Последствия ошибок при вязке арматурных прутьев

Типичные ошибки армирования железобетонных конструкций и риски, с ними связанные

Ошибки армирования железобетона

Самодеятельное или самостоятельное выполнение строительных работ – наиболее частая причина ошибок и брака в индивидуальном строительстве. На объектах, возводимых подрядным способом, то есть – с использованием труда специалистов, также может встретиться недостаточно качественная работа, вызванная некомпетентностью, невнимательность и даже недобрым умыслом.

Изготовление и монтаж железобетонных конструкций – одно из наиболее востребованных на любой стройке технических решений для многих видов зданий и сооружений. Вот несколько примеров конструкций, изготавливаемых преимущественно из железобетона:

  1. Элементы фундаментов и опор
  2. Подземные конструкции
  3. Сооружения гидротехнического характера
  4. Элементы, работающие на сжатие – колонны и столбы
  5. Конструкции, работающие на изгиб – балки, прогоны, пояса, перемычки.

Распространение современных конструкций опалубки позволяет сооружать перекрытия из монолитного железобетона, другие непростые и интересные конструкции.

ЖЕЛЕЗОБЕТОН И ЕГО СВОЙСТВА

Основные идеи бетона, как конструктивного материала, были проработаны ещё во времена Древнего Рима. Однако главный и гениально простой метод получения чрезвычайно эффективного материала на основе бетона был найден значительно позднее – в 19 веке.

Именно к этому времени относится начало попыток армирования бетона стальными элементами.

Гениально простая идея работы железобетона сводится к тому, что в этом материале два основных компонента функционируют с наибольшей целесообразностью. Бетон, искусственный камень, воспринимает усилия сжатия, а сталь в виде арматуры разного типа сдерживает растягивающие усилия, сопротивляться которым бетон практически не в состоянии. За более сотни лет создания и эксплуатации железобетона сформировались основные характеристики этого материала и способы его применения в дело:

  1. Сформированы теоретические основы и практические особенности расчёта железобетонных конструкций
  2. Налажено производство необходимых видов цемента, сформировался наиболее выгодный стандартный ассортимент стальной арматуры
  3. Отработана технология изготовления сборных железобетонных конструкций в производственных условиях и монолитных – на стройплощадке
  4. Развиты методы инструментального неразрушающего контроля качества железобетона, которые используют специализированные компании и лаборатории (http://prokontrol.ru/).

Разработка железобетонных конструкций включает в себя расчётную часть, на основании которой определяется количество и характер расположения арматуры, марка и тип бетонной смеси.

Поиск лучших решений железобетонных конструкций не останавливается. Предметом поиска является широкий спектр проблем, например:

  • Новые бетонные смеси с особенными свойствами
  • Новые и более эффективные типы арматуры – проволока, предварительно напряжённые конструкции
  • Технологии изготовления и новаторские конструкции с уникальными параметрами
  • Более разнообразный и универсальный ассортимент типовых и серийных изделий

Изготовление железобетонных конструкций

Производство железобетонных конструкций существует в двух основных формах – изготовление серийных и некоторых индивидуальных конструкций на производстве и возведение монолитных структур в построечных условиях.

Вот основные этапы изготовления конструкций из железобетона:

  1. Сооружение опалубки на стройке или подготовка формы на производстве
  2. Монтаж арматурного каркаса
  3. Приготовление или доставка готового бетона и укладка его в опалубку или форму
  4. Обработка бетона (вибрирование, центрифугирование, выравнивание верхней (открытой) поверхности
  5. Твердение и набор прочности, чаще всего – методом пропаривания в заводских условиях или в естественной обстановке стройки.
  6. Контроль качества.

В последовательности этих операций особенную роль играет сооружение опалубки, от которой зависит точность геометрии конструкции и качество бетона. Не менее важен этап сооружения арматурного каркаса, который в построечных условиях почти всегда делается вручную.

Профессионалы железобетонных работ, занятые проектированием и изготовлением конструкций, стремятся упростить трудоёмкий этап сооружения опалубки и вязки арматурного каркаса. Опыт практических строительных работ с железобетоном – точный критерий эффективности многих технических решений в этом секторе.

АРМАТУРНЫЙ КАРКАС ЖЕЛЕЗОБЕТОНА – ОСОБЕННОСТИ И ОШИБКИ

Ключевой этап создания железобетонной конструкции – вязка каркаса. В самом деле, большинство элементов армирования железобетонных структур и изделий собирают воедино, скрепляя арматурные прутья связкой из тонкой мягкой проволоки.

Эта технология распространена во всем мире, поэтому многие интересные находки и изобретения в этой сфере очень быстро становятся всеобщим достоянием.

Проект и каркас

Точное инженерное решение арматурного каркаса – часть общего проекта железобетонной конструкции. Грамотный и качественный проект не только гарантирует работоспособность будущей структуры, но и даёт исчерпывающую информацию для её изготовления.

В частности, в проекте железобетонной конструкции (форма и содержание такого проекта нормируется) есть такие обязательные компоненты:

  • Спецификация арматурных стержней, иначе – исчерпывающий список стальных деталей, которые необходимо приобрести для объекта
  • Чертежи разной степени детализации, определяющие каждому арматурному пруту своё место
  • Указания о размещении арматурного каркаса в опалубке, определяющие параметры защитного слоя
  • Данные для изготовления и размещения закладных деталей.

Качество проектных материалов – не единственное условие для успешного и рационального процесса создания железобетонной конструкции. Компетенция исполнителей и их руководства – второй решающий фактор.

Ошибки при изготовлении арматурного каркаса

Ошибки исполнителей, как причина брака в изготовлении арматурного каркаса встречаются значительно чаще ошибок в проектировании. Главная причина таких ошибок строителей – недостаточный опыт и квалификация, а также – отсутствие компетентного руководства.

Оставив без рассмотрения грубые ошибки с полностью неправильной сборкой каркаса, можно выделить такие наиболее распространённые изъяны этой стадии создания железобетонных конструкций:

  1. Недостаточно прочный каркас, теряющий геометрию под воздействием укладываемого и уплотняемого бетона
  2. Ошибки в величине защитного слоя
  3. Самовольное увеличение параметров армирования с целью дополнительного, не предусмотренного проектом, усиления
  4. Недостаточно точное размещения главных рабочих стержней
  5. Неправильное изготовление типовых деталей каркаса, не оговорённых материалами проекта, например – отгибов и хомутов круглой гладкой арматуры
  6. Ошибки в марке или классе прочности использованной арматуры.

Основной состав «авторов» таких нарушений и ошибок – самодеятельные строители, участники «самоорганизованных» бригад, домашние мастера-умельцы. Большая часть таких ошибок объясняется стремлением усилить конструкцию, предложенную проектом, а такое желание возникает из-за отсутствия профильного образования и опыта работы на серьёзных объектах.

Некоторые ошибки исполнители замечают самостоятельно и оперативно избавляются от них. Так, недостаточно прочный каркас смещается под действием веса бетона и спешное исправление положения вместе с риском значительных убытков вынуждает авторов ошибки самостоятельно следить за недопущением подобного в будущем, а нарастающий опыт позволит своевременно принимать верные решения из тех, что не оговорены проектом.

Распространённая ошибка в виде неправильно заданной величины защитного слоя достаточно сложна в своевременной диагностике. Назначение правильного защитного слоя осложняется тем, что самые важные арматурные стержни расположены в непосредственной близости к наружной поверхности бетона.

Читайте также:
Что будет если покрасить стены просроченной краской

Некоторые ошибки, кажущиеся незначительными, могут оказать существенное воздействие на характеристики изготавливаемого железобетона. Неточное размещение основных рабочих стержней или применение марки арматуры, отличной от проектной – характерные примеры таких ошибок.

Обнаружение ошибок серьёзного характера и масштаба – причина для принятия важных решений о судьбе конструкции или всего объекта. Кроме демонтажа некоторых ответственных конструкций с обнаруженным браком арматуры, есть возможность усиления, в крайнем случае – ограничении или изменении расчётных нагрузок.

Предупреждение вреда от ошибок армирования

Основной метод предупреждения потерь и даже аварий, к которым могут привести ошибки армирования железобетонных конструкций – своевременный контроль укладки арматуры. Этот метод практикуется везде, где железобетон делается в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

В зависимости от степени ответственности конструкций определяется степень строгости контроля и состав специалистов, его производящих. В большинстве случаев такой контроль оформляется документально, после чего строители могут приступать к укладке бетона.

В случае, когда требуется оценить качество готовой железобетонной конструкции, ничего другого не остаётся, кроме применения методов неразрушающего контроля. Сегодня есть немало достаточно точной аппаратуры с помощью которой могут быть получены многие данные о железобетоне, в том числе такие:

  1. Марка прочности бетонного тела
  2. Точные места расположения арматурных прутьев и их параметры
  3. Степень коррозии арматуры
  4. Однородность бетона и наличие в нём трещин и повреждений.

Важно, чтобы строители, особенно те, кто получил квалификацию самостоятельно, понимали важность и ответственность правильного армирования железобетона по проекту. Такое понимание будет тем лучше, чем в большей степени оно основано на знании механики работы этого замечательного материала.

Хорошая квалификация строителя позволит не только избежать рисков снижения характеристик конструкций, но и ощутимого удорожания сооружений из-за ненужного и даже бессмысленного усиления. Специалисты в области инвестиционных проектов должны понимать, что полноценную оценку характеристик железобетонной конструкции можно получить только по результатам выполнения измерений неразрушающего контроля.

Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

Способы вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.
Читайте также:
Как не стоит совмещать ванную с туалетом

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

На видео ниже, профессиональный арматурщик показывает как правильно выполнять простой узел вязки арматуры крючком, и какой скорости можно достичь работая данным инструментом.

«Мёртвый узел»

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дёшево. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считанные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, у не очень опытного арматурщика уходит 9 секунд. Если вязать автоматизированным крюком, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1-2 секунды на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр – 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Основные правила вязки арматуры под ленточный фундамент

Ленточный фундамент необходимо усиливать при помощи арматурного каркаса. Он предотвращает разрушение бетона при деформирующих и линейных нагрузках.

Читайте также:
В чем секрет аккуратной отделки стен ПВХ-панелями

От качества армирования зависит прочность, надежность и долговечность фундамента, а также всей постройки. Соединять прутки арматуры в каркасе можно при помощи сварки или вязки.

Вязка применяется чаще. В этой статье рассмотрим технологию, схемы, правила выполнения и особенности вязки арматуры под ленточный фундамент.

Какую арматуру используют?

Первым этапом создания армирования является выбор арматуры. По материалу изготовления арматура, используемая для фундаментных каркасов делится на металлическую и композитную. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Металлическая

Металлические прутки применяются в строительстве фундаментов давно.

Это классический проверенный вариант материала. При возведении частных домов применяется металлическая арматура, изготовленная по ГОСТу 5781-82.

Арматура, соответствующая данному стандарту делится на 6 классов. Чем выше класс, тем прочнее материал.

Арматура всех классов кроме первого изготавливается преимущественно с рифленой поверхностью. Благодаря рифлению прутки лучше схватываются с бетоном.

В малоэтажном строительстве применяется в основном материал 3 класса с диаметром 12-18 мм. Из него выполняют продольные элементы каркаса, которые несут основную нагрузку армирования.

Для хомутов, перемычек и дополнительных элементов используется гладкая арматура первого класса. Она дешевле более прочных аналогов, при этом хорошо гнется, облегчая работу мастера.

Композитная

Это современный материал, применяемый в строительстве бетонных конструкций только в последние годы.

Сырьевой основой изготовления композитных прутков может быть:

  • базальтопластик;
  • углепластик;
  • стеклопластик.

Композитная арматура дороже металлической. Но ее популярность растет, так как она обладает более привлекательными характеристиками. Из трех основных вариантов композитного материала наиболее востребованной стала стеклопластиковая арматура. Ее цена ниже стоимости двух других вариантов, а показатели прочности достаточно высокие.

Композитный вид материала в отличие от металлической имеет низкую теплопроводность. Поэтому каркасы из нее не повышают уровень теплопотери здания через фундамент. Кроме того, композитные прутья не подвержены негативному воздействию перепадов температуры и повышенной влажности. Поэтому она более долговечна.

С композитным материалом проще работать. Он легче металлического, а в процессе вязки и укладки не оставляет следов ржавчины на руках и одежде. Но сказать однозначно, что композитное армирование лучше металлического нельзя. При выборе материала следует сравнивать все свойства.

Главные отличия композитного (полимерного) материала от металлического:

  1. Композитные прутья можно только связывать, их нельзя соединять сваркой.
  2. Полимерные материалы при сильном нагревании теряют упругость, чего не происходит с металлом.
  3. Упругость стеклопластика в обычном состоянии в разы меньше, чем у металла.
  4. Стеклопластик является слабогорючим самозатухающим материалом, в то время как металл относится к материалам негорючим.
  5. По показателю теплопроводности выигрывает стеклопластик.
  6. Композитная арматура не проводит электричество.
  7. Стеклопластик не поддается коррозийным процессам.
  8. Полимерные прутья в 3,5 раза легче металлических.
  9. Прочность на растяжение у композитной арматуры на порядок выше.

Правила

Перед началом вязки арматуры в каркас, необходимо подготовить продольные и поперечные прутки, а также хомуты и проволоку.

Все это нарезается под определенную длину.

Кроме этого для правильной обвязки следует подготовить схему, по которой будет сооружаться каркас. Расчет материала осуществляется на основании выбранной схемы.

Можно ли сваривать?

Металлические прутья каркаса могут соединяться путем вязки или сварки. Оба варианта допустимы. Сварка требует меньше времени и усилий. Но имеет явные недостатки – при сварке металл теряет прочность.

Кроме того, сварка дает жесткое соединение, которое может негативно повлиять на бетон при усадке. Еще один недостаток сварки – сварочные швы могут со временем под механическим воздействием разрушиться, и каркас станет неэффективным.

Профессиональные строители предпочитают сверке обвязку. Это более трудоемкий вариант соединения, если выполнять его вручную.

Но он обеспечивает: гибкую фиксацию,не нарушающую целостность бетона при усадке, подвижности почвы, вибрациях.

Прутья сохраняют изначальные характеристики, так как не подвергаются перегреванию.

Зависит ли схема вязания от этажности строения?

Принцип вязки арматуры от размеров здания не зависит. Но, чем массивнее здание и основательнее армирующий каркас, тем более высокие требования к проволоке для вязки.

Для надежности вместо проволоки иногда применяют пластиковые хомуты. Они дороже, но крепче проволоки. Для легкого одноэтажного дома достаточно простой вязки сложенной вдвое проволокой.

Способы фиксации и схемы обвязки

Варианты вязки для металлической и композитной арматуры немного отличаются. Существует еще способ установки арматуры, при котором используются дополнительные пластиковые фиксаторы. Рассмотрим подробнее разные приемы вязки.

Металлической арматуры

Порядок действий:

  • нарезать проволоку для вязки отрезками по 25-30 см;
  • из сложенного отрезка сделать крючок, загнув край с петлей;
  • получившимся крючком обхватить пересечение прутков, которые нужно зафиксировать;
  • петля натягивается вязальным крючком;
  • к петле подтягиваются противоположные свободные края проволоки;
  • свободные концы обматываются вокруг петли;
  • крючком, продетым в петлю, проворачивать до тех пор, пока проволока не затянется вплотную к арматуринам;
  • в конце процесса крючок высвобождается из петли, свободные концы подгибаются к узлу.

Можно использовать другой вариант:

  1. купить специальные крепежные элементы с двумя петлями по краям;
  2. наложить элемент на место соединения прутьев;
  3. обхватив скрещение прутьев соединить петли;
  4. вставить крючок сразу в две петли;
  5. проворачивать крючок до полного прилегания проволоки к узлу.

При строительстве массивного здания имеет смысл применять не проволочные, а пластиковые соединительные элементы в виде готовых хомутов.

Их достоинства:

  • повышенная прочность связки;
  • простота и высокая скорость вязки;
  • можно выполнить фиксацию без дополнительных инструментов.

Есть у пластиковых хомутов и свои недостатки:

  • нельзя осуществлять вязку пластиковыми креплениями при минусовой температуре, так как в этих условиях пластик теряет эластичность;
  • прочность пластиковых креплений становится высокой только после заливки и затвердения бетоном, до этого момента они ненадежны;
  • стоимость пластиковой вязки на порядок выше традиционной проволочной.
Читайте также:
5 пунктов расхода в ремонте, к которым многие не готовы

Иногда соединение элементов выполняется при помощи готовых скоб из упругой стали. Они имеют форму скрепки, легко устанавливаются, обеспечивают надежное крепление. Но стоят достаточно дорого.

Стеклопластиковой

Стеклопластиковые прутья можно связать металлической проволокой. Но чаще используются пластиковые крепления. Это могут быть защелкивающиеся крепежи или затягивающиеся хомуты.

Применение композитного материала для армирования существенно увеличивает бюджет строительства. Если застройщик не стремится максимально снизить затраты, он может закупить и пластиковые крепежи.

Применение фиксаторов

Пластиковые фиксаторы для удержания прутьев в определенном положении относительно всей конструкции, называются бобышками. Их применяют в качестве калибраторов для боковых прутков, как временные фиксирующие элементы или как подставки под нижние продольные прутья.

При заливе ленточного фундамента между стенками опалубки и прутьями арматуры должно сохраняться расстояние в 50 мм. В большинстве случаев бобышки используются для сохранения этого расстояния.

Ниже представлена схема различных способов вязки арматуры:

Методы

Вязать арматуру можно разными методами:

  1. вручную;
  2. при помощи инерционного полуавтоматического крючка;
  3. с применением специального вязального пистолета.

Ручная

Схема вязания от инструмента не зависит. Выше описана вязка вручную, то есть при помощи обычного крючка.

Такой инструмент можно приобрести в строительном магазине или изготовить самостоятельно. Его делают из заточенной арматуры. Ручку наплавляют растопленным пластиком.

Сам крючок может иметь практически любой изгиб и длину. Мастер выбирает наиболее удобную для себя конфигурацию крючка опытным путем.

Данный вариант применяется при самостоятельном возведении небольших построек, когда важна экономичность процесса, и нет необходимости спешить.

Полуавтоматом

Инструмент, работающий по инерционному принципу, тоже имеет форму крючка. Его применение ускоряет и упрощает процесс. Стоит он недорого, продается в строительных магазинах.

Принцип действия такого инструмента следующий:

  • крючком поддевается проволока и с усилием натягивается вверх;
  • в это время ножка крючка, имеющая спиральную нарезку и помещенная в пластиковый корпус, проворачивается, скручивая проволоку;
  • если после одного такого движения проволочная петля скрутилась недостаточно плотно, снова поддеть петлю крючком и потянуть.

Полуавтомат применяется профессиональными строителями при возведении частных домов.

Использование вязального пистолета

Пистолет – это полноценное строительное оборудование. Он выполняет вязку автоматически.

При создании каркаса пистолет просто подносится к месту соединения, после этого нужно нажать на рычаг или кнопку (в зависимости от модели инструмента).

Пистолет обмотает соединение проволокой, затянет ее и обрежет. Вся процедура занимает несколько секунд.

Используется такое оборудование преимущественно на крупных объектах. При возведении небольших коттеджей своими руками приобретение подобного дорогостоящего инвентаря будет нецелесообразным.

В видео советы и руководство по обвязке арматуры шуруповертом и крючком:

Расчет количества материала

Для расчета основного материала, то есть рифленой арматуры для продольных элементов каркаса, а также легкой арматуры для перемычек осуществляется при помощи специальных онлайн калькуляторов. Но для точной сметы необходимо посчитать еще и расход дополнительных материалов.

Проволока

Обычно при обустройстве фундаментов применяется отожженная проволока стальная, марки ВР с диаметром от 1,2 до 1,8 мм. Для расчетов расхода проволоки тоже может быть применен калькулятор. Однако при вязке проволочные отрезы могут рваться или теряться.

Кроме того, этот расходный материал может пригодиться для других этапов строительства, а стоимость его небольшая. Поэтому строители рекомендуют закупать проволоку с большим запасом – от 50%.

Например, нужно построить здание с каркасом из 4 продольных прутьев. Общая длина фундаментной ленты будет равна 150 метрам. Шаг между поперечинами – 30 см.

Количество внешних и внутренних углов – 4. Количество участков примыкания ленты – 2. В результате расчетов выясняется, что вязка должна будет проводиться в более чем 2000 точках.

При учете, что на каждое соединение пойдет 30 см проволоки диаметром 1,2 мм получается, что минимальный расход будет около 5,5 кг. Значит с запасом нужно закупить не менее 10 кг проволоки.

Пластиковые хомуты

Пластиковые хомуты рассчитываются по количеству соединений с небольшим запасом в 10-15%. Если предполагается 2100 соединений, следует закупить минимум 2350 хомутов. Они стоят дорого, а другого применения для них в строительстве нет. Поэтому при большем расходе лучше докупить недостающее количество.

Дополнительные детали для фиксации — «бобышки»

Шаг установки бобышек примерно как у поперечин. Но устанавливаются они обычно только в одной или в двух плоскостях – под основанием каркаса или по бокам от него.

Поэтому расход их меньше, чем расход проволочных или пластиковых вязальных материалов. Так, если при установке каркаса из 4 продольных прутьев будет произведено 2100 вязок углов, то точек установки бобышек под каркас будет в 2 раза меньше.

Большой запас здесь не нужен. Достаточно 10-15%.

Возможные ошибки и их последствия

Для опытного строителя вязка арматуры с предварительными расчетами материалов не представляет особой сложности. Ошибки допускают в основном частные застройщики, не имеющие навыков подобных работ.

Самые распространенные ошибки:

  • неправильный расчет прочности продольной арматуры (приводит к быстрому разрушению бетонной конструкции);
  • неправильная укладка арматуры по углам каркаса (фундамент не выдержит нагрузок на разрыв и постепенно растрескается);
  • применение для вязки недостаточно прочной проволоки (соединения не выдержат нагрузки трения и распадутся);
  • слабая затяжка проволочной петли (со временем соединения ослабнут, узлы получатся слишком подвижными, и бетон начнет разрушаться изнутри).

Основная сложность в обустройстве фундамента заключается в том, что после завершения строительства всего здания исправить ошибки будет невозможно.

Важно участие квалифицированного специалиста как минимум на этапе проектирования. Технологию расчетов, укладки каркаса и вязки его отдельных элементов нарушать нельзя.

Заключение

При сооружении арматурного каркаса для ленточного фундамента лучше использовать в качестве метода соединения прутьев вязку, а не сварку.

Вязка должна быть выполнена в строгом соответствии с технологией. Вязать прутья можно при помощи ручного или полуавтоматического инструмента. На крупных объектах используется специальный ввязочный пистолет. Расчет расхода всех материалов для каркаса можно провести самостоятельно или с применением строительных онлайн калькуляторов.

Читайте также:
Конденсат на сэндвич панелях из-за ошибок монтажников

Чудо-арматурщики: опасная ошибка, допускаемая дилетантами при армировании

На чтение: 3 минуты Нет времени?

При обустройстве фундамента дома требуется максимально точное выполнение технологии, с этим не поспоришь. Ведь именно от прочности основы будет зависеть то, сколько простоит постройка. Однако начинающие строители зачастую допускают ошибки именно на этом этапе строительства − при армировании будущего фундамента. И если некоторые не столь критичны, есть одна, которая может существенно повлиять на прочность основы. Сегодня поговорим об опасной ошибке, допускаемой дилетантами при армировании, попутно рассмотрев и остальные.

Читайте в статье

Допускаемые ошибки при армировании фундамента и его заливке

К сожалению, ошибки допускаются как на этапе армирования, так и при заливке фундамента. В результате человек получает не требуемый монолитный элемент, а набор балок. Обозначим основные ошибки, а после рассмотрим их более подробно.

Среди них наиболее частыми являются:

  • отсутствие в арматурном каркасе Г-образных элементов при организации углов;
  • отсутствие стяжек или П-образных элементов по всему каркасу;
  • опалубка не выстилается гидроизоляционным материалом;
  • несоблюдение временных промежутков между заливками слоёв фундамента.

Некоторые из этих ошибок не столь критичны, однако и их допускать не стоит. Особенно, если строится два и более этажа.

К чему приводит отсутствие Г-образных элементов по углам и соединениям

Зачастую при обустройстве углов каркаса домашние мастера попросту накладывают перпендикулярные пруты один на другой и связывают их. При этом даже если кто-то им указывает на ошибку, отмахиваются, − мол, уже строил так, 10 лет дом стоит − и никаких проблем. Здесь нужно понимать, что одноэтажный дом с массивным фундаментом, стоящий на прочном грунте − это одно, а двухэтажный, да ещё и на современном узком ленточном или свайно-ростверковом – совсем другое.

Углы арматурного каркаса, как и примыкающие к ним детали, должны армироваться с использованием Г-образных или П-образных элементов. В противном случае подвижки грунта, если они значительны, способны попросту разорвать соединение. Конечно, то, что это произойдёт, − не факт, но подобное вполне возможно. Стоит ли рисковать из-за минимальной экономии арматурных прутов?

ФОТО: rmnt.mirtesen.ru Эти элементы очень важны для прочности фундамента

В каркасе нет стяжек или П-образных элементов: зачем они нужны

Вот эта ошибка более серьёзна. Именно она приводит к растрескиванию и разрушению фундамента. И если разрыв основы по причине отсутствия Г-образных элементов − редкость, то здесь фундамент ослабляется на сжатие. То есть вес всего дома давит сверху некоторое время, после чего попросту расплющивает основание.

При монтаже арматурного каркаса после укладки первого слоя прутов обустраивается второй, немного выше. Именно между этими «этажами» и требуется установка объединяющих элементов. Они усиливают конструкцию именно на сжатие. Экономия здесь не просто опасна − она губительна. Да и вообще, если владелец взялся за строительство дома, он заинтересован в том, чтобы жилище простояло как можно дольше и было безопасным. Понятно, что лишнего тратить не хочется, но можно представить, в какую сумму обойдутся трещины, а после − и разрушение фундамента.

ФОТО: yastroyu.ru Вот такие соединения между этажами каркаса необходимы для прочности на сжатие

Для чего нужна гидроизоляция опалубки изнутри

При обустройстве опалубки перед тем, как заливать бетон, необходимо выполнить гидроизоляцию внутри неё. И делается это вот для чего. Какой бы идеальной не казалась опалубка, всё равно в ней будут щели. Хотя бы в месте соединения с грунтом. Да и грунт здесь тоже играет свою роль.

ФОТО: opalubka.pro Опалубка собрана, однако монтаж каркаса начат рановато, не хватает одной детали

Так вот, при заливке бетона в опалубку без гидроизоляции сквозь щели, а также в почву начинает уходить влага, а вместе с ней − и часть цементной взвеси. При этом уменьшение доли цемента ослабляет бетон, а отсутствие необходимой влаги способствует появлению усадочных трещин. Казалось бы, мелочь, какую-то плёнку не проложили. А в результате получается немалая проблема.

ФОТО: youtube.ru Сделанная «по уму» гидроизоляция обеспечит необходимую прочность фундамента

Небольшое отступление. При укладке плёнки для гидроизоляции её требуется хорошо крепить (это относится к цоколю). В противном случае появляются складки, которые в итоге придётся штукатурить, ведь они портят внешний вид.

Заливка фундамента: ошибки, допускаемые в процессе

Очень часто строители, залив часть опалубки бетоном, решают, что «на сегодня хватит». В итоге доливка бетона происходит на следующий день, а то и позже. Подобное категорически недопустимо. При подобной заливке получается, что фундамент становится не монолитным и имеющим сплошное армирование, как это положено, а в виде двух отдельных бетонных балок, соединённых меж собой арматурой. Попробуем разобраться, к чему это может привести.

ФОТО: youtube.ru Некоторые «чудо-арматурщики» умудряются сделать даже так – откуда взяться прочности

ФОТО: тула-строй-дом.рф Только единовременно залитый фундамент можно назвать прочным основанием

Со временем влага, появляющаяся между этих балок, приводит к коррозии арматуры, ослабляя её, а подвижки грунта дополняют разрушительный процесс. Результат предугадать несложно, арматура попросту отрывается. Конечно, это произойдёт не через год и даже не через 10 лет, но всё же − стоит ли рисковать? Необходимо помнить, что максимальный временной промежуток между заливками слоёв составляет 2 часа.

В заключение

Фундамент дома – это самый важный элемент, который обеспечивает долговечность и устойчивость жилища. Допускать здесь халтуру нельзя, ведь исправить ошибки будет крайне сложно, а порой − и вовсе невозможно. Здесь не стоит думать о мелкой экономии. Ведь если впоследствии фундамент начнёт разрушаться, вместе с ним развалится и сам дом. Об этом стоит задуматься.

Надеемся, что изложенная сегодня информация пригодится начинающим строителям в их нелёгкой работе. Если у вас остались вопросы, можно задать их в обсуждениях ниже. Редакция HouseChief обязательно ответит на каждый из них в кратчайшие сроки. Там же вы можете прокомментировать прочитанное или поделиться личным опытом, если таковой имеется. Будем благодарны, если оцените нашу работу, для нас это очень важно. А напоследок, как уже повелось, − интересный видеоролик, который поможет более полно раскрыть тему. Берегите себя, близких и будьте здоровы!

Читайте также:
Как выбрать фотообои для кухни

Нахлест арматуры: требования СНиП по длине и расположению перехлеста

Бетон – один из самых прочных и твердых искусственных материалов, но и его прочности бывает недостаточно для больших постоянных нагрузок. Поэтому несущие бетонные конструкции усиливают стальным скелетом из арматурных стержней, переплетение которых создает силовой каркас. Монтируется он не абы как, а с соблюдением множества норм и правил, часть которых регламентируют нахлест арматуры – его длину, способы устройства, взаимное расположение перехлестов.

Способы удлинения арматуры в каркасе

Такие бетонные конструкции, как фундаменты, стены, колонны, опоры мостов, должны в течение длительного времени выдерживать серьезную нагрузку, не разрушаясь и не деформируясь под её действием. Их усиливают с помощью как минимум двух контуров сплошного безразрывного металлокаркаса, для создания которого часто не хватает длины стальных стержней, и их приходится сращивать. Делается это двумя способами: сваркой и перевязкой проволокой. В обоих случаях соединение встык не допускается, требуется перехлест арматуры, длина которого определяется исходя из способа сращивания.

Обратите внимание! Строительные нормы и правила как в нашей стране, так и за рубежом предусматривают создание арматурного каркаса с соединением внахлест только из стержней диаметром не более 36-40 мм.

Независимо от способа соединения, нахлест нельзя делать на участках с максимальной сосредоточенной нагрузкой. Например, в углах фундамента, в точках пересечения несущих стен, под колоннами и т.д. Поэтому арматурным работам должен предшествовать расчет и создание проекта раскладки прутков.

Если это условие технически трудно или невозможно выполнить, нахлест арматуры при вязке на участке с повышенной нагрузкой должен иметь длину не менее 90 её диаметров. К примеру, при использовании стержней диаметром 16 мм, их перехлест на стыках должен составить минимум 144 см:

16 х 90 = 1440 мм.

В остальных случаях действуют другие правила и формулы, свои для каждого способа соединения стержней.

Соединение вязкой

Этот способ больше распространен в частном домостроении, чем сварка, так как не требует применения специального оборудования, обращаться с которым умеют только специалисты. Связать арматурные стержни специально предназначенной для этого мягкой, но крепкой проволокой может каждый. Кроме того, для вязки используют менее дорогую арматуру класса А400.

Стыковка арматуры при создании силового каркаса железобетонных конструкций методом вязки регламентируется строительными нормами и правилами и может выполняться как с прямыми концами, так и с загнутыми в виде петель, лапок или крюков. Загиб должен осуществляться без нагрева, трудоемкими механическими способами, поэтому при заливке фундаментов для малоэтажных частных домов окончания прутков обычно оставляют прямыми.

Для справки! Соединение лапами или крюками обязательно для гладкой арматуры постоянного сечения.

Длина нахлеста определяется проектировщиками. При отсутствии проекта строители могут вычислить нужные значения самостоятельно, ориентируясь на следующие данные:

  • диаметр соединяемых стержней;
  • марка бетона, применяемого для создания ЖБИ;
  • расположение стыков в конструкции.

Расчет по диаметру арматуры

Сечение арматуры – проектная величина, подбираемая с учетом нагрузок и плотности каркаса.

Удобнее и проще всего при соединении арматуры внахлест ориентироваться на её диаметр, делая перепуск в 30-40 раз больше этого значения. И чем больше сечение стержней, тем выше применяемый коэффициент. Например, для 10-миллиметровых прутков нахлест делают не менее 300 мм, а для «сороковки» применяют коэффициент 36-38 и делают напуск не менее полутора метров.

Расчет по расположению стыка в конструкции

В плитных и ленточных фундаментах силовой каркас состоит минимум из двух контуров – верхнего и нижнего, соединенных вертикальными связками. На разные части конструкции действуют разные нагрузки: верхняя находится в зоне сжатого бетона, нижняя – в растянутой зоне. Поэтому и длина перехлеста в этих зонах отличается. Как и в конструкциях вертикальной направленности – опорах, колоннах, стенах.

Рассчитать перехлест арматуры – сколько диаметров брать в каждом отдельном случае – можно, используя следующие данные.

Для сжатого бетона:

  • при горизонтальном соединении – 33,8 d;
  • при вертикальном соединении – 48,3 d.

Для растянутого бетона:

  • при горизонтальном соединении – 47,3 d;
  • при вертикальном соединении – 67,6 d.

Расчет по марке бетона

Чем выше марка бетона, тем он прочнее и меньше нуждается в усилении, что позволяет экономить на арматуре, используя стержни меньшего сечения либо делая нахлест меньшей длины. Но он все также зависит от расположения стального контура в той или иной нагрузочной зоне бетона.

Корректировка коэффициентов по марке бетона и расположению соединения в той или иной нагрузочной зоне важно при устройстве монолитных плит перекрытий и ответственных сильно нагруженных конструкций. При возведении ленточного фундамента вполне достаточно самого простого расчета по сечению арматуры. Следует только помнить, что стандартный коэффициент (30-40) необходимо увеличить до 90, когда стык приходится на точку с высокой нагрузкой или изгибающим усилием.

Соединение сваркой

Сваривать можно только арматуру класса А400 или А500 с индексом «С». Если такого индекса в маркировке нет, производится только стыковка арматуры внахлест без сварки. Такой металл при сильном нагревании серьезно теряет в прочности и становится менее устойчивым к коррозии, что может привести к разрыву или деформации соединения в процессе эксплуатации железобетонной конструкции.

Нахлест при сварном соединении зависит уже не только от диаметра арматуры, но ещё и от её класса:

  • протяженность шва для стержней А400С должна составлять не более 8 диаметров;
  • для А500С – не более 10 диаметров.

Например, если силовой каркас монтируется из 16-миллиметровых стержней класса А500С, длина шва составит 160 мм. Сваривают их продольным швом электродами диаметром 4-5 мм.

Стыковка арматуры внахлест может осуществляться и другим способом – привариванием поперечных прутков по всей длине перепуска. Также применяют соединение стержней встык с приваркой муфты, объединяющей оба конца.

А вот перекрещивающиеся прутки сваривать нежелательно, так как в этих местах стыки больше склонны к разрывам под нагрузкой, чем связанные.

Видео описание

Предлагаем посмотреть видео обо всех нюансах создания арматурного каркаса для ленточного фундамента:

Читайте также:
Почему нельзя ставить новые окна и входную дверь до выравнивания стен

  • Арматурные работы. Интервью – 4.Часть 4

    Взаимное расположение перехлестов

    Прочность и надежность силового каркаса зависит не только от правильно выбранной длины нахлеста арматуры, но и от того, как эти перепуски расположены в теле бетона друг относительно друга. Их необходимо разносить, чтобы точки соединений не находились друг под другом или слишком близко. Расстояние между ними должно быть не менее 61 см. Оптимальное расстояние – 130-150 % длины нахлеста. В этом случае нагрузка на каркас распределяется равномерно, и на точки стыков не оказывается повышенное давление.

    Согласно СП 63.13330.2012, в одном сечении ленточного фундамента не должно быть более 50 % перепусков. Когда расстояния между центрами нахлестов меньше, чем 130 % их длины, считается, что они находятся в одном сечении.

    Вязка арматурных каркасов

    Железобетон получил свое название из-за наличия, внутри залитой бетонной смеси, армирующего, стального каркаса. Получившееся сочетание, интересно тем, что коэффициент расширения бетона, равен этому же коэффициенту у металла, при температурном воздействии на них внешней среды. Взаимное закрепление частей металлического каркаса и его положение в опалубке, во время процесса заливки – первая и главная цель, для получения качественного железобетона.

    1. Вязка арматуры: нормы и правила
    2. Выбор: варить или вязать?
    3. Подготовка армирующего каркаса для ленточного фундамента
    4. Вязка арматуры для монолитной плиты
    5. Табличные данные
    6. Способы вязки арматуры
    7. Цены на вязальные пистолеты
    8. Скрутки и узлы
    9. Крючки своими руками – как изготовить?
    10. Как выбрать проволоку для вязания?

    Вязка арматуры: нормы и правила

    Зачем нужны, существующие нормы и какие могут быть последствия, если их не соблюдать и нарушать – нужно предметно выяснить. Способы и качество увязки арматуры – как это должно быть сделано, чтобы результат всей работы не разочаровал и конструкция набрала требуемые характеристики?

    Образовавшийся зазор (люфт) между двумя, связанными прутками арматуры, в дальнейшем, приведет к появлению напряжения во всей железобетонной конструкции, а это в свою очередь, существенно скажется на надежности всего строения. Значит, крепкая и надежная фиксация, связывание между собой, арматуры – залог получения качественного железобетона.

    Какие материалы и способы используются для достижения необходимого результата:

    • скрепление пластиковыми хомутами;
    • вязка стальной проволокой;
    • электросварка.

    Выбор: варить или вязать?

    Случается, что решение – варить или вязать – не очень правомерно, потому что, электросварку стоит использовать в подготовке армирующих каркасов капитальных, больших сооружений типа дамбы и плотины, высотные жилые дома, здания с фундаментами под ледники, подземные паркинги и подобные. При таком строительстве, дорогостоящие услуги электросварщика, экономически целесообразны, учитывая стоимость его услуг.

    Важный момент, арматура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к арматуре для строительных работ и подлежать свариванию, в противном случае, с большой вероятностью, в местах сварки у конструкции появляется повышенная хрупкость и в дальнейшем прочность всего сооружения может быть существенно снижена.

    Выбор необходимой арматуры из соответствующей марки стали, регламентирует ГОСТ 14098-2014 «Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций», зачастую выбирают арматуру – А400С.

    Вариант увязки пластиковыми хомутами, наименее приемлем в промышленных объемах, т.к. минусовые температуры они переносят плохо, стоят дорого, поэтому останавливают выбор на хомутах только в строительстве частных домовладений с небольшими объемами работ и в летнее время.

    Подготовка армирующего каркаса для ленточного фундамента

    Ленточные фундаменты, чаще всего применяют при возведении жилых зданий частных домовладений (дачи, коттеджи), в этом случае взаимное увязывание горизонтальных, вертикальных частей каркаса происходит с применением специального крючка, а в качестве материла увязки, выбирают – стальную проволоку, редко – пластиковые хомуты. Большую часть нагрузки в фундаменте, на себя принимает арматура, расположенная на горизонтальных участках каркаса, ее укладывают вдоль ленты фундамента, перпендикулярно ей, укладывается арматура, которую называют «хомуты», оставшиеся, вертикальные куски арматуры делают выше будущей ленты фундамента, изготавливают из материала не менее 8мм диаметром и устанавливают строго вертикально. На первом этапе увязывают верх и низ каркаса, а после уже увязывают с вертикальными стержнями.

    В местах, где фундамент имеет прямые углы (между двумя будущими несущими стенами), применяют дополнительные прутки, которые размещают по диагонали, сами прутки должны быть диаметром не менее 10мм. На стыках углов, увязка арматуры происходит с большим нахлестом, так как углы – места концентрации нагрузки и некачественный армирующий каркас, в будущем станет причиной возможного перекоса всего фундамента и здания в целом (применяют Г-образное и Т-образное армирование).

    Способ увязки крючком наиболее удобен в случае, если работы проводятся непосредственно в опалубке, тогда вся конструкция не подвержена деформациям и будет качественным элементом всего сооружения. Ленточный фундамент представляет собой, зарытый вертикальными стенками в грунт, профиль будущего здания, его несущих стен, кроме этого, ленточный фундамент с армирующим каркасом устраивают и под внутренние стены, на которых будут располагаться перегородки между комнатами.

    Вязка арматуры для монолитной плиты

    Опорная монолитная плита – как основа будущего фундамента, применяется в случае строительства частных домов, зданий, гаражей и прочих вспомогательных помещений, в которых отсутствует необходимость в подвалах, погребах. Первый этап приготовления плиты – устройство ровной подушки из песчано-гравийной смеси, далее уже на ней вяжут армирующий каркас.

    Горизонтальные стержни в этом случае, располагают с шагом 20-40см, вертикальное расстояние между стержнями, и соответственно, высота монолитной плиты составляет 20-30см. Способ вязки арматуры — мертвая петля, простой узел, в одинарный нахлест — определяют в зависимости от диаметра самих прутков.

    Табличные данные

    Для определения параметров нахлеста и других условий работы с армирующим каркасом, разработаны и применяются справочные таблицы. В этих источниках, учитывая марку бетона, способ увязки арматуры, возникающие нагрузки на ж/б конструкцию, диаметр арматуры и другие показатели, рекомендуются параметры нахлеста. Помимо этого, в имеющихся таблицах есть рекомендации по работе с арматурой двустороннего, серповидного сечения, которая производится по европейским DINам и по цене более выгодна, чем отечественная. Зная, что обычно, соотношение по весу «арматура/бетон», составляет 1 к 1,то серповидная дает экономию до 20-30%.

    Длина нахлеста для сжатой зоны бетона

    Читайте также:
    Как не пожалеть о шумоизоляции и не потратить деньги напрасно

    Способы вязки арматуры

    Вязка стальной проволокой – наиболее простой, дешевый, эффективный и часто применяемый способ скрепления арматуры при подготовке каркаса фундамента или другого элемента здания. Инструменты и способы вязки могут существенно отличаться друг от друга:

    — самый простой и дешевый инструмент – крючок с ручкой (дерево, пластик) из стальной проволоки. Крючок дешев и прост в изготовлении, его можно сделать индивидуально, под себя и из любых сопутствующих материалов, подойдет стальная проволока диаметром не менее 5мм (возможно, сварочный электрод). При всем этом, для обучения работе с крючком не нужно много времени, даже вновь принятый работник, без опыта работы, в кратчайшие сроки обучается и значительно увеличивает свою производительность. Минус есть – это, возможная, недостаточная жесткость всего полученного каркаса, но и с этим можно справиться, достаточно работы по увязке проводить внутри опалубки, тогда необходимость транспортировать и, тем самым, расшатывать всю конструкцию, отпадает;

    Крючок с ручкой для вязки арматуры

    — вязка арматурного каркаса с применением пластиковых хомутов наиболее простой способ, который вообще не требует никаких профессиональных знаний и навыков от работников, способ намного более простой, чем способ «крючком». Но недостатки – дороговизна хомутов, невозможность исправления, полученного каркаса (хомуты неразъемные) и перемещения, собранной конструкции – перекрывают все возможные плюсы.

    К тому же, хомуты теряют прочность и становятся хрупкими от воздействия отрицательной температуры. Помимо пластиковых хомутов, применяются полимерные элементы (равные диаметру арматуры), наиболее оптимально применение в случае изготовления большого количества элементов армирующих каркасов;

    Вязка арматуры с использованием пластиковых хомутов

    — вязка плоскогубцами или клещами, которыми после завершения, удаляются излишки проволоки, скорость и производительность при этом способе, сопоставима с вязкой крючком, но здесь значительно экономится проволока, потому что на каждый узел идет точно необходимое количество из мотка, в то время как «под крючок», проволока отрезается заранее и примерно. Минус – время, затрачиваемое на обучение персонала и время на получение им навыков для действительно высокопроизводительной работы;

    — вязка при помощи аккумуляторного шуруповерта, в который, вместо биты, устанавливают специальный стержень (по типу «крючка», только без ручки). Это несложное приспособление ускоряет вязку в 2-3 раза, а если верно выставить усилие натяжения, то удастся избежать и обрывов проволоки;

    — при помощи вязального пистолета – результат его деятельности – связанные узлы за максимально короткое время, не более секунды, если в руках профессионала, большой минус этого оборудования – габаритные размеры, которые не везде позволяют с ним работать, плюс – высокая стоимость и, как результат, необходима длительная эксплуатация для получения экономического эффекта, инструмент узкой специализации, применить его где-либо, кроме вязания проволоки на арматурных каркасах – не получится. Работа с пистолетом под дождем – исключена. Расходный материал – проволока – должна применяться только с определенными свойствами, диаметром и четко соответствовать ГОСТу, потому что проволоку с другими характеристиками в пистолет просто невозможно заправить, а требуемой может не оказаться на стройплощадке.

    Вязальный пистолет RT 308c

    Цены на вязальные пистолеты

    Скрутки и узлы

    Диагональная петля, сложенная вдвое, крепит между собой горизонтальные стержни арматуры между собой и с вертикальными. После сгиба проволоки, образуется ушко, которое в дальнейшем и захватывается крючком, а находящиеся рядом два оставшихся конца проволоки, накручиваются вручную, на пару витков, на самый кончик крючка. Далее, крюк прокручивают 2-3 раза, получая соединенную петлю проволоки и, имеющийся, свободный конец до тех пор, пока два стержня арматуры не будут прилегать друг к другу настолько плотно, что исчезнут любые люфты и зазоры и их взаимное перемещение будет исключено.

    В случае связки арматуры двух горизонтальных отрезков и одного вертикального, петлю делают крестообразной или взаимно диагональной. Потом затягивают крючком до полного прижатия и стягивания всех требуемых (трех) прутков армирующего каркаса.

    Крючки своими руками – как изготовить?

    Опытные специалисты, непосредственно на рабочих местах, сами под свою руку изготавливают вязальные крючки, работать с которыми им будет удобно и легко. В этом случае все индивидуально: форма, размеры. Берется в расчет и жесткость, гибкость проволоки – не всем подходит более мягкая проволока, легко сгибающаяся (от сварочного электрода), кому-то удобней и практичней работать с крючком, изготовленным из отвертки, такой крючок, конечно, будет жестче.

    Технология изготовления крючка собственными руками, поэтапно, выглядит так: сначала делается рукоятка будущего крючка, от нее под углом 10-15° первый изгиб, потом, после 12-15см ровного участка, в этой же плоскости, делается следующий изгиб, под углом, ориентировочно 90°, потом следует равномерное, плавное закругление и, как завершение, заостренный отрезок, непосредственно, крючок (15-20мм). Заготовка прутка должна быть гладкая, без насечек, чтобы исключить зацепы, рекомендуется брать арматурную сталь или легированную (для уменьшения коррозии), диаметром до 0,5мм.

    Как выбрать проволоку для вязания?

    ГОСТ 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая» регламентирует выпуск, в том числе, и вязальной проволоки. В документе прописаны необходимые параметры, характеристики и свойства. Проволока выпускается как с цинковым покрытием, так и без, может быть светлая или темная, на это влияет температура отжига, процесса, снимающего излишние напряжения на проволоке. Черный цвет свидетельствует о том, что проволока прошла простой отжиг и слой оксидов и окалины на ее поверхности, это результат взаимодействия раскаленного металла и воздуха. Для получения светлой проволоки, отжиг должен производиться в инертных газах, тогда на поверхности исключено появление оксидов.

    ГОСТ 3282-74 регламентирует диаметры, выпускаемой проволоки 0,16 до 10мм (без покрытия) и 0,2-6мм – оцинкованная.

    Есть прямая зависимость между диаметром вязальной проволоки и диаметром увязываемой арматуры каркаса. Например, для стальной арматуры с наружным диаметром до 10мм, рекомендуется использовать вязальную проволоку диаметром не менее чем 0,8мм. Наиболее часто применяемые диаметры, находятся в диапазоне от 0,8 до 1.2мм. При возведении высотных зданий, не гражданского назначения, применяют проволоку 1,4-2мм.

    Особенности вязки арматурных каркасов

    Железобетон потому так и называется, что внутри бетонного блока находится стальной каркас. Особенностью такого композитного материала является то, что коэффициент расширения при изменении температуры окружающей среды и у бетонной смеси, и у стальных конструкций один и тот же. Поэтому главная задача при размещении армирующих конструкций в опалубку, куда будет заливаться бетон – правильное скрепление элементов арматурного каркаса.

    Читайте также:
    В чем секрет аккуратной отделки стен ПВХ-панелями

    1. Нормы и правила вязки арматуры
    2. Способы вязки арматуры
    3. Как изготовить крючок своими руками
    4. Выбор вязальной проволоки

    Нормы и правила вязки арматуры

    Давайте разберёмся, для чего такие нормы нужны и какие последствия могут быть, если эти нормы и правила не соблюдаются. И как вязать арматуру, чтобы полученное железобетонное изделие получило проектную прочность.

    Люфт, свободное перемещение (пусть даже в ограниченных пределах) арматурных сеток после заливки формы бетонной смесью вызовет напряжение в конструкции железобетонного изделия. Что рано или поздно скажется на его прочности. Поэтому элементы арматуры нужно надёжно фиксировать друг к дружке.

    Для этой цели применяется

    1. Сварка элементов
    2. Вязка проволокой
    3. Скрепление пластиковыми хомутами.

    Вязать или варить?

    Иногда выбор: вязать арматуру или варить не совсем правомерен, т. к. сварку целесообразно применять при изготовлении каркасов, усиливающих фундаменты таких сооружений, как плотины, многоэтажные дома и габаритные коттеджи с углублениями под ледники, подземные гаражи и пр. Только в этих случаях оправдан найм сварщика – а это уже дополнительные расходы, увеличивающие затраты. При этом и сама арматура должна быть предназначена именно для сварочных работ – в противном случае любой другой металл в местах сварки приобретает повышенную хрупкость, что в дальнейшем может сказаться на качестве железобетонного изделия в целом. При этом руководствуются ГОСТ 14098-2014 «Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций», а сталь берётся с маркировкой «С». Например – А400С.

    Пластиковые хомуты дороги сами по себе, не выдерживают отрицательных температур, поэтому применяют их в основном в летнее время и при частном строительстве с небольшими объёмами вязки арматуры.

    Вязка арматуры под ленточный фундамент

    При закладке ленточных фундаментов, которые в большинстве случаев применяют в частном строительстве, основным способом скрепления горизонтальных продольных и поперечных, а также вертикальных прутков арматурного каркаса является вязка крючком. Реже – пластиковыми хомутами. При этом рабочие горизонтальные пруты, несущие на себе основную нагрузку в фундаменте, укладывают вдоль фундаментной ленты, поперёк укладывают пруты, называемые «хомутами», а вертикальные стержни, почти равные высоте фундаментной ленты, крепятся, как видно из названия, строго вертикально, и должны иметь поперечное сечение не менее 8 мм. Вяжут обычно сначала верха и низа арматурного каркаса, а потом начинают связку с одним из них вертикальных составляющих.

    При образовании прямого угла (стыке элементов фундамента под две стены, расположенные под углом друг к дружке) элементы конструкции укрепляются дополнительными диагональными прутками усиления с сечением не менее 10 мм. Вязание арматуры на угловых переходах осуществляется с большими нахлестами арматуры (делается Г-образное или Т-образное армирование, так как простая последовательная связка вызовет перекос конструкции и её внутреннее напряжение).

    Угловое усиление диагональными прутками

    Крючок очень удобен при вязке арматуры непосредственно в опалубке – в этом случае конструкция не будет подвергаться дополнительным деформациям и станет надёжной составляющей в ж/б изделии в целом.

    Схема ленточного фундамента может быть представлена как врытая вертикальными стенками в землю бетонная конструкция, своими очертаниями повторяющая очертания стен будущего дома. Кроме того, заливаются бетоном на арматуре также части фундамента, на которые будут опираться и внутренние перегородки.

    Вязка арматуры для монолитной плиты

    В частном строительстве, когда не требуется обустройство подвалов, погребов и иных подсобных помещений под домом, применяют простой метод создания фундамента – опорная монолитная плита. Для её создания делают хорошо выровненную песчано-гравийную подушку, на которой вяжут объёмный арматурный каркас.

    Шаг между горизонтальными прутьями для такой плиты выбирают от 20 до 40 см, толщина плиты, а значит – и вертикальный размер опорных прутков – от 20 до 30 см. От диаметра прутка арматуры зависит и способ вязки арматуры для опорной монолитной плиты: мёртвыми узлами, простыми, когда делается одинарный нахлёст, или комбинированным способом.

    Таблицы

    Существуют таблицы нахлёста прутков, регламентирующие разные аспекты работы с арматурой. То есть по способам её соединения в зависимости от марок бетона (вязка, сварка), нагрузок, которые испытывают железобетонные изделия, длиной прямой анкеровки, сечения арматурного прутка и т. д. Кроме того, в современных таблицах приводятся расчёты использования двусторонней серповидной в сечении арматуры, изготавливаемой по европейским стандартам (взамен российской с кольцевым сечением), которая обходится дешевле традиционной. Учитывая, что вес арматуры и бетона обычно соотносится примерно как 1 : 1, использование арматуры новых стандартов оказывается на 20-30% выгоднее.

    Длина нахлеста для сжатой зоны бетона:

    Сечение арматуры А400, мм Длина нахлеста в зависимости от марки бетона, мм
    В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
    10 355 305 280 250
    12 430 365 335 295
    16 570 490 445 395
    18 340 550 500 445
    22 795 670 560 545
    25 890 765 695 615
    28 995 855 780 690
    32 1140 975 890 790
    36 1420 1220 1155 985

    Для растянутой зоны:

    Сечение арматуры А400, мм Длина нахлеста в зависимости от марки бетона, мм
    В20 (М250) В25 (М350) В30 (М400) В35 (М450)
    10 475 410 370 330
    12 570 490 445 395
    16 760 650 595 525
    18 855 730 745 590
    22 1045 895 895 775
    25 1185 1015 930 820
    28 1325 1140 1140 920
    32 1515 1300 1185 1050
    36 1895 1625 1485 1315

    Способы вязки арматуры

    В большинстве случаев проще и дешевле (и не менее эффективно) скреплять элементы арматурного каркаса при помощи вязки проволокой. Приспособления для вязки арматуры могут выглядеть по-разному, вязать можно

    • Вручную, при помощи такого простого устройства, как стальной крючок с деревянной или пластиковой рукояткой. К плюсам работы крючком можно отнести его дешевизну и возможность изготовить инструмент «по руке», в соответствии со своими предпочтениями, да при том из подручных материалов (толстая, до 5 мм, в сечении проволока, сварочный электрод и т. д.) Кроме того, даже неопытный арматурщик быстро приобретает навыки вязки любыми узлами и за считанные дни значительно продвигается в производительности труда.
    Читайте также:
    Как не стоит совмещать ванную с туалетом

    Из недостатков отмечают недостаточную жёсткость полученного каркаса. Но эта проблема решается вязкой арматуры непосредственно в опалубке, в этом случае каркас не нужно никуда переносить, и расшатывания конструкции не произойдёт.

    • Вязка арматуры пластиковыми хомутами не требует даже того минимального обучения, которое нужно пройти арматурщику для вязки проволокой при помощи крючка. К недостаткам же можно отнести высокую по сравнению с проволокой стоимость пластиковых хомутов, невозможность исправления крепления после неверной обвязки, абсолютный запрет перемещения конструкции из арматуры, скреплённой такими хомутами. Плюс хрупкость такой сцепки при отрицательных температурах. Кроме пластиковых ленточных хомутов при массовом строительстве, когда из имеющегося размера арматуры делаются большие партии армирующих конструкций, применяются специальные полимерные элементы в размер используемой арматуры.

    Пластиковые фиксаторы

    • С помощью клещей (плоскогубцев), которыми откусывается излишки проволоки после завязывания проволочного узла, при этом скорость вязки клещами сопоставима со скоростью вязки крючком, но наблюдается значительная экономия проволоки, так как пользуются не заранее нарезанными кусками, а целой бухтой. В первую очередь из-за того, что допускается возможность вязки в одну проволоку и можно не делать петли. Из минусов – гораздо больше времени уходит на обучение по-настоящему производительной работе.
    • С помощью шуруповёрта, в который вместо биты или сверла вставлен стержень, изогнутый особым образом (тот же ручной крючок, только без рукоятки). С помощью этого устройства в 2-3 раза ускоряется процесс вязки. Кроме того, если правильно отрегулировать скорость оборотов, при максимальном натяжении проволоки она не обрывается;
    • С помощью специального вязального пистолета. Этот инструмент позволяет связывать элементы арматуры с максимальной скоростью, у опытных арматурщиков этот процесс занимает около секунды. Недостаток такого инструмента в его громоздкости, с ним не везде можно подступиться к соединяемым элементам арматурного каркаса. Кроме того, вязочный пистолет дорог и медленно окупается, применяют его только при промышленных объёмах изготовления железобетона. И им невозможно работать под дождём. Потом, для заправки в обойму требуется проволока строго определённой марки, которой может не оказаться на стройке, а проволоку, нужную по ГОСТам для обвязки арматуры толщиной свыше 2,5 мм, в такой пистолет тоже не заправить – конструктивно он для этого не рассчитан.

    Узлы и скрутки

    Прутки арматуры, из которых формируется горизонтальная её составляющая, или горизонтальный и вертикальный пруток, крепятся один к другому сложенной вдвое диагональной петлёй. При этом ушко, полученное путём сгиба проволоки вдвое, захватывается крючком, а сложенные вместе два свободных конца проволоки наматываются рукой парой оборотов на самый кончик крюка. Затем крюк проворачивают 2-3 раза, соединяя тем самым петлю проволоки и её свободный сдвоенный конец до того момента, пока прилегающие один к другому прутья полностью, без зазоров и люфтов, взаимно не прижмутся.

    В случае связки двух горизонтальных и одного вертикального прутков арматуры петлю для связки делают крестообразной, то есть взаимно диагональной. И затягивают крючком также до полного притягивания всех трёх элементов арматурного каркаса друг к другу.

    Как изготовить крючок своими руками

    Чаще всего на рабочих местах сами арматурщики изготавливают крючки для вязки арматуры «под себя», в соответствии со своими предпочтениями и ориентируясь на привычную им форму инструмента или его размеры. Иногда выбор делается исходя из материала крючка: так, некоторых не устраивает излишняя мягкость электродной стали, и на крючок они пускают жало длинной отвёртки.

    Для самодельного крючка на выходе металлического стержня из рукоятки делается небольшой, под углом в 10-15 угловых градусов, изгиб, а затем после 12-15 см следующего прямого участка жала делается в той же плоскости ещё один изгиб, примерно под 90⁰. Затем идёт плавное искривление (закругление), уже после которого следует немного заострённый участок (сам крючок) длиной 1,5-2 см.

    Пруток берётся гладкий, без рёбер (какие бывают у прутков разного диаметра по ГОСТ 34028-2016), желательно из арматуры, на которую шла легированная сталь, для избегания коррозии прутка, поперечным сечением не более 0,5 см.

    Выбор вязальной проволоки

    Обвязочная проволока для скрепления между собой элементов арматуры выпускается по ГОСТ 3282-74 под общим названием «Проволока стальная низкоуглеродистая». Стандарт регулирует все её технические характеристики, включая точность параметров, механические свойства, тип, размер, цвет и прочее.

    Бывает оцинкованная и без цинкового покрытия, тёмного цвета или светлая. Цвет зависит от условий отжига, снимающего с проволоки излишние напряжения в металле. Чёрная получается после простого отжига в условиях взаимодействия с кислородом воздуха на открытом пламени и появления на поверхности металла слоя оксидов и окалины. Светлая отжигается в среде инертных газов и не имеет на поверхности оксидной плёнки.

    Диаметр выпускаемой по ГОСТ 3282-74 проволоки может быть от 0,16 до 10 мм без цинкового покрытия и от 0,2 до 6 мм – с покрытием.

    Существует прямая зависимость диаметра проволоки для связывания арматуры с диаметром самой арматуры. Так, для прутков арматуры с диаметром не более 10 мм применяют обвязочный материал с диаметром не менее 0,8 мм. Самые же ходовые размеры сечений – от 0,8 до 1,2 мм. В многоэтажном строительстве и при возведении объёмных инженерных нежилых сооружений используют обвязочную проволоку с сечением от 1,4 до 2 мм.

    Интересный факт: Опытные арматурщики предпочитают, однако, один «универсальный» размер – 1,2 мм. Просто если прутки арматуры по толщине превышают 16 мм, проволоку складывают вдвое.

    Длина отрезков, которые готовят заранее, распиливая бухту обвязочной проволоки «болгаркой» — около 40 см. при сгибе вдвое получается двойной хомутик с петлёй на одной конце и двумя свободными кончиками на другом. Такая длина является самой комфортной для большинства видов и способов скрепления элементов арматурного каркаса между собой.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: