смеси цемента и волокон асбеста. Волокна увеличивают прочность и огнестойкость материала, но, вместе с тем, доказано вредят здоровью человека (при попадании асбестовой пыли в дыхательные пути).

    Причины появления дефектов

    На крышах с пологими скатами срок службы шифера оценивается в 15 лет, с крутыми скатами — достигает четверти века. Но на практике оказывается, что ремонт крыше из шифера требуется гораздо раньше. Причиной большинства кровельных дефектов является низкая ударная прочность материала. После первых десяти лет эксплуатации на асбестоцементной поверхности видны следы времени: сколы, деформации и трещины, а иногда и пробоины. Неизбежность ремонтных работ обеспечивают следующие причины:

    • Низкое качество материала. Этим отличается шифер кустарного производства, изготовление которого велось с нарушениями рецептуры смеси и технологии.

    Виды дефектов и как их обнаружить

    Все эти неприятности рано или поздно приведут к необходимости ремонта кровли из шифера. Главной проблемой является своевременное обнаружение дефектов (обычно трещин), что не сложно в случае гладкой металлической крыши, но затруднительно на шероховатой неоднородной поверхности шифера. Не обнаруженные вовремя протечки открывают путь влаге в подкровельное пространство, теплоизоляция пропитывается водой и перестает выполнять свои функции, страдает стропильная система, а вас ждет серьезный ремонт.

    Шиферная крыша (особенно после долгой службы) требует к себе внимательного отношения. Специалисты рекомендуют осматривать подкровельное пространство после каждого ливня. О наличии проблемы в самом начале может свидетельствовать запах сырости. Первый видимый признак — появление пятна плесени, которое явно указывает на место протечки. Если изнутри трещин не видно, дополнительно можно осмотреть на просвет места соединения листов шиферными гвоздями, воспользовавшись фонариком. Трещины на поверхности шифера нуждаются в разном ремонте, повреждения можно классифицировать следующим образом:

    • Небольшая трещина на верхней (выступающей) волне. Такой дефект часто возникает после сильных морозов. Его проще всего заметить при внешнем осмотре, поскольку под таким незначительным повреждением вода не застаивается, и протечка наблюдается только после сильного дождя. Это самый безобидный дефект, который легко поддается исправлению.

    Видео описание

    О заделке трещин на крыше гаража в следующем видео:

  • Заделываем трещины в шифере на крыше гаража на даче

    Виды ремонта

    Несмотря на то, что шиферная кровля характеризуется низкой устойчивостью к повреждениям, большинство легко исправляется локальным ремонтом и незначительными денежными тратами. В целом ремонт шиферной кровли по степени вмешательства делится на три разновидности:

    • Мелкий. Успешно справляется с мелкими дефектами, трещинами или незначительными отверстиями. В таких работах хорошо зарекомендовали себя современные герметики и битумные мастики.
    • Частичный. В некоторых случаях (крупный пролом, длинная поперечная трещина) неизбежна замена испорченного листа. Сделать это несложно — шиферная кровля является ремонтнопригодной конструкцией, допускающей замену отдельных листов. Попутно можно проверить (и при необходимости улучшить) состояние слоев гидро- и теплоизоляции.
    • Капитальный. Проводится при обширных неисправностях, вызванных чаще всего почтенным возрастом крыши. Обычно он сопровождается не только заменой шиферного покрытия, но и выравниванием основания, полной или частичной заменой элементов стропильной конструкции.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: