Способы изготовления витража

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

Читайте также:
Как сделать надежный клей для обоев

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Витраж своими руками в домашних условиях

  • Способы изготовления витражей
  • Использование эскизов
  • Поэтапная работа
  • Имитация свинцового переплета
  • Разновидности витражей
  • Пленочные витражи
  • Витражные краски
  • Разработка эскиза
  • Обучение ребенка рисованию с помощью витражных красок

Для достижения оригинальности в интерьере можно использовать такую идею, как применение витражей. Для этого вовсе не обязательно нанимать мастера или приобретать дорогие готовые изделия. Создать витраж своими руками в домашних условиях вполне возможно, приложив некоторые усилия и изучив предложенный материал.

Способы изготовления витражей

Прежде всего, необходимо решить, какие изображения получат ваши витражи на стекле. Для этого нужно придумать эскиз или найти готовый. Для этого потребуется:

  • Бумага или картон, такого же размера, как витраж.
  • Рисунок, имеющий четкие контуры, элементы.
  • Обозначить номерами фрагменты рисунка для окраски соответствующим цветом.
  • Если включены наборные элементы, можно указать направление волокон.

Внешне заготовка напоминает пронумерованную детскую раскраску.

Что такое витражная пленка, какие есть разновидности и как ее клеить читайте в нашем материале “О плёнках на окна – витражных, самоклеящихся”.

Использование эскизов

Производство витражей требует наличия эскиза, включающего мелкие элементы. Мелкие рисунки достаточно просто распечатать, большие изображения потребуют рисования вручную, переноса на стекло. Можно сделать ксерокопию рисунка для шаблонов. Основной трафарет делают при помощи оригинала, перенося его на стекло. Потребуется приобрести шаблонные ножницы: от обычных они отличаются наличием третьего лезвия. Это позволит вырезать полоску 1,76 мм шириной.

Читайте также:
Как сделать беседку из обычных поддонов

Копию эскиза необходимо приклеить к плотному картону не меньше 0,5 мм; подойдет коробка. Это необходимо для обведения контуров. Они должны быть жесткими. Наклеивать бумагу нужно равномерно по плоскости, не допуская ее размокания. Пронумеровать части эскиза стоит заранее.

Поэтапная работа

Задумываясь, как сделать витраж своими руками в домашних условиях, необходимо разработать план работы. Начинать нужно с простых действий, постепенно переходя к более сложным.

Пленочный витраж своими руками в домашних условиях выполнить проще всего, с него и следует начинать. Для этой цели необходимо перенести изображение на стеклянную основу. Бордюры имитируются. Использовать можно самоклеящуюся пленку. Поверхность для приклеивания должна быть хорошо обезжирена. Если на пленке появились пузырьки, их можно проколоть швейной иглой.

Такой способ прост и дешев, но при внимательном рассмотрении будет заметно, что витраж не настоящий. С уличной стороны он не имеет вида. Пленочные витражи своими руками чаще всего изготавливают для потолков, так как они не имеют обратной стороны и находятся достаточно далеко от глаз. Для потолка этот вид витража хорош и тем, что имеет малый вес и совершенно безопасен при обрушении. Для потолка можно использовать акриловую основу, стеклянной стоит избегать.

Контурные заливные витражи и роспись по стеклу

Имитация свинцового переплета

Оригинальные витражи имеют металлический переплет. Имитация должна повторять и его, чтобы вид ее был более реалистичным. Существует несколько способов имитации этого элемента:

  1. Проклейка границ специальным скотчем. Купить такой можно в салоне для художников. Скотч поможет сформировать контуры. Лента имеет ширину 1/8 дюйма, устроена как обычный скотч, только имеет соответствующий цвет. Работать с этим материалом очень просто.
  2. Этот метод иллюстрирует, как делать витражи своими руками с имитацией переплета при помощи проволоки. Потребуется алюминиевая или медная проволока и клей для фарфора, нужно найти клей для посуды. Суперклей не подходит, так как оставляет много следов. Использовать можно любой провод толщиной от 0,02 до 2, 5 мм в зависимости от размеров вашей работы: его аккуратно приклеивают на швы, затем покрывают патиной.
  3. Пластину можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуется:
  • ПВА клей для фарфора 50 мл.
  • Тушь 30 мл.
  • Алюминиевая пудра 40 гр.

Все эти компоненты нужно смешать до состояния однородной массы. Если хотите добиться цвета латуни, вместо алюминиевой нужно применить бронзовую пудру. Прежде чем окрашивать изделие, проверьте, какой цвет получился. Учтите, что паста непригодна к хранению, готовить ее нужно по необходимости и постоянно перемешивать. Наносить массу необходимо посредством кисти или небольшого шприца. Это требует сноровки.

Имитация свинцового переплета

Разновидности витражей

Изготовление витражей в домашних условиях позволяет проявить фантазию и использовать разные технологии, не ограничиваясь одним рецептом.

Фьюзинг – достаточно сложная технология изготовления витража. Для него требуется использование цельного стекла, на которое наносятся элементы разных оттенков. Фрагменты имеют ярко выраженные границы, между ними нет разделительной металлической полосы. Для готового полотна требуется прокаливание в печи. Очертания рисунка могут быть разнообразными в зависимости от идеи автора. Такая техника доступна для производства, и дома повторить ее вряд ли получится.

Тиффани – это тоже витражи из стекла, но состоящие из отдельных частей, которые при помощи пайки скрепляются между собой металлическими полосами. Отличается этот стиль замысловатыми формами. Он имеет сложное исполнение и яркие, разнообразные цвета. Чаще всего при помощи этой технологии изготавливают различные предметы, например, светильники, лампы, домики для игрушек.

Такая технология изготовления витражей своими руками может иметь ряд проблем:

  • Необходимость резки стекла, шлифовки его краев.
  • Паять металлическую нить сложно, требуется навык.
  • Работа исключительно для взрослых.

Пример готового витража в технике Тиффани

Пленочные витражи

Изготовить витражи на стекле своими руками достаточно сложно, потому весьма доступной технологией является наклеивание на стекло специальной пленки. Для этого понадобится:

  • Самоклеящаяся пленка разнообразных тонов.
  • Скотч на свинцовой основе.
  • Валик из резины.
  • Стекло.
  • Нож для бумаги.

Эта техника безопасна, ее может освоить подросток, поэтому можно предложить ему изготовить такое витражное стекло своими руками.

Для создания рисунка потребуется перенести контур картины на приготовленное стекло при помощи пленки. Сначала создается шаблон. Его можно нарисовать или распечатать, затем его наносят на стекло при помощи маркера, обклеивают контуры свинцовым скотчем, вырезают цветную пленку и наклеивают на стекло. После этого свинцовая пленка наносится еще раз. Для закрепления элементов по ним проходят резиновым валиком.

Изготовление пленочного витража

Витражные краски

Краски помогут решить проблему, как сделать витраж на стекле своими руками, не используя сложную технологию, при этом добиться реалистичности. Контур рисунка наносят на обычное стекло при помощи специальных красок; можно заниматься этой работой вместе с детьми.

Витражные краски и контуры

Разработка эскиза

Изготовление витража своими руками не стоит начинать сразу с окон или дверей. Стоит попробовать на старом куске стекла, декоративной вазе, стакане. Краски, предлагаемые для этой работы, отличаются: существуют обжигаемые и необжигаемые виды. Первые требуют нагревания изделия в печи, что не слишком удобно, если вы, например, разрисовываете пластиковое окно.

Необжигаемые краски не теряют яркости, не требуют температурной обработки, однако требовательны к мытью. Они боятся агрессивных моющих средств. Окно, украшенное с их помощью, потребуется мыть очень бережно. Если вы только пытаетесь создавать витражи своими руками, не экономьте на краске. Приобретайте продукцию качественных импортных производителей. Такие материалы имеют оптимальную густоту, часто оснащены дозаторами. Они не текут, не размазываются.

Контуры для витража также можно приобрести отдельно. Они продаются в тюбиках, благодаря чему их удобно наносить. Не стоит сразу приобретать черный контур: он сложен в работе. Для новичка хорошо подойдет серебристый или белый. Добиться нужной ширины без опыта не получится – потребуется потренироваться. Излишки материала нужно вытирать влажной губкой сразу, иначе они присохнут.

Для обучения можно использовать любое стекло или зеркало. Для начала нужно очистить его поверхность от грязи, обезжирить ее: сделать это можно при помощи спирта или специального растворителя.Перед тем как сделать витраж, подумайте над эскизом. Если вы создали рисунок, лучше сделать несколько ксерокопий, готовый вариант можно распечатать на принтере. Если вы начали тренировки с создания светильника, сверните лист, вставьте его внутрь стекла и прикрепите скотчем. После этого рисунок можно обвести маркером уже на стекле. Маркер лучше брать стирающийся. После этого можно использовать витражный контур. Аккуратно нанесите его на поверхность и дайте краске высохнуть.

Перед работой аккуратно встряхните тюбик с краской. Взбалтывать его не требуется. иначе в краске появятся пузырьки.Краска наносится густым слоем, требуется закрасить каждый элемент рисунка. После этого дайте краске полностью высохнуть. Для того чтобы защитить цветной слой, можно использовать акриловый лак или прокалить стекло в печи. Второй вариант применяется исключительно для жаростойких стекол.

Узнайте, в чем достоинства и недостатки классических витражей, прочитайте отзывы потребителей и узнайте цены в нашей статье “Классический витраж”.

Сколько стоят витражи Тиффани и что думают о них потребители читайте у нас на сайте.

Обучение ребенка рисованию с помощью витражных красок

Научить, как сделать витраж своими руками, можно и ребенка. Если он еще маленький, можно приготовить для него материалы самостоятельно. Вам понадобится:

  • Клей ПВА.
  • Пищевой краситель.

Компоненты нужно смешать, получив густую однородную массу. Полученную смесь поместите в пластиковый тюбик. Она безопасна даже для малышей, которым понравится играть с красками.

Не стоит использовать стекло. Вполне можно обойтись безопасной пленкой. Возьмите файл, вложите в него лист с нужным изображением. Покажите ребенку, как делать витраж. Для этого нужно обвести рисунок маркером, раскрасить его изготовленными ранее красками. После того как краска высохнет, пленку нужно вырезать и наклеить на стекло. Позвольте ребенку придумать рисунок самостоятельно. Многие дети с удовольствием проявляют творческую активность, рисуют и мастерят витражи.

Витражи. Виды, техники, способы изготовления своими руками, фото

Витражи — очень популярное ремесло. Это обусловлено тем, что создать витраж можно самостоятельно. Существует множество техник, позволяющих изготовить не только привычную картину на окне, но и некоторые элементы декора, кашпо, отделку мебели или стен.

  1. Техники изготовления витражей своими руками
  2. Пайка
  3. Фацет
  4. Фьюзинг
  5. Травление
  6. Аппликация (пленочные витражи)
  7. Роспись (заливка)
  8. Классический (наборный) витраж
  9. Пескоструй
  10. Фотопечать
  11. Матирование стекла
  12. 3D-витражи
  13. Комбинированные витражи
  14. Коллажи
  15. Литые витражи
  16. Процесс изготовления витража (техника Тиффани)
  17. Выбор рисунка
  18. Резка
  19. Обработка деталей
  20. Сборка витража
  21. Флюсовка
  22. Пайка
  23. Обрамление
  24. Промывка
  25. Патинирование

Техники изготовления витражей своими руками

В зависимости от применяемого материала и способа его обработки выделяют различные типы технологий изготовления витражей.

Пайка

Это классическая техника. Изначально создается набросок будущего витража, а затем уже по нему собирают цельную картину из небольших кусочков стекла разного цвета. Все части скрепляются между собой различными сплавами. В основном для спайки используют:

  • свинец;
  • медь;
  • латунь;
  • олово.

Каждый фрагмент обматывается металлическим прутом, а потом уже детали спаиваются.

В настоящее время вместо кованого прута используют специальную металлизированную ленту

Фацет

Такой витраж собирается с помощью алюминиевого каркаса, потому как при такой технике используется толстое, а соответственно, тяжелое стекло. Толщина стекла не должна быть менее 6 мм. Суть изготовления фацетного витража заключается в том, что каждый составной элемент подрезается со всех сторон под небольшим углом. Это создает уникальный и мощный оптический эффект.

Наиболее интересны комбинированные витражи из различных типов стекол. Отличие в структуре при использовании техники фацет позволяет по-разному отражать солнечные лучи

Фьюзинг

Эта техника подразумевает смешение различных рисунков и фигур. Отличительная черта фьюзинга —многослойность. Здесь используются части стекла, которые укладываются по определенному сценарию, а потом запекаются, раскатываются. В большинстве случаев используется многократное наслоение, что делает витраж очень объемным.

Благодаря этой технике витраж получается очень необычным, похожим на живописную картину

Травление

Изготовление в этой технике происходит посредством различных кислот. На цельном куске стекла выкладываются трафаретные рисунки, по контуру которых вытравливается силуэт.

Стекло видоизменяется под воздействием кислоты, что позволяет создавать красивые узоры

Аппликация (пленочные витражи)

Это упрощенный вариант создания витража. Конечно, к полноценному изготовлению витражного полотна это не имеет никакого отношения, но результат получается очень похожим. За основу берется стеклянная или пластиковая поверхность, а на нее аккуратно наклеивается готовая расписная пленка. Сейчас в продаже появилось множество видов такой пленки с различными узорами и расцветками.

Для полного ощущения витражной картины по контурам рисунка наклеивается металлизированный скотч

Роспись (заливка)

Здесь очень важны художественные навыки, чтобы витраж был более живым и красочным. Но это также как и аппликация не является классическим методом изготовления витража. Это тоже имитирующая работа. На стекле по заданному рисунку раскрашивается картина специальными витражными красками. В зависимости от количества краски и слоев нанесения такое витражное полотно может иметь более прозрачный фон. Если же используется заливка элементов, то витраж получается насыщенным и ярким.

Контуры рисунка обрисовываются более толстым слоем специальной контурной пастой

Классический (наборный) витраж

Такую технику можно отнести к родоначальникам витражного искусства. Она использовалась ещё в Средневековье при строительстве и реставрации храмов, соборов и церквей. В нынешнее время сама технология изготовления не изменилась. Стали иными только материалы и инструменты для работы. Весь процесс классического витража складывается из нескольких этапов:

  • составление эскиза;
  • выкладывание узора по сделанному наброску в виде металлического каркаса;
  • вставка в профиль нарезанных по соответствующим размерам кусков стекла;
  • спайка стыков;
  • роспись витража.

Данная техника используется в основном для крупных работ

Пескоструй

Смысл данной технологии сводится к тому, что при помощи соединения потока сжатого воздуха и кварцевого песка удаляется верхний слой стеклянной поверхности. Таким образом может создаваться рисунок путем соединения гладкой поверхности и матированной. В зависимости от навыков мастера могут создаваться совершенно уникальные сюжеты.

Обработка стекла с помощью песка может быть двусторонней, а также варьируется от мелкозернистого рисунка до более грубой фактуры

Фотопечать

Использование этой техники значительно расширяет дизайнерские возможности. Это снова проявление имитации витражного полотна, но при этом готовое изделие имеет очень современный и концептуальный вид. Фотопечать может производиться напрямую или же на специализированной пленке. У каждого типа печати есть свои особенности.

  • При прямой печати рисунок наносится напрямую на стеклянную поверхность с помощью особого принтера. Соответственно и краски применяются необходимые именно для такого типа печати.
  • При пленочной печати изображение наносится на матовую или прозрачную пленку, а затем она уже приклеивается к основному полотну из стекла.

Преимущества такой техники в быстрых сроках изготовления и небольшой себестоимости

Матирование стекла

Под этой технологией понимается обработка верхнего слоя стекла различными способами.

  • Механическое воздействие — пескоструй, гравировка поверхности.
  • Травление химикатами — гелевые и водные растворы с кислотой в составе нарушают целостность стекла, что приводит к его видоизменению.
  • Обжиг — на стекло наносят слой краски, а затем запекают его в печи. При такой обработке поверхность стекла становится шершавой, а цвет становится более матовым.
  • Лаковое и пленочное покрытие — подразумевается наклеивание витражной пленки или прямая печать на стекле, обработанным перед этим лаковым слоем.
  • Роспись — матовость достигается применением специальных красок для витража на основе воды или сольвента.
  • Цветное матирование стекла — заливной метод, при котором используются полимерные красители.

Матирование может быть создано различными способами, но оно всегда выглядит утонченно и элегантно

3D-витражи

Это современное веяние, создающее будоражащий эффект присутствия. Это иллюзионные картины, кажущиеся объемными и структурными. Данной технике присуща многоэтапность.

  • Составление эскиза и прорисовка деталей.
  • Вырезание необходимых деталей из стекла.
  • Обработка всех частей: шлифовка, обтачка.
  • Сбор витража согласно эскизу (используется пайка).
  • Вставка готового полотна в профиль между двумя стеклянными полотнами.
  • Запекание.
  • Обрамление витража алюминиевой лентой.
  • Заливка каучуковой жидкостью.

Помимо интересного внешнего вида такой витраж обладает высокой прочностью, тепло- и шумоизоляцией

Комбинированные витражи

Это очень сложный процесс изготовления витражных картин. Здесь используются различные техники, что вызывает определенные сложности. Ведь каждая технология отличается этапами, свойствами материала и условиями работы. Однако результат такого сочетания поистине уникальный. Такие витражи очень выразительны.

Главная особенность комбинированного витража — реалистичность и глубина изображения

Коллажи

Эта техника относится к инновациям в сфере витражного искусства. Процесс изготовления такого полотна довольно прост:

  • набросок рисунка;
  • вырезание соответствующих деталей;
  • сборка элементов в единую картину при помощи полимерного раствора.

Особенность таких витражей в плавных переходах между деталями — нет резких контрастов и четких линий.

При таком способе можно создавать различные виды изображений

Литые витражи

Довольно интересная техника. В процессе изготовления каждый элемент создается отдельно: либо выдувается, либо отливается ручным способом. Структура такого витража крайне неоднородна, что придает ей особый шарм. Все детали соединяются с помощью цемента и металлического каркаса.

Оригинальность витража усиливается применением стекол различной толщины — от 0,5 до 3 см

Процесс изготовления витража (техника Тиффани)

Данная техника представляет собой ручную сборку витража. Ввиду этого каждое полотно уникально и неповторимо.

Технику Тиффани сравнивают с картинами, написанными на холсте

Выбор рисунка

При создании наброска будущей работы избегают сложных рисунков, потому как вырезание, обработка и последующая спайка могут вызвать большие затруднения. В настоящее время в сети Интернет можно найти массу шаблонов и примеров готовых узоров для витражной росписи.

Можно использовать стандартные примеры эскизов

Резка

Рисунок копируется на плотный картон, а затем разрезается на мелкие детали, составляющие эскиз. Перед началом резки все элементы необходимо пронумеровать. Таким образом получаются шаблоны, с помощью которых рисунок переносится непосредственно на стекло. По расчерченным линиям с помощью стеклореза плавными движениями вырезаются детали витража.

Обработка деталей

Каждый кусочек стекла должен быть обработан с помощью шлифовального станка. Но из-за дороговизны такого способа используют метод шлифовки гранатовыми или корундовыми брусками. Заготовку вместе с бруском перед началом обработки помещают в емкость с водой.

После окончания шлифовки каждую деталь оборачивают металлизированной лентой и тщательно разравнивают

Сборка витража

При выкладывании витража необходимо использовать прозрачную поверхность с подсветкой. Есть для этого специальные светокопировальные станки, но можно применить испробованный годами метод копирования. Между двумя опорами ложится лист прозрачного пластика или стекла, а снизу устанавливается светильник. Это некое подобие станка, которое позволит без ошибок собрать витражное полотно. Ведь при сборке очень важно, чтобы между деталями не было свободного места.

На рабочей поверхности фиксируется трафарет (эскиз рисунка) и по нему постепенно выкладывается нужный узор

Флюсовка

Собранный витраж обжимают со всех сторон планками. Желательно полностью перебрать весь витраж, чтобы при помощи флюса для пайки обработать все грани. Используя кисточку, каждая грань промазывается флюсом.

Пайка

Инструмент для спайки витража Тиффани используется не совсем обычный. Паяльник должен быть с коротким никелированным наконечником. Мощность не должна быть слишком высокой — достаточно 100 Вт. Такой нагрев самый оптимальный для пайки витража.

Сначала контуры обрабатывают расплавом припоя, нанося его небольшими каплями через равные промежутки. Сам паяльник при этом не должен касаться стеклянных деталей. После этого паяют каждый шов, накладывая по контуру припой.

Припой нагревается до тех пор, пока он не закроет соединение с внутренней части

Обрамление

Готовый витраж необходимо припаять к заготовленному металлическому профилю. Каркас зачищается, его поверхность обезжиривается при помощи спирта. Внутренняя часть профиля, а также сам витраж с лицевой стороны и боков обрабатываются флюсом. Далее детали соединяются и спаиваются между собой.

Промывка

При изготовлении витража часть флюса остается не только на каркасе, но и на самом стекле. Удаление флюса и подобных пятен выполняется с помощью простой губки для мытья посуды. Достаточно смочить жесткую сторону губки в средстве для мытья посуды и пройтись ей по всей поверхности витража. В итоге средство просто смывается водой.

Патинирование

Покрытие патиной придает изделию необычный вид и подчеркивает красоту витража. Наносить средство необходимо в перчатках и маске, потому как у него очень едкий состав. После покрытия переплета патиной нужно тщательно промыть изделие, просушить и отшлифовать при помощи мягкой тряпки.

По желанию витраж может быть помещен в деревянную рамку

Как бы ни изготавливался витраж, он всегда выглядит потрясающе. А изделие, созданное своими руками, будет радовать его обладателя ещё больше.

Изготовление витражей – старинная технология в новом свете

Изготовление витражных изделий началось еще в эпоху Средневековья, некоторые артефакты, найденные археологами, напоминающие современные витражи, датируются 6-7 веками. Несомненно, технологии изготовления витражей за долгие века претерпели некоторые изменения. Однако основное предназначение витражных изделий, а именно: исключительно декоративная цель художественных предметов, осталось неизменным.

Одновременно витражи представляют собой прекрасную картину и волшебный источник света, в солнечный день отбрасывающий радужные блики на стены и полы. В то же время разноцветное стекло с успехом может защитить от излишне любопытных взглядов окружающих. Тем, кто хочет наблюдать игру цветных зайчиков даже в пасмурный день, можно порекомендовать витражные плафоны на светильники. Сегодня благодаря современным технологиям, стало возможным изготовление витражей для подвесных потолков в зимних садах, в бассейнах, в декоративных элементах мебели. Но основная функция витражей остается по-прежнему в украшении окон и стеклянных дверей.

Виды витражей

Условно все витражи можно разделить на три типа: настоящие (классические), псевдовитражи или фальш-витражи и цельные витражи. Чтобы понять, чем отличается один тип витража от другого, рассмотрим подробнее наиболее яркие и популярные типы.

Итак, настоящие классические витражные изделия – это свинцово-паечные традиционные витражи, которые не изменились, несмотря на многовековую историю изготовления. Ряд недостатков, которые есть у классических витражей, заставил отдавать предпочтение роскошной технике Тиффани, очень похожей на традиционную технологию изготовления, но лишенной ее недостатков. Гибкие линии, эстетичные швы, объемные формы, оригинальность и неповторимость витражей Тиффани позволяют считать их самими красивыми и благородными.

В отличие от настоящих витражей, собирающихся из разноцветных кусочков стекла, псевдовитражи только имитируют многочисленные разноцветные стеклышки и соединения между ними. Весьма популярными имитациями на данное время являются заливной и пленочный витражи. Уже из названия можно догадаться, что пленочный витраж изготавливается из кусочков пленки, приклеиваемых на стекло, согласно заранее подготовленному эскизу. Если на стекле в предварительно прорисованные контуры рисунка заливают специальные краски или лаки, то это и есть заливной витраж. Разумеется, такие витражи уступают настоящим в эстетическом плане, однако цены на него куда более демократичны, и в то же время с их помощью можно создать довольно яркий элемент декора.

Особым типом витража является цельный витраж, совмещающий в себе преимущества настоящего и псевдовитража. Здесь наиболее яркие и популярные виды – фьюзинг и расписной витраж. Художник пишет на стекле самые настоящие картины, таким образом, создавая истинные шедевры. В стиле фьюзинг разноцветные кусочки стекла спекаются в монолит, что позволяет добиться поразительных результатов, ошеломляющих фантастической красотой, мягкими линиями, необычностью и эксклюзивностью.

Способы обработки стекол

К одной из самостоятельных технологий изготовления витражей можно отнести нацвет – спаивание толстого бесцветного стекла с тонким цветным, впоследствии покрываемым гравировкой узором, наподобие кружев. В общем, витраж – это не только мозаика из цветных стеклышек, но и стекло, обработанное специальным способом. Декоративная обработка стекла так же может быть выполнена различными способами. Например, на бесцветное стекло с применением трафарета и специального аппарата, на определенные участки под высоким давлением, можно нанести абразивное вещество. Так называемый пескоструйный способ придаст стеклу рельефность, матовость, шероховатость, а с помощью медных или абразивных дисков можно нанести различные изображения на поверхность стекла способом гравировки.

Способ цветного протравливания заключается в обработке стекла плавиковой кислотой, которая способна вступить с основным компонентом стекла – диоксидом кремния. При таком травлении стекла получается рельефный рисунок практически любой глубины и сложности.

И, наконец, так называемый морозный рисунок, при котором поверхность стекла сначала обрабатывают пескоструйным способом, а потом равномерно покрывают столярным или желатиновым клеем. По мере высыхания клей начинает уменьшаться в размере, при этом микроскопические пластинки стекла начинают выдираться и на стекле образуются как бы морозные узоры необычайной красоты.

Области применения витражей в зависимости от их назначения

Какой вид витража использовать в изделии зависит во многом от функционального назначения витража. Понятно, что классический витраж сложно представить на потолке – слишком уж он монументальный и тяжелый. С течением времени такой витраж непременно начнет провисать, начнут выпадать стеклянные фрагменты. К тому же эстетически смотреться такой витраж на потолке будет странно – его торжественность и монументальность не подходит для потолочных поверхностей. Классический витраж куда лучше будет выглядеть на традиционном для него месте – на окне. Окна мы распахиваем не так уж часто, как мебельные дверцы или межкомнатные двери, поэтому классический витраж с легкостью выдерживает нагрузки открывания-закрывания. Кроме того, в сочетании с солнечным светом витраж на окне создает в помещении празднично-торжественное настроение, и обязательно будет вас радовать положительными эмоциями и хорошим настроением.

Для пленочного, расписного и заливного видов витражей существуют некоторые ограничения. Так, они не рекомендуются для помещений с повышенной влажностью. Правда, для заливного и расписного витражей это замечание будет справедливо в том случае, если их не подвергали термической обработке. Не нужно забывать, что пленка или краска при взаимодействии с влагой могут отслаиваться, вследствие чего витражное изделии может потерять свой первоначальный внешний вид. Окна тоже нужно покрывать расписными или заливными витражами с большой осторожностью, так как воздействие солнечных лучей может оказать на них негативное влияние, и они выгорят или поблекнут.

Однако стоит отметить, что есть витражи, которые можно использовать везде, то есть универсальные. К ним относятся витражи в технике Тиффани, пескоструйные и фьюзинг. Так, витражи Тиффани настолько легки, что их рекомендуют применять для потолков. Форма и размеры этих витражей позволяет изготавливать любые изделия со сложными конструктивными линиями. Особо прочное стекло получается в результате спекания, применяемого в технике фьюзинг – разбить такое стекло не просто. Там же, где размеры ограничены архитектурными запросами, легко решить с помощью витражей техники Тиффани. С помощью этой техники собираются витражи фацетные и смешанные. Применяются витражи при изготовлении плафонов для светильников, подсвечников, обрамлений настенных часов, зеркал, рамок для фотографий, настенных панно.

Витраж своими руками в домашних условиях

В этой статье: реальный взгляд на изготовление витражей в домашних условиях:

  • какие виды витражей подходят для изготовления в домашних условиях
  • какие инструменты и материалы нужны для работы
  • каким обучающим курсам можно доверять, узнать отзывы о курсах и посмотреть работы начинающих
  • посмотреть видео уроки по изготовлению витражей в домашних условиях
  • узнать с чего начинать

Создание витражей — древнее искусство, которое раньше было доступно только избранным мастерам, однако в наше время сделать красивый витраж самому очень даже реально у себя дома. Конечно, вы не изготовите витраж по средневековой технологии таким способом, но современные материалы и современные технологии позволяют создавать очень красивые композиции, которые внешне мало отличаются от тех самых древних витражей.

Способы создания витражей, какие подходят.

Существует немало способов, позволяющих сделать витраж. В некоторых случаях изготовление витражей является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим обязательного наличия специального оборудования, а другие способы позволяют сделать витраж своими руками у себя дома относительно просто. Слово относительно — ключевое. Витраж не получиться сделать без затрат и усилий.

Как правило, витражи классифицируют по способу их изготовления и применяемым материалам. Некоторые техники не особо отличаются друг от друга, однако есть различия в используемых материалах.

Классические витражи

Это самая первая витражная техника, известная еще со времен Средневековья. Такие витражи собираются из кусочков стекла, удерживаемых при помощи металлических перегородок. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая специального оборудования и умения, к тому же подобные витражи дорогостоящие. А еще они получаются достаточно тяжелыми, поэтому нельзя устанавливать подобный витраж на какую-то хрупкую конструкцию. Однако, как говориться «охота пуще неволи», и такие мелочи не могут встать на пути к созиданию прекрасного.

Сейчас можно купить в специализированных магазинах готовые стекла для витража. Выбор дело увлекательное, так как разнообразие цвета и фактур может разбудить воображение даже самого консервативного человека.

Однако, стоимость таких стекол очень высокая, а для изготовления 1кв.м витражной поверхности требуется, как правило, 1,5 – 2 кв.м. стекла. Для изготовления ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, а толщина у разных видов стекол может колебаться в пределах одного листа стекла, поэтому рассчитать нужное количество стекла на изделие трудно. Наверняка останутся невостребованные кусочки дорогостоящего материала.

Как легко и просто делают классический витраж Светлана Романова и Марат Ка можно посмотреть на этом видео.

«- Вам пока не нужно покупать шлифовальную машинку для стекла, — сказал продавец в магазине, — на первых порах просто возьмите оселок и обточите осткрые края. Потом, когда приобретете навыки, купите машинку.

Совет казался разумным, а довольно высокая цена машинки так и подталкивала отложить ее покупку на потом. И мы этому совету последовали.

Так вот господа, если вам когда-нибудь кто-нибудь будет советовать подобное, посылайте советчика куда подальше. Самое первое, что должен купить начинающий витражист — это шлифовальная машинка для обточки стекла.

Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, когда вы еще не научились резать стекло точно по контурам и вам придется снимать очень много лишнего, чтобы придать кривым линиям деталей точную форму.»

Видео от Елены Миллер, дизайнера авторских изделий из стекла, она расскажет о видах витражного стекла, а вот такую машинку, как у нее, или подобную, необходимо будет приобрести.

Витраж Тиффани

В домашних условиях можно изготовить витраж по технологии Тиффани, однако для этого так же потребуется умение работать со стеклом.

  • Работа по созданию витража начинается с эскиза. Детали также не должны быть слишком маленькими, иначе их просто не получится нормально вырезать из стекла.
  • Эскиз разрезается на части, каждая часть прикладывается к листу цветного стекла нужного цвета, после чего, при помощи стеклореза вырезается деталь.
  • Затем кромку деталей нужно будет ровно обточить и обернуть медной фольгой. Когда все готово, детали нужно сложить в композицию, плотно прижав друг к другу.
  • Кромку фольги нужно покрыть паяльной кислотой, а затем соединять швы при помощи олова и паяльника. По окончанию работы нужно будет вымыть витраж, чтобы на швах не остался налет. Сделать это можно при помощи обычного моющего средства.
  • Швы нужно будет покрыть патиной, а после снова промыть, тем самым завершив работу.

Пленочный витраж

Изготовление витражей такого типа лучше всего подходит для домашних условий, поскольку здесь не не нужно покупать специальное оборудование и дорогостоящие материалы. Это витраж на стекле, но на цельном куске, стекло не надо разрезать на кусочки, не надо обтачивать, не надо тратиться на лейкопластыри, потому, что порезов на пальцах не будет. Весь рисунок крепится на цельном стекле. Это может быть оконное стекло, дверное или декоративное панно во всю стену или крохотный декоративный элемент.

Чтобы сделать пленочный витраж, Вам понадобится специальная пленка. Лидерами по качеству из имеющихся на наших рынках, являются английские пленки от Regalead. Это не обычная самоклеющаяся пленка, это удивительно технологичная имитация стекла, пленка состоит из красителя находящегося между двумя прочными слоями, не пропускающими ультрафиолет,и защищающими краски от выгорания, а также, выдерживающими температуру от -45 градусов до +135градусов по Цельсию. Пленки имеют невероятную гамму цветов и фактур, а также различаются по степени прозрачности.

Для резки пленки не нужно специальных станков или других приспособлений, хотя на предприятиях, или частных мастерских, где работают с большим количеством заказов используют плоттеры, цифровые приборы для точной резки по нанесенному рисунку. В домашних же условиях достаточно иметь ножницы.

И, конечно, свинцовая специальная лента, для соединения кусочков пленки. И, разумеется, хороший учитель. К таким относится художник Ирина Киселева, расскажет и покажет, научит где что брать и как делать, выпускает электронный журнал в помощь начинающим, занимается созданием витражей и обучению создания витражей профессионально.

Фьюзинг

По-другому эту технику называют спеканием. На бесцветную стеклянную основу раскладываются заранее вырезанные куски разноцветного стекла, помещаются в печь и под воздействием температуры стекла спекаются вместе. Также для создания рисунка могут использоваться и другие предметы, например, цветной песок, которым выкладывают узоры, или проволока. Конечно, контурных изображений этим методом не получить, но абстракции получаются причудливые и красивые. Техника привлекательная, изделия завораживающе красивые, но посмотрите на видео, какое оборудование используется для изготовления таких вещиц.

Пескоструйные витражи

Техника изготовления витражей подобного типа заключается в применении воздушного потока и песка. Существует три подвида витражей данного вида, которые отличаются способами использования воздушной струи и окрашенного песка.

Травление

Витражи делаются при помощи кислоты. На стекло наносится специальная защитная пленка, а также трафарет с контурами рисунка, по которым выплавляется изображение. Подобные витражи получаются рельефными, с объемными рисунками. Стоит отметить, что техника работы с кислотой очень опасна и поэтому применяется редко. Чтобы не отравиться парами кислоты, художники надевают респираторы и специальную одежду. Для дома совершенно не годится.

Литые витражи

Сложная техника, при которой каждый стеклянный модуль отливается или выдувается вручную, при этом стеклу придается особая фактура, которая усиливает преломление света и придает выразительности витражу. Стекла скрепляют между собой при помощи металлической арматуры и цементного раствора.

Расписной витраж

Данная техника подразумевает обязательное применение росписи. И витражем такое изделие можно назвать с большой натяжкой, но тем не менее. Поверхность стекла расписывают либо акриловыми непрозрачными красками и потом, после высыхания покрывают лаком, либо расписывают дорогостоящими силиконовыми прозрачными витражными красками, а затем обжигают стекло в специальной печи. Разумеется дома никому не захочется ничего обжигать.

Заливной контурный витраж

По сути, это лишь имитация классического витража, поскольку здесь не требуется какая-либо обработка стекла. Изготовление витражей такого вида выполняется с применением специальной краски. Сначала наносится контур, который имитирует витражное обрамление, а затем в область, ограниченную контуром, заливается еще один слой краски.

С чего начать?

Выбрать рисунок, или нарисовать самому, пойти в магазин, по совету веселого продавца накупить кучу ненужных материалов и… ЗАВАЛИТЬ ВСЕ ДЕЛО ?

Создание витражей, все же, не самое простое дело. Даже самый легкий способ, пленочный, требует определенных знаний и навыков. Ведь, что такое профессия — это знание нюансов! Поэтому если хотите узнать, как делать витражи своими руками, обратитесь к профессионалам, владеющими профессиональными нюансами, не введитесь на заявления о легкости процесса, не требующего подготовки, этого нет.

Идите на курсы в своем городе в мастерские к художникам, покупайте специальную литературу, смотрите видео уроки. Хотя в интернете достаточно нелепых рекомендаций по изделию витражных красок своими руками, например.

Поэтому фраза «обращайтесь к профессионалам» не потеряет своей актуальности никогда. Обращайтес к профессионалам, это сбережет Вам Ваше Время и Ваши Деньги.

Художница Ирина Киселева давно занимается витражами. Ее профессиональная деятельность началась с работы в компании по изготовлению витражей. Художница ведет электронный журнал, где делится советами с читателями, а еще у нее есть обучающий видео-курс, который создан специально для тех, кто хочет научиться создавать витражи.

Обучающий курс Ирины Киселевой отзывы

Ирина Терехова представила фото своих работ и слова благодарности автору курса (источник информации vse-v-tvoih-rukah.ru):

Ирина Терехова

Мне понравились стихи М.Цветаевой:

«Не запрещай себе творить, пусть иногда выходит криво, твои нелепые мотивы никто не в силах повторить!» М.Цветаева

Посмотреть 120 фото с идеями применения витража в интерьере можно ЗДЕСЬ.

Как сделать витраж своими руками

Ранее витражи украшали помещения церквей и монастырей. Большое количество материалов для изготовления делает их доступными каждому, кто внимателен, аккуратен и усидчив. Подробно о том, как сделать витраж своими руками, что для этого нужно, а также пошаговая инструкция от подготовки до закрепления рисунка далее в статье.

Что это

Витражи на стекле — это вид художественно — декоративного искусства, приобретающий особую выразительность в сочетании с архитектурными элементами.

Окна в виде живописных композиций и узоров выполняются из цветной мозаики или методом росписи отдельных деталей по поверхности специальными красками. Композиции из отдельных кусочков армируются свинцовыми или латунными профилями, роспись армирования не требует.

Область применения

Теперь витражи встречаются не только в церковных помещениях, но в квартирах и частных домах.

Композиции на основе ударостойкого стекла вставляют во входные двери. Также используют в межкомнатных дверях, но при этом главное, чтобы изображение везде было одинаково. Тогда интерьер будет выдержан в одном стиле.

В дизайне квартиры витражное стекло помещают в окна балконов, лоджий или на кухне. Часто используют в дверцах шкафов-купе и мебельных гарнитуров, что придает мебели антикварный шик.

Очень элегантно смотрится витражная композиция в раздвижных дверях гостиной или спальни.

Применяется при изготовлении предметов декора и осветительных приборов. Расписная посуда, абажуры ручной работы, стеклянные картины или панно с подсветкой пользуются особой популярностью.

Особую роскошь помещению придают витражные потолки. Они вошли в моду еще в конце 19 века, но были незаслуженно «забыты». И только несколько лет назад начали применяться вновь, но с применением новых технологий. Это так называемые легкие витражи на основе прочного акрилового пластика.

По технологии изготовления подразделяются на четыре группы.

Классическая

Свинцово – паечная технология не изменялась на протяжении многих веков. В натуральную величину рисуется эскиз будущей композиции. Затем по шаблонам нарезаются разноцветные элементы. Изображение собирается в виде мозаики, затем части скрепляются свинцовым Н-образным профилем. Профили в местах стыка спаиваются с обеих сторон. Для прочности конструкции вставляются в латунную «раму». К свинцовому обрамлению применяется патинирование или чернение.

Тиффани

Американец Луис Комфорт Тиффани в 19 веке изобрел новый вид витражных конструкций и усовершенствовал классический способ соединения отдельных частей. При обработке края деталей стали применять медную фольгу с последующей спайкой. За счет этого стало возможным придавать изображениям выпуклый вид и монтировать в потолочные полусферические проемы.

Прочность конструкции не уступает свинцово — паечной технике.

Используется для изящных детализированных рисунков с причудливо изогнутым тонкими линиям и визуальным эффектом. Изделия в данной технике универсальны и популярны.

Фьюзинг

Фьюзинг — это технология спекания мозаики из цветных частиц. Вырезанные по шаблону детали складываются в задуманное изображение и помещаются в печь. Под действием нагрева в 850 градусов, кусочки соединяются в полотно. Для украшения используются стеклянные кристаллы, капли и гранулы. Изображение получается объемным или слегка выпуклым. Имеется возможность придать изделию нужную толщину и рельеф.

Роспись

Техника под силу людям даже не обладающим художественным талантом. Выбранный рисунок переносится на обезжиренную стеклянную поверхность и обводится контуром, которому дают время высохнуть. После высыхания места в контуре заливают нужным цветом. Затем рисунки на стекле покрываются бесцветным акриловым лаком для закрепления.

При росписи применяются специальные витражные краски.

  1. На основе органических растворителей – алкидные, основа бывает спиртовой или лаковой. Не требуют обжига, не растекаются, хорошо держатся. Имеют сильный резкий запах, поэтому не рекомендуются для работы детям и людям склонным к аллергии. Работы нужно производить в проветриваемом помещение.
  2. Акриловые – без запаха, яркие, очищаются водой. При нанесении может лечь неровно и потребуется два — три этапа.

Техника применяется при изготовлении подарков и сувениров – росписи посуды, часов, картин или панно.

Пленка

Самоклеющаяся пленка – это самый легкий способ создать витраж своими руками в домашних условиях. Пленочные композиции выполняются по разработанной в середине прошлого века технологии с использованием современных материалов.

В данной технике применяются разноцветные полимерные пленки с имитацией цветного стекла. Такие изделия имеют меньший вес и выполняются на цельном полотне без дополнительных крепежей. По сравнению с остальными технологиями, считается малозатратной в денежном отношении.

Необходимые материалы и инструменты

Технология самостоятельного изготовления витражей рассматривается на примере художественной росписи или, так называемой, заливной техники. Для работы потребуются:

  • витражные краски без обжига;
  • контур, продаётся либо набором, либо отдельно;
  • акриловый лак для закрепления готового изображения;
  • трафарет, продаются в том же отделе;
  • маркер для переноса рисунка на поверхность;
  • конусные кисти для правки рисунка;
  • палитра для смешивания цветов;
  • стеклянное изделие;
  • ацетон и спирт, для обезжиривания поверхности и вытирания подтеков;
  • зубочистки и ватные палочки;
  • тряпку для вытирания кисточек;
  • растворитель.

Обязательно использовать растворитель той же фирмы, что и краски.

Пошаговая инструкция

Когда материалы подготовлены, нужно ознакомиться с подробной инструкцией, как нарисовать витраж.

  1. Первоначально обезжиривается поверхность с помощью моющего средства, спирта или ацетона. Это необходимо для того, чтобы краска лучше легла на поверхность.
  2. Трафарет подкладывается под основу для росписи, рисунок переносится маркером.
  3. От центра к краям равномерно, безотрывно, наносится контур. Затем дается время на высыхание, которое указано на тюбике.
  4. После производится поэтапная заливка фрагментов от центра двигаясь к краям рисунка. Сначала заливаются детали одного цвета, потом другого и так далее.
  5. Когда цветные детали готовы, осуществляется заливка фона между ними. Для этого лучше использовать быстросохнущий лак.
  6. Теперь остаётся только ждать полного высыхания, которое также указывается на упаковке.
  7. Затем рисунок покрывается бесцветным лаком для закрепления и упрощения ухода за изделием.

Совет! Под расписываемую основу лучше подкладывать белую бумагу или ткань, так лучше видно цвета и оттенки.

За расписными участками требуется бережный уход. Нельзя применять усилие, агрессивную бытовую химию, абразивные чистящие средства, жесткие губки и щетки. Интенсивный или неправильный уход может повредить изображение.

Со временем металлические части поддаются действию коррозии, что приводит к разрушению. Во избежание важно тщательно вытирать изделие после каждого мытья, удаляя излишки влаги.

Общие рекомендации по уходу выглядят следующим образом.

  1. Цветную поверхность, для сохранения естественного цвета и прозрачности, бережно очищается при загрязнении. Используются только слабомыльные растворы и неагрессивные средства по уходу. Применяется влажная мягкая ткань без обильного намачивания.
  2. Сильные загрязнения удаляют в несколько подходов с применением мягкого моющего средства.
  3. После очищения обязательно вытирать насухо не оставляющей следов ворса тряпочкой.
  4. Во избежание деформации и разрушения композиции, при чистке рекомендуется избегать чрезмерного надавливания.
  5. Изделия с росписью очищают, не затрагивая цветные части.

Стеклянные поверхности устойчивы к неблагоприятному действию ультрафиолета и влаги, хоть и выглядят хрупкими. Достаточно придерживаться ряда правил при эксплуатации и уходе могут прослужить много лет.

С течением времени техника, композиция и обработка стекла непрерывно совершенствовались. Из вида монументального искусства витражная живопись стала предметом декора жилых помещений. Изготовив собственноручно изделие с витражной росписью, можно не только украсить дом, но и преподнести эксклюзивный подарок родным и близким.

Как сделать витраж на обычном стекле

На чтение: 2 минуты Нет времени?

Витражи, изготовленные профессионалами, стоят очень дорого. Вы можете сэкономить немалую сумму, если украсите стёкла самостоятельно. Существует множество техник нанесения цветного изображения на стекло, и некоторые из них легко повторить. Самодельный витраж будет очень похож на настоящий, если не присматриваться к нему вблизи. Редакция HouseChief расскажет о секретах создания витража с помощью плёнки или заливки, а также об особенностях техники Тиффани.

Читайте в статье

Плёночный витраж и особенности его нанесения

Витраж-имитация из плёнки – это фальш-витраж, и именно он является самым простым в нанесении. Главное преимущество в том, что рисунок отлично ложится как на гладкую прозрачную поверхность, так и на молочное или матовое стекло.

Обратная сторона «витража» останется без рисунка.

Чтобы самоклейка легла ровно, предварительно обработайте поверхность специальным обезжиривающим средством. Можете развести в воде моющее средство для посуды и протереть полученной смесью стекло. Если после приклеивания плёнки образовались пузырьки, проткните их тонкой иголкой – через 1-2 дня от неё не останется и следа.

Нанося плёнку, помните о том, что вы накладываете своего рода аппликацию. Чтобы картинка получилась более объемной, используйте дополнительно оловянную ленту, которая будет обрамлять рисунок.

Имитация витража с помощью заливки

Если вы хотите получить более качественное и чёткое изображение на лицевой стороне витража, используйте метод заливки. С изнаночной стороны изделие будет выглядеть как обычная поделка, но с лицевой откроется эффектный красивый рисунок.

Не спешите наносить краску на стекло, поработайте с другими поверхностями и посмотрите, как она ляжет.

Если заливка выполнена правильно, появится мениск. Витраж приобретает новые яркие краски из-за попадающих на него лучей. Однако следите за тем, чтобы бордюр получился ровным, без заломов и кривых участков. В первую очередь выкладывайте на стекле форму, которая в дальнейшем будет заливаться краской. Лучше всего для закрашивания витража подойдёт специальная краска в тюбиках, например, Gallery Glass.

Для работы потребуется:

  • картон или лист бумаги того же размера, что и стекло;
  • напечатанный на бумаге рисунок с чёткими контурами;
  • краска.

На первый взгляд заготовка может напомнить своим видом обычную детскую раскраску – вы расставляете на разных элементах картинки номера для того, чтобы в дальнейшем покрасить их в правильный цвет.

Даже если вы не умеете рисовать, с декорированием зеркала в технике винтаж вы справитесь. Всё, что потребуется – перенести рисунок с листа на зеркало и закрасить.

Несмотря на то, что заливной витраж – это лишь имитация, при должном старании можно получить по-настоящему красивый рисунок на стекле, который будет смотреться очень достойно и украсит собой интерьер.

Процесс заливки витража достаточно долгий. Выполняйте один шаг за другим, чтобы не допустить ошибку. Сначала разработайте эскиз и обозначьте контуры, затем перенесите изображение на основу. Используя специальные витражные лаки и краски, вы можете сделать картинку более объёмной и красивой.

Обязательно дождитесь полного высыхания стекла перед его дальнейшим использованием.

Витраж Тиффани

Если вариант с имитацией витража вас не устраивает, то можно использовать технику Тиффани – это полноценный процесс создания изображения на стекле с использованием стеклянных смальт. Однако отличие от классического варианта всё же есть. Задача упрощается за счёт того, что переплёт формируется из металлической фольги, а не литых желобков. В Средневековье делать такую фольгу ещё не умели, но сегодня она доступна каждому, а главное, с её помощью гораздо легче получить желаемую картинку.

ФОТО: i.pinimg.com Освоив технику Тиффани, вы можете украшать окна, двери и потолочные зеркала

Для начала работы вам потребуется:

  • оборудование для обработки кромки стекла;
  • роликовый стеклорез;
  • прочные кусачки;
  • паяльник;
  • стол с подсветкой;
  • чёрный тонкий фломастер;
  • очки для защиты глаз от стеклянных опилок.

На первом этапе обработайте края стекла с помощью стеклореза. Обращайте внимание на углы и следите за тем, чтобы не оставалось неровных срезов. Только после того как заготовка будет полностью подходить по размеру к оконной раме, приступайте к созданию рисунка.

Фацетный витраж

Такой вид витража чаще всего используется опытными мастерами при создании дорогостоящих изделий, поэтому он является признаком большого достатка и престижного интерьера. Сделать его своими руками крайне сложно, поэтому перед началом работы обязательно потренируйтесь на других кусочках стекла.

Скорее всего, повторить чью-то работу на 100 % не получится, поскольку для этого требуется не только мастерство, но и специальные инструменты. Вы можете лишь выбрать удобный для себя способ копирования данной техники.

Фацет – это широкая изолированная фаска на стеклянной пластине. Для того чтобы получилась красивая алмазная грань, необходимо как можно более точно подогнать угол фацета, учитывая все оптические особенности стекла.

ФОТО: 1.bp.blogspot.com Для изготовления фацетного витража используются бесцветные или окрашенные смальты

Вы можете создать качественную имитацию фацетного витража, используя УФ-лампу. Чтобы получить красивую витражную композицию, изготовьте несколько деталей отдельно, используя специальные краски, а затем сделайте ручную огранку. Стекло будет выглядеть очень объёмно и ярко.

Фьюжн

Поскольку фьюзинговый витраж, как и фацетный, изготавливается при соблюдении определённых условий (в частности, при работе с температурами до +3000 °С), повторить его в домашних условиях невозможно. Вы можете лишь скопировать технику рисунка и создать красивую качественную имитацию.

ФОТО: thevoyageur.net По внешнему виду такие витражи напоминают те, которые стоят в популярных готических соборах мира

Первый шаг по созданию такого витража – продумывание концепции рисунка. Это должна быть центральная композиция и красивое обрамление.

Вы можете купить готовую плёнку с понравившимся рисунком в строительном магазине или нанести рисунок на стекло самостоятельно. Поскольку получить цветные стёкла нужного размера невозможно, вы можете лишь раскрасить их специальными красками.

Чтобы имитация выглядела качественно, используйте бордюры из фольги, которые наклеиваются по краям рисунка для придания ему объёма. Для украшения окна такая техника не подойдёт, поскольку рисунок будет односторонним, но вы можете поместить стекло в рамку или использовать его для декорирования межкомнатных дверей.

Металлический переплёт витража своими руками

Каждый оригинальный витраж имеет красивый металлический переплёт. Если вы хотите, чтобы имитация витража, сделанная своими руками, больше походила на оригинал, сделайте переплёт из подручных материалов.

Варианты имитации переплёта:

  • прокладка «швов» с помощью медной проволоки, сажаемой на клей для фарфора. Сначала нанесите основу для будущего рисунка, и только потом приступайте к созданию общей композиции;
  • используйте специальный скотч для художников – он хорошо держит форму и позволяет сформировать бортики небольшой высоты;
  • также вы можете самостоятельно изготовить пластину, смешав 50 мл клея для фарфора, 40 мл алюминиевой пудры и 30 мл туши чёрного цвета. Выкладывайте переплёт сразу, не дожидаясь высыхания массы.

ФОТО: mk-stannum.ru Процесс создания витража и металлического переплёта сложный, но весьма увлекательный

Главная задача заключается не в том, чтобы создать новое произведение искусства, а в том, чтобы максимально точно скопировать красивый витраж с помощью тех материалов, которые имеются в наличии.

Заключение

Если вы занимаетесь рукоделием, то используйте те материалы, которые у вас уже есть: металлическую проволоку, краски, кусочки окрашенного стекла. Для новичков самый простой вариант – приобрести всё необходимое в магазинах для творчества. Потратьте немного времени на то, чтобы ознакомиться с выбранной техникой создания витража, и только когда получится «набить руку», приступайте к созданию основной композиции.

Какая техника понравилась вам больше всего? Знаете ли вы простые методы имитации Тиффани или фацетного витража?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: