Шануазри в современном интерьере

Шинуазри: особенности стиля

Чтобы понять, как стиль шинуазри обрел свой экзотический вид, нужно немного углубиться в историю его появления. В начале семнадцатого века благодаря Ост-индской компании в Европу начали стекаться вещи из Поднебесной. Расписные китайские ширмы, шелк, фарфор, мебель с золотыми инкрустациями — все это покорило европейские сердца. Проблема была одна — все диковинные вещи стоили запредельно дорого, и позволить их себе могли лишь единицы. Не желая мириться с такой несправедливостью, европейские мастера начали пытаться повторить китайские товары. Тогда и зародился стиль шинуазри.

По сути, шинуазри — это “европейский взгляд на китайский стиль”, фантазии европейцев о Китае. Этот стиль даже называют слишком театральным и сказочным. Существует убеждение, что на французском языке любые слова звучат лучше, и оно вполне справедливо в случае с названием рассматриваемого стиля. Так и не подумаешь, что экзотичное и благозвучное слово шинуазри переводится как “китайщина”. Тем не менее это так.

Шинуазри — это ветвь стиля рококо, для которого характерно излишество и экзотика. Французский подход к помпезной классике смешался с причудливыми китайскими мотивами и получился стиль, который мы сейчас рассмотрим подробнее.

Какие же элементы характерны для стиля шинуазри?

  • Китайские ширмы
  • Шелковые обои с насыщенным рисунком
  • Фарфор (бело-синий особенно в почете)
  • Табуреты-бочки
  • Мебель с золотыми элементами
  • Китайские статуэтки
  • Яркие цвета — желтый, зеленый, голубой, розовый
  • Зеркала и мебель, напоминающие по форме пагоду

На коллаже: желтая подушка, кресло с хлопковой обивкой, фарфоровая ваза, китайская ширма, статуэтки девочек, фарфоровый слон, буфет в форме пагоды, золотое зеркало, обои в стиле шинуазри, фарфоровая пагода.

Нельзя воспринимать стиль шинуазри, как стиль, характерный для Китая прошлых столетий. Это не совсем верно. Все-таки шинуазри — это в первую очередь стилизация, представление европейцев о востоке. Когда европейцы только начали “подделывать” китайские товары, они допускали много неточностей: на тканях драконы могли соседствовать с пасторальными пейзажами Прованса, а рядом с пагодами могли располагаться тигры, пальмы и слоны. Европейские мебельщики выдумывали мебель в “китайском стиле” и особенно им полюбились пагоды и стебли бамбука, которые нашли отражение в стульях, столиках и даже кроватях. Знаменитый дизайнер Томас Чиппендейл создал целую серию мебели в стиле шинуазри, которая популярна и по сей день. На коллаже выше его авторству принадлежит золотое зеркало.

Несмотря на то, что в стиле шинуазри, как и в колониальном стиле, сплелись две разные культуры, он вышел очень эффектным и сказочным, за что его любят многие европейцы. В современных домах редко делают интерьеры полностью в этом стиле, скорее берут какие-то отдельные элементы и мешают их с чем-то еще.

Но есть и особые поклонники стиля, благодаря которым мы может полюбоваться этими снимками, являющими яркий пример тематических интерьеров.

Одни из самых больших коллекций обоев в стиле шинуазри — у фирмы de Gournay и Paul Montgomery. Десятки сочных вариантов для ценителей восточной романтики. Однако стоит помнить, что лучше не впадать в крайности. Сделайте лишь одну акцентную стену, чтобы в интерьере не было перебора.

Вторая волна интереса к стилю шинуазри пришла в эпоху ар-деко — 20-х – 30-х гг. двадцатого века. Это отразилось на росписи фарфора, форме плафонов и любви к интерьерным деталям, щедро украшенным золотом.

Читайте также:
Шторы в стиле кантри

Если говорить о фарфоре, то самая знаменитая фирма, делающая китайский фарфор — это Herend. Почти два столетия эта фирма держит марку и ценится качеством товаров.

Также в моду в последнее время вошли китайские садовые табуреты. Дизайнеры используют их вместо тумбочек или столиков. Эти выпуклые табуреты, похожие на барабаны, хорошо смотрятся практически в любом современном интерьере.

И напоследок несколько прекрасных примеров интерьеров в стиле шинуазри. Для вдохновения!

Китайские мотивы: 5 узнаваемых элементов стиля шинуазри в интерьере

Главная / Советы и идеи / Вдохновение / Китайские мотивы: 5 узнаваемых элементов стиля шинуазри в интерьере

Елена Эллер Sat, 13 Nov 2021 05:10:00 +0300

Слышали когда-нибудь о стиле шинуазри? Сейчас новая волна моды на него. В чистом виде он практически не используется, обычно лишь в качестве отдельных элементов, которыми разбавляется интерьер. Это красивое французское слово в переводе на русский звучит не слишком лестно и дословно означает «китайщина».

Но имейте в виду, что это не типичный Китай, а скорее европейская стилизация и даже выдумка на тему восточной экзотики. Вот самые яркие и узнаваемые элементы, которые помогут вашему интерьеру приблизиться к стилю шинуазри.

1. Китайская ширма

Такой интересный элемент способен добавить восточного экзотического колорита любой комнате, где вы бы хотели видеть нотки шинуазри. Китайская ширма — это один из самых простых способов заставить интерьер выглядеть впечатляюще. Особенно ярко будут смотреться деревянные модели с коричневой или чёрной лакированной поверхностью, которая украшена росписью с китайскими мотивами.

Наше мнение:

— Вы можете использовать ширму просто как декоративный элемент, скрыть с её помощью недостатки комнаты, поставить её за кроватью в качестве изголовья или даже попробовать в роли перегородки для зонирования пространства. В любом случае она придаст современному интерьеру элегантности, таинственности и восточного шарма.

2. Бело-синий фарфор

Одной из важных деталей стиля шинуазри считается китайский фарфор белоснежного цвета с синей росписью: вазы, чайные сервизы, статуэтки. Наиболее эффектно они смотрятся не поодиночке, а в большой компании.

Кстати, в последнее время очень популярным стал китайский садовый табурет. Пересматривая зарубежные издания, можно заметить, что во многих современных интерьерах этот бочкообразный предмет занимает почётное место. А белый цвет с кобальтовой росписью делает его наиболее выигрышным для стиля шинуазри.

3. Шёлковые обои с ручной росписью

Общую атмосферу помогут создать романтичные обои с изображением диковинных птиц, пионов, растений, бабочек, драконов, сценок из китайской жизни и пейзажных набросков. Многие известные производители выпускают сейчас в своих коллекциях обои необычных расцветок с ориентальными мотивами, которые смотрятся как настоящие произведения искусства.

Наше мнение:

— Но не всегда стоит всей этой красотой оклеивать всю комнату, иначе получится интерьер, в котором невозможно долго находиться, ну и по карману это очень сильно ударит. Лучше выберите для этого одну стену, сделав её акцентной, или же выделите лишь какие-то фрагменты.

4. Мебель в духе чиппендейл

Дополнить колоритность шинуазри поможет мебель в китайском стиле с мотивами пагод и геометрическими орнаментами, напоминающими конструкции из бамбука.

Известный британский мебельный мастер Томас Чиппендейл в своё время разработал огромную коллекцию мебели с ориентальным характером. А сейчас производится невероятное количество предметов такого плана, только в более современной интерпретации.

Читайте также:
Дизайн террасы в восточном стиле

Стулья с узорчатыми спинками и зеркала в невероятных рамах сумели стать классикой мирового дизайна и изготавливаются до сих пор.

Стиль шинуазри в дизайне интерьера

В сегодняшней статье мы вас познакомим с необычным и оригинальным дизайнерским направлением, которое гармонично в себе объединяет особенности китайского убранства с классическим западным декором. Этот стиль обладает таким же интересным наименованием – шинуазри, что в переводе с французского языка означает «китайщина».

Это направление предполагает использование стилистики искусства Поднебесной империи, характерной для Средних веков, в европейском дизайне, живописи, творчестве, пошиве одежды, декоре садов и ландшафта в XVIII столетии.

Шинуазри представляет собой направление в дизайне, которое является ответвлением от рококо с 1720-х годов. После роскоши и монументальности барокко с открытыми показными пространствами, талантливые специалисты стали воплощать в жизнь камерные и уютные интерьеры.

Для китайского стиля характерно декорирование кабинетов, ванных и гостевых салонов. При этом будуары и обеденные залы практически не украшались. Эти помещение оснащались не только оригинальными предметами из Поднебесной империи, но и европейскими полотнами живописи, художественными произведениями, каминными экранами и другими элементами.

Для такого убранства также используется декоративная ширма, которая способна оптически изменить пространство.

В начале XVIII века, талантливые французские мастера Marten придумали разноцветное лаковое покрытие. С этого момента стилистика шинуазри получила развитие. В домашнем декоре стали использовать не только комоды и шифоньеры в алой, чёрной и золотой палитре, но и предметы гарнитура в перламутровом, голубом, салатном и серебристом исполнении.

Безмятежную, изысканную и утончённую обстановку дополняли разнообразные фарфоровые и керамические аксессуары: посуда, вазочки, подсвечники, горшки для цветов и другие элементы.

Характерной особенностью стилистики является использование в облицовке стен и обивке гарнитура ткани и обоев с изумительными символическими изображениями двуглавых драконов и змей, орлов и птичек. Также для оформления убранства подбирались картины с тематикой пиршества и охоты, пейзажные и экзотические наброски.

Орнаменты олицетворяли благоприятные предзнаменования. Так, например, изображение персикового дерева или горы предвещало долголетие, летучие мышки — счастье, цветущий пион — именитость, дракон — власть.

В рамках этого стиля декора в интерьере работали многочисленные знаменитые специалисты XVIII столетия: очаровательные китаянки встречались на картинах Francois Boucher, также крайне популярна была меблировка от мастеров M. Carlena, P. Myjon и E. Mishary.

Китайские мотивы, представляющие собой ножки мебели в виде птичьих лапок, охватывающих шар, увенчивали стулья и столы британского мастера Thomas Chippendale.

Уникальный и предприимчивый, камерный стиль благородных гостевых салонов и спален, рококо с лёгкостью усваивал различные веяния моды. Однако шинуазри был его полной противоположностью, хотя и развился на его основе.

Яркой особенность стилистики является изящество используемых стройматериалов. Для оформления стен декораторы подбирали дорогие и шикарные обои, сшитые из шёлка и расписные вручную. В Европе они ценились среди знатоков ещё в XVII веке. Их привозили из Поднебесной империи сотрудники французской компании Compagnie des Indes Orientales.

Технология обработки шёлка для производства этих обоев была очень сложной. Пропитанные специальным раствором, обладающим свойствами крахмала, материи натягивались промеж разгорячённых валиков. Этот процесс давал возможность их склеить между собой, тем самым уплотнить нитки.

Читайте также:
Дизайн маленькой квартиры – на что обратить внимание?

За счёт такой трудоёмкой обработки шёлковые ткани приобретали невероятную мягкость и блеск. Впоследствии их вручную расписывали художники с помощью колера, который получали из малахита, лазурита и разнообразных минералов. Позже обои в такой манере стали производить и европейцы.

С возникновением традиции чаепития в Англии для декора садов стали возводиться специальные беседки, которые назывались «китайские павильоны». В настоящее время одной такой достопримечательностью является посёлок в королевском замке Дроттнингхольме, расположенном недалеко от Стокгольма.

В середине XVIII века английский зодчий архитектор William Chambers разработал и построил огромное 50-метровое здание Great Pagoda в живописном ботаническом саду Kew Gardens недалеко от Туманного Альбиона.

Ещё одной яркой достопримечательностью является павильон для чаепития в резиденции Фридриха Великого в Сан-Суси, возведённой под руководством немецкого зодчего Johann Gottfried Büring.

В России увлечение этой стилистикой заметно оформлении Китайского Дворца в архитектурно-ландшафтном комплексе Ораниенбауме, расположенном на берегу финского залива в Санкт-Петербурге. Он был разработан и воплощён в жизнь специалистом Antonio Rinaldi, который был искусным знатоком этой манеры.

В гостевой комнате в императорской резиденции, построенной в Царском селе, он нарисовал на стенах красивые гравюры.

В эпоху ар-деко это дизайнерское направление снова получило широкое распространение и популярность. Его влияние на искусство можно заметить в 20-30 гг. прошлого столетия.

Мастера в этот период создавали причудливые аксессуары и изумительную декоративную посуду из фарфора. Самые интересные работы вы можете найти в коллекциях венгерской компании Herend.

Для стиля характерно использование ярких и насыщенных тонов в оформлении мебели: алый, чёрный, жёлтый, изумрудный, сапфировый и коричневый. Эти цвета позволяли придать любому помещению яркий, выразительный и эксцентричный характер.

Современные европейцы высоко ценят старинные предметы меблировки, украшения и декоративные элементы, которые помогают придать обстановке невероятную индивидуальность, изящество и уют. Они считают, что классика XVIII-XIX столетия и ар-деко представляют собой лучшие решения для декорирования апартаментов.

Традиционными элементами в убранстве западного дома и в современные дни являются шикарные ткани, высококлассные полотна живописи и облицовочные стройматериалы, а также инкрустированная стильная мебель (интарсия или маркетри) и элегантный фарфор.

Никогда не слышала о шинуазри. Очень познавательно и информативно. Думаю, дворцам и замкам XVIII века, особенно в чопорной Англии, он добавил колорита и изюминки. Элементы этого стиля могут с легкостью использоваться и сейчас. Никто бы не отказался иметь беседку-павильон в китайском стиле у себя в загородной усадьбе.

Просто воплощенное великолепие… Будто не интерьер для комнат, а настоящее произведение искусства, музей. Некоторые варианты лишь на первый взгляд кажутся слишком пестрыми и броскими, пока не присматриваешься. Сразу становится понятно, какой кропотливый труд был проделан, воссоздавая такие тонкие и небольшие детали для всего дизайна.

Такой интерьер привык видеть только на картинках. Очень необычно соединение в этом дизайне европейской и китайской культур, очень хорошо запоминается. Столько ручного труда:украшения, ткани, живописные полотна, обои. Особенно хочется ванную в таком стиле.

Шинуазри в переводе «китайщина»? Изящное слово и простое значение. Сочетание стилей дает неожиданный эффект. Много белого и зеркал, фигурной росписи и утонченных светильников. Все выглядит как во дворцах при декорировании классикой XVIII-XIX столетия и ар-деко. Восхитительная дизайнерская работа.

Читайте также:
Интерьер в стиле китч: особенности оформления

Очень интересный стиль, я впервые, если честно столкнулась с таким названием, но мне очень понравилось его оформление. Средневековое богатство и монументальность, в сочетании с камерностью придают этому стилю особое очарование. Стиль шинуазри в интерьере – это очень изящные формы и оттенки, смотрится очень роскошно и восхищает. Никогда не назвала бы такое «китайщиной!

Выберите раздел
Категории
  • Hand made 92
  • Modern Art 1 504
  • Street Art 87
  • Valentine’s Day interiors 22
  • Абстракционизм 1
  • Авангард 2
  • Автодизайн 45
  • Азиатский 4
  • Акценты в оформлении 60
  • Алфавит 3
  • Американский 4
  • Английский 13
  • Античность 2
  • Арабский 2
  • Арт Деко 8
  • Арт-инсталляции 51
  • Арт-инсталляции в интерьере 27
  • Арт-объекты 142
  • Архитектурные шедевры 9
  • Африканский 3
  • Аэропорты 1
  • , в России был известен как «Нарышкинский». Демонстрирует статус владельца, характеризуется эксклюзивной богатой отделкой, пространственным размахом, неуёмной роскошью.”> Барокко 5
  • Белый цвет в интерьере 17
  • Бохо 2
  • Вазы в интерьере 13
  • Весна в интерьере 17
  • Винтаж 17
  • Выставки мебели 37
  • Гаджеты 60
  • Геометрия 34
  • Горшки и кашпо 25
  • Готика 6
  • Декор и отделка 329
  • Декоративные подушки 28
  • Делаем на стекле 10
  • Делаем светильники 19
  • Дерево 17
  • Дизайнерская мебель 199
  • Дизайнерская мебель для баров и кафе 13
  • Дизайнерская мебель для ванной 15
  • Дизайнерская мебель для гостиной 14
  • Дизайнерская мебель для детской 244
  • Дизайнерская мебель для спальни 67
  • Дизайнерская мебель общественных интерьеров 1
  • Дизайнерская офисная мебель 55
  • Дизайнерские диваны 89
  • Дизайнерские комоды 43
  • Дизайнерские кресла 177
  • Дизайнерские кровати 15
  • Дизайнерские люстры 17
  • Дизайнерские напольные торшеры 39
  • Дизайнерские пуфы 27
  • Дизайнерские светильники 34
  • Дизайнерские столы 280
  • Дизайнерские стулья 176
  • Дизайнерские тумбы 8
  • Драпировка мебели 11
  • Древний Египет 2
  • Жёлтый цвет в интерьере 8
  • Зеленый цвет в интерьере 7
  • Зеркала в интерьере 26
  • Зима в интерьере 15
  • Зимние сады 11
  • Знаменитые имена 255
  • Идеи рекламного искусства 4
  • Идеи с растениями 20
  • Из бумаги 24
  • Индийский 2
  • Интервью с дизайнерами 5
  • Интерьерная фотосъёмка 12
  • Интерьерные шоу 112
  • Испанский 3
  • Исторические стили 8
  • Итальянский 4
  • Камины в интерьере 46
  • Кантри 18
  • Картины в интерьере 85
  • Китайский 5
  • Китч 3
  • Классицизм 9
  • Книги в интерьере 12
  • Ковры в интерьере 62
  • Коллекции мебели 194
  • Коллекции светильников 156
  • Колониальный 5
  • Коммерческое освещение 16
  • Конкурсы и выставки 191
  • Конструктивизм 1
  • контемпорари 8
  • Красный цвет в интерьере 12
  • Креативные светильники 22
  • Лайфхаки 7
  • Лего 9
  • Лестницы в интерьере 62
  • Лето в интерьере 21
  • Лофт 28
  • Марокканский 7
  • Материал 29
  • Мебель своими руками 60
  • Мебельные трансформеры 80
  • Металл 24
  • Минимализм 40
  • Мир природы в интерьере 56
  • Мировая архитектура 2
  • Модерн 11
  • Морской стиль 16
  • Музей дизайна 18
  • Настенные светильники 15
  • Необычная мебель 99
  • Необычная мягкая мебель 27
  • Необычное освещение 94
  • Необычные потолки 30
  • Необычные потолочные светильники 13
  • Необычные табуреты 48
  • Неоклассицизм 2
  • Новогодний интерьер 58
  • Оранжевый цвет в интерьере 11
  • Оригинальная отделка 53
  • Оригинальное внутреннее освещение 23
  • Оригинальные Вешалки 28
  • Оригинальные настольные лампы 58
  • Оригинальные шкафы 41
  • Осень в интерьере 41
  • Оформление дверей 36
  • Оформление окон 64
  • Пастель в интерьере 9
  • Пасхальный интерьер 5
  • Подвесные светильники 142
  • Поделки из бумаги 8
  • Поделки из дерева 9
  • Полки и стеллажи в интерьере 117
  • Поп-арт 2
  • Посуда в интерьере 27
  • Праздничная сервировка 60
  • Праздничный интерьер 98
  • Предметы декора своими руками 27
  • Предметы интерьера 66
  • Прованс 17
  • Пэчворк 3
  • Размещаем фото и картины 47
  • Регентство 4
  • Ренессанс 2
  • Ретро 17
  • Розовый цвет в интерьере 5
  • Рококо 3
  • Световые инсталляции 26
  • Светодизайн 13
  • Свечи в интерьере 33
  • Серый цвет в интерьере 14
  • Системы хранения вещей 70
  • Скандинавский 49
  • Скульптуры в интерьере 47
  • Словарь дизайна интерьера 89
  • Советы декоратора 124
  • Современные стили 8
  • Средиземноморский 9
  • Стены 187
  • Стили интерьера 142
  • Стиль ампир 3
  • Сюрреализм 3
  • Тайский 2
  • Текстильный декор 14
  • Текстильный дизайн 34
  • Термины 137
  • Техно 3
  • Тренды в дизайне 41
  • Узоры в оформлении 13
  • Уличная мебель 102
  • Уличное освещение 24
  • Уличные арт-инсталляции 32
  • Уникальная скамья 16
  • Уникальное постельное бельё 36
  • Уникальные полы 38
  • Уникальные светильники для дома 43
  • Урбанизм 3
  • Фен-шуй 12
  • Фиолетовый цвет в интерьере 6
  • Фитодизайн 70
  • Фотоискусство 118
  • Французский 2
  • Футуризм 7
  • Фьюжн 3
  • Хай-тек 6
  • Цветные интерьеры 75
  • Цветовые композиции 21
  • Цветочные композиции 19
  • Цифровое искусство 49
  • Часы в интерьере 16
  • Шале 1
  • Шебби шик 2
  • Шинуазри 3
  • Шторы от дизайнеров 35
  • Эклектика 22
  • Экспрессионизм 1
  • Ювелирные изделия 62
  • Японский 11
Читайте также:
Самые популярные стили в оформлении дома: отличительные черты и особенности
Обратная связь

Адрес: г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая 10, строение 2. Центр дизайна ARTPLAY

Шинуазри в интерьере: европейские фантазии о Китае

Чтобы понять стиль шинуазри, стоит углубиться в историю его зарождения. Это произошло в начале 17 века. Ост-индская кампания положила начало распространению китайской этники по территории Европы. Расписные ширмы, шелковые картины, фарфоровые вазы, мебель с элементами драгоценных металлов — все это было очень красиво и очень дорого. Считанные европейцы могли позволить себе аутентичные предметы из Поднебесной. Европейцы, понятное дело, мириться с такой несправедливостью не пожелали и попытались самостоятельно воссоздать восточный стиль.

Так появился шинуазри — восток в европейской трактовке. Собственно, в переводе шинуазри звучит как «китайщина» и в полной мере отражает историю происхождения стиля. Шинуазри в современной истории считается ветвью рококо, известного своей тягой с роскоши и избыточности. Помпезная классика и причудливая восточная эстетика — вот основа всех элементов в духе шинуазри. Даже отдельные детали способны кардинально изменить всю концепцию пространства.

Источник: Яндекс Картинки

Ширма

Традиционный предмет, который часто можно встретить в восточных интерьерах. Китайская ширма — простой и быстрый способ зонировать комнату. Кроме того, лакированное дерево черных или коричневых оттенков, украшенное росписью в восточных мотивах, мгновенно добавит в интерьер этнический колорит. Ширму можно использовать как обычную декорацию, поставить ее как изголовье кровати, или по прямому назначению — для зонирования.

Фарфор

Вторая абсолютно аутентичная вещь, родом из Китая, это, конечно, фарфор. Тот, который с бело-синей росписью. Он может быть включен в интерьер в виде посуды и элементов декора. Удачнее всего они выглядят в компании, а не поодиночке. Самая известная европейская компания, которая сегодня занимается производством китайского фарфора это Herend , они держат марку уже без малого 200 лет. Кстати, кроме фарфора в почете и керамика — китайский бочкообразный садовый табурет давно прописался в прихожих, спальнях и гостиных современных домов. Его используют как табурет или тумбу (столик). Для акцента на восточном колорите лучше выбрать белый с кобальтовой росписью.

Ш е лковые обои

Это очень яркий, акцентный элемент отделки, и отдавать ему все стены, безусловно, не стоит. Даже одной стены может быть слишком много. Обычно шелковые обои с традиционной росписью включаются в отделку в виде небольших фрагментов.

Читайте также:
Как оригинально вписать в интерьер городок для кошек

Мебель

Стулья и столы на изогнутых ножках, кровати с резным изголовьем, орнаменты, повторяющие фактуру бамбуковых стеблей — мебель в китайском стиле в интерьере также стоит использовать дозированно. Обычно она обтянута яркой хлопковой или шелковой тканью с национальными мотивами в орнаменте. Шкафы, стеллажи и буфеты часто повторяют форму пагод. Иногда мебель бывает инкрустирована золотом. Кстати, такую мебель еще называют чиппендейл по фамилии мастера-мебельщика из Британии, который создал огромную коллекцию аутентичной фурнитуры, ставшую в последствии классикой.

Декор

Ну и куда же без декора. Финальным элементом в интерьере могут стать фигурки с изображением животных (слоны, обезьяны, драконы или собачки «фу», которые обычно вызывают особенную симпатию) или мифологических созданий. Также популярны религиозные сюжеты: фигурки и изображения Будды, кисти рук, пагоды из камня. Традиционно в интерьере шинуазри встречается зеркало в массивной сложной золоченой (или золотой) раме. Это отсылка к избыточному и помпезному рококо.

В видео упоминается стиль Голливудское регентство. Подробнее об этом стиле в этой статье: Читать

Понравилась статья? – Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий

Китайский стиль шинуазри

В каждой стране есть что-то уникальное, с чем ассоциируется эта страна и что присуще только ей одной. И эти символические знаки отличия становятся для многих дизайнеров источником вдохновения.

Шинуазри? (фр. chinois — китайский) — это означает использование мотивов и орнаментов, а также стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, костюме, декоративно-прикладном искусстве и в ландшафтном дизайне.

Когда появилось шинуазри?
Шинуазри является ветвью стиля рококо. Можно предполагать, что всё началось с китайского фарфора.

В конце XVII века Европу охватило увлечение китайским фарфором. У европейской знати в употреблении обычно была золотая и серебряная посуда. Она продолжала считаться признаком роскоши, но в то же время лёгкий и тонкий фарфор начал конкурировать с ней. Кроме этого фарфоровую посуду было легче отмыть и содержать в чистоте. Потом появились китайские вазы, которые заняли почётное место во дворцах королевских особ, а затем и аристократии.

Фарфор настолько полюбили, что секрет его изготовления стал пределом мечтания многих мастеров. 1708 год можно считать годом рождения саксонского фарфора. Именно в Саксонии был изобретён европейский фарфор. И мастера сначала копировали китайский стиль – фарфоровая посуда, вазы, табакерки, шкатулочки, статуэтки украшались китайскими узорами. Но на этом не остановились. Постепенно возник интерес и к китайскому изобразительному искусству. Однако передать в точности китайские традиции и весь глубокий смысл искусства без проникновения в китайскую философию было непросто. На это потребовались годы и годы.

«Китайский стиль», иначе – шинуазри, стал ветвью стиля рококо. Художники создавали изящные картины, где в «китайских» сюжетах присутствовали императоры, воины, их наложницы, танцоры и другие персонажи. Художники не вдавались в смысл китайской философии, поэтому изображения сюжетов и персонажей на их полотнах были скорее похожи на Версаль Людовика XV. Поклонницей шинуазри в живописи была маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV. По её заказу художник Франсуа Буше создал целую серию картин на «китайскую тему».

Примерно в то же время во Франции возникает культура чаепития. И во дворцово-парковых ансамблях стали появляться китайские павильоны, или «чайные домики». Затем и все европейские монархи примкнули к этому увлечению и стали сооружать один за другим китайские домики и пагоды. В 1762 году ради развлечения публики британский архитектор Уильям Чэмберс соорудил 50-метровую пагоду в Королевском ботаническом саду недалеко от Лондона.

Читайте также:
Прованс в интерьере: дыхание лавандовой провинции

«Чайный домик» в Сан-Суси, а на самом деле один из роскошных павильонов Фридриха Великого, был даже украшен фигурками позолоченных китайцев, встречавших гостей прямо у входа, будто предлагая выпить чашечку чая. Эти фигурки были выполнены в полный рост, одеты в восточную одежду. Внутри павильона были декорации из сцен восточной жизни, живописные полотна украшали стены и потолок.

Это увлечение не обошло и Россию. Здесь в Ораниенбауме был создан Китайский дворец.

В стиле шинуазри создавались шпалеры и ширмы. Китайские орнаменты нашли применение и в обойном производстве. Такие аксессуары как веер, зонтик, сумочка пользовались особым спросом в аристократическом обществе XVIII столетия. Появилась мода на «китайские фонарики».

«Китайская тема» была востребована и в литературе, и в драматургии. В придворном театре возникают изящные балеты «Китайская пастушка», «Галантный Китай» и пьесы, часто изображающие вымышленный мир, не имеющий никакого отношения к китайской действительности. Это была как дань увлечения Востоком.

Китайский стиль шинуазри в костюме
Шинуазри – одна из старинных этнических тем. В Европе она появилась на тканях в XVIII веке.

В костюме стиля рококо, особенно женском, также проявился интерес к китайскому стилю. Мода всегда является отражением жизни и тенденций в искусстве. Шинуазри, прежде всего, выразилось в орнаменте тканей, особенно это касается шёлка, пришедшего из Китая.

Китай – родина шёлка и искусства шёлковой орнаментации. Это роскошная нежная ткань привлекала внимание богатых и знаменитых людей всего мира. И не только своей красотой. В Древнем Китае считалось, что прикосновение шёлка к коже человека излечивает от многих болезней. Кроме вышивки, уже тогда существовали различные способы нанесения цветных узоров на шёлке.

Основные черты китайского костюма характеризуются символикой формы, орнаментацией и цветовой палитрой. Всё это возникло из совокупности социально-экономического развития народа и его философского учения.

Как и откуда черпались основные мотивы китайского орнамента? В представлении древнекитайской философии началом жизни является единство двух противоположностей – Неба и Земли, а выражением их слияния был Дождь. Вот откуда был основной мотив орнамента – волны, ленты, спирали, которые отождествляли гром и молнию. А всем известный китайский дракон? Дракон в облаках или на волнах, объятый пламенем, он был повелителем Дождя.

Птицы, бабочки, цветы сливы, пиона, лотоса – всё это было насыщено глубокой символикой. Цветовая символика: зелёный – это цвет весны, красный – лета и огня, жёлтый – цвет земли, белый – цвет осени, чёрный – цвет зимы, чёрный с красным – цвет, символизирующий зарождение света в тёмном царстве и т.д. А в Средневековье цвета принимают ещё и иерархический смысл – жёлтый – цвет императорской одежды, красный – цвет высших сановников, затем зелёный, синий и белый цвета.

В начале XX века вновь возник интерес к Востоку – китайские фонарики, ширмы, яркие ткани. Востоком увлеклись всерьёз. Это произошло с того момента, когда в Париже прошли с оглушительным успехом гастроли «Русского балета». Постановки Сергея Дягилева открыли магию Востока. В истории моды не раз обращались к восточной теме, но, всё же, восточное великолепие в моде доведено до совершенства именно после того, как «Русские сезоны» подготовили для этого почву. Благодаря фантастическим декорациям и ярким восточным костюмам Леона Бакста к спектаклям «Русских сезонов», дизайнеры обратились к этой теме.

Читайте также:
Напольный смеситель - интересное решение для ванной

Шинуазри – стиль, вдохновлённый искусством Китая и других азиатских стран, нашёл своё отражение в работах многих дизайнеров. Любовь Поля Пуаре к Востоку проявлялась во многих его работах: кимоно, шаровары, туники, вуали, тюрбаны. Он окружал женщин роскошью Востока – яркими вышивками, кружевами, тканями с золотыми и серебряными нитями. Бахрома, жемчуг, дорогие перья – всё это сплошная экзотика, в которой особое место заняла легендарная туника «абажур» – платье Robe Sorbet («Шербет»).

Платье имеет оригинальный силуэт, который получается с помощью верхней юбки, сделанной на проволочном каркасе в виде абажура, и отороченной чёрным лисьим мехом. Колоннообразная нижняя юбка с завышенной талией выполнена в стиле ампир. Поль Пуаре предложил не только свободу в движении, в отличие от S-образного силуэта, но и свободу в выборе цвета. В тунике сочетаются розовый, кремовый, зелёный и чёрный цвета. Лиф напоминает кимоно, в котором в центральной части пересекаются ткани разного цвета, и подхватываются широким поясом, наподобие пояса оби. Платье исполнено восточным очарованием.

Путешественница и страстный коллекционер кутюрье Жанна Ланвен также изучала историю костюма Востока. Свои знания она применила в дизайне одежды. Например, в платье Robe de style (стильное платье), в котором проявилось отражение оригинальной технологии бисероплетения и вышивки. Это платье особенно примечательно тем, что в нём соединились разные эпохи и культуры.

Лиф платья прямой с заниженной талией, как в 20-е годы XX-ого столетия, сочетается с пышной юбкой из шёлка цветом слоновой кости и силуэтом XVIII века. Именно в эти эпохи стиль шинуазри достиг своего пика. Водопад бисера и пайеток, серебряная вышивка обрушиваются от талии до самого подола. Горловина отделана фестонным кружевом, спускающимся на плечи в виде маленьких крылышек. Китайский мотив вышивки является ключевым элементом платья.

«Русский балет» гениального импресарио Сергея Дягилева показал роскошные костюмы и великолепные декорации, которые наложили отпечаток на художественный вкус не одного десятилетия.

Дизайнеры вновь и вновь обращаются к китайской теме. В настоящее время, на волне увлечения восточными философскими учениями, боевыми искусствами и традициями вновь возникает интерес к шинуазри.

Как использовать стилистку шинуазри в современном интерьере

Стилистика шинуазри в последних сезонах набирает большую популярность, что совершенно не удивительно. Это направление в дизайне буквально является воплощением изящества, роскоши и хорошего вкуса. Зародившись в семнадцатом веке, шинуазри явило собой удивительно гармоничный микс двух культур, интересную и яркую интерпретацию эстетики китайского декора, специально адаптированную для западной публики. Характерными чертами являются обилие в декоре таких элементов, как натуральный шелк, лакированные поверхности, темное дерево, а также принты и рисунки природной тематики.

Шинуазри присущ особенный романтизм и легкость, вот почему чаще всего этот стиль используют при создании интерьеров спален, торжественных залов и гостиных. Как воплотить данное направление в рамках интерьера современной квартиры?

Читайте также:
Современная кухня: виды мебели и особенности дизайна

Обычно декор стен в стиле шинуазри предполагает появление на них рисунка природной тематики, чаще всего это нежные, изящные цветы. Пожалуй, это один из наиболее эффектных и доступных способов стилизовать помещение. Подберите обои мягкого акварельного оттенка, с ненавязчивым принтом, в идеале фактура полотна должна напоминать шелк.

В интерьере этой спальни использовано сразу несколько элементов, дающих отсыл к китайскому стилю. Во-первых, это обои с тематическим принтом, изображающим экзотические растения, птиц и типичное для региона жилище. Второй яркий элемент – кровать с балдахином, каркас которой выполнен из темного дерева. Наконец, обилие зеленого цвета и наволочки из шелка завершают созданный образ.

Если цветочные принты и растительные мотивы вам по каким-то причинам не подходят, нотку стиля шинуазри можно внести в интерьер с помощью предметов мебели с лакированной поверхностью. Таких, например, как этот небольшой шкафчик. Традиционно такой шкафчик был красного цвета, но в данном проекте использована современная интерпретация, которая великолепно дополнила уже имеющуюся палитру. Миниатюрный шкафчик может заменить комод, он вмещает не очень много, но зато не выглядит громоздко и всегда удачно впишется в планировку даже небольшой комнаты.

Порой достаточно пары деталей, чтобы сделать современный и лаконичный интерьер более интересным и ярким. В декоре этой спальни такую роль сыграли декоративные тарелки, украсившие одну из стен. Их дизайн дает прямой отсыл к стилистике шинуазри, что на фоне простых форм и сдержанного декора выглядит очень свежо и креативно.

Богатая и старинная традиция живописи Китая дает массу вариаций для создания интересных декоративных элементов в сегодняшнем интерьере. Однако большой ошибкой было бы скупать множество различных предметов, каждый из которых кажется уместным. Лучше вложить средства в один, но выполненный максимально качественно, объект. Так, центральным акцентом и стилеобразующим элементом интерьера этой спальни стало изголовье кровати, выполненное из темного дерева и расписанное в изысканной манере.

Можно поиграть с красками и даже подстроить их под себя. Если черный кажется вам неуместным, подберите подобный рисунок на любом другом цвете, например, на самом модном в этом сезоне оттенке свежей зелени.

Китайский фарфор со ставшим уже классикой бело-голубым рисунком украсит любой интерьер, придаст простому и привычному декору изысканность и шик.

Расписанные вручную шкафчики небольшого размера весьма практичны и могут дополнить мебельную группу не только спальни, но и прихожей.

Если вам по душе гладкость и сияющий финиш шелка или сатина, то стиль шинуазри будет очень кстати. Он позволяет использовать подобную фактуру не только в тканях, но и в отделке, что всегда выглядит особенно красиво.

При малейшей неуверенности в своих декораторских навыках, дизайнеры советуют начинать перемены в интерьере с новых подушек. Добавьте пару наволочек, выполненных в стилистике шинуазри и оцените, насколько вам комфортна эта эстетика, цвета и ткани.

Путеводитель по шинуазри: очаровательная «китайщина» в интерьере

Сегодня слово «китайщина» носит скорее негативный оттенок. А в 17-18 веках от него приходила в полный восторг вся Европа. Именно влияние культуры Китая породило создание стиля шинуазри, что в переводе с французского и означает «китайщина».

Читайте также:
Интерьер спальни в мансарде

Далекая история

Слово chinoiserie происходит от французского слова chinois, что означает «китайский». Шинуазри родилось не в Китае. Это европейская интерпретация восточноазиатского дизайна. По мере того как в 17-18 веках расцветала торговля с Азией, популярность китайских товаров постоянно росла. Очень немногим европейцам удалось побывать лично в этой, чтобы понять, как выглядит искусство и дизайн там. Однако впечатленные предметами, рожденными азиатской культурой, которые появлялись в Европе, европейцы создали собственную трактовку восточноазиатского стиля.

Рос экспорт чая, и европейцы быстро переняли культуру и традиции китайского чаепития. Как основная часть общества, аристократические дамы стремились создать подходящую мизансцену в стиле шинуазри для своих чайных ритуалов. Это усилило европейский спрос на шинуазри.

Прекрасно сочетающийся с орнаментальным стилем рококо причудливый шинуазри смело вошел в дома европейцев и даже украсил дворцы короля Людовика XV и короля Георга IV. Российская монархия тоже одобрила «китайщину». Помещения в стиле шинуазри можно встретить в Екатерининском дворце Царского Села, Большом дворце Петергофа, Меншиковском дворце Санкт-Петербурга.

Ключевые элементы стиля

Стиль шинуазри пронизан разнообразными знаковыми элементами:

  • Драконы

Дракон играет важную роль в китайском фольклоре. Это мифический зверь, символизирующий силу и удачу. Драконов часто можно увидеть на керамике, шелкографии и других декоративных предметах.

  • Собаки фу

Собаки фу – очень распространенный мотив в стиле шинуазри. Однако это не собаки. Они известны как Ши, что в переводе с китайского означает «лев», и появляются парами, мужчина и женщина. Считается, что они отражают негативную энергию.

  • Пагоды

Пагода возникла в Индии и прибыла в Китай с распространением буддизма. Эти многоярусные здания служат священными религиозными объектами и являются неотъемлемой частью восточноазиатской архитектуры.

  • Сцены природы

Причудливые природные пейзажи с беседками, птицами и беспорядочными цветочными мотивами – самый популярный принт в стиле шинуазри. Они словно отражают дизайн шелков, которые поступали в Европу по Великому шелковому пути.

Материалы, мебель, декор

Бамбук и лакированное дерево — два самых популярных материала для стиля шинуазри.

Искусство создания традиционных азиатских лаковых изделий — это медленный и кропотливый процесс. Ремесленники покрывают мебель слоями древесного сока. Сок превращается в прочную смолу, которая придает мебели фирменный блеск. Часто ремесленники вручную рисуют сцены, инкрустируют детали или создают замысловатую резьбу, чтобы закончить изделие.

Резьба по дереву – один из отличительных элементов стиля.

А самый узнаваемый предмет обстановки, присущий шинуазри, — это ширма.

Отдельное место в декоре шинуазри занимает керамика. Без китайского фарфора этот стиль просто невозможно представить. Раньше, когда европейцы еще не умели воспроизводить фарфор такого же качества, они копировали дизайн. Мастера использовали традиционный сине-белый стиль Мин на таких предметах, как банки, вазы и чайные сервизы. Керамические и фарфоровые сосуды, такие как банки для имбиря, часто использовались в качестве контейнеров для хранения специй. По мере расцвета торговли с Китаем спрос на керамику рос, но преследовал чисто эстетические цели. Эти ценные предметы размещались по всему дому, заняв свое место в истории, как классический декор стиля шинуазри.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: