Выгодно ли отказаться от электроснабжения и перейти на свое

Отказ потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации

Снижение объема максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации.

1. Заявителям (за исключением лиц, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществлено по временной схеме электроснабжения), имеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых в установленном порядке осуществлялось фактическое технологическое присоединение.

Основание для предоставления услуги:

Необходимость снизить объем максимальной мощности (избыток, реализованный потенциал энергосбережения и др.) собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.

Условия реализации процесса:

  • Наличие заявки об уменьшении максимальной мощности
  • Наличие избытков мощности.
  • Наличие фактического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Форма и способ подачи заявки:

1. Для уменьшения максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителем в адрес сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства заявителя, направляется заявка об уменьшении максимальной мощности.

2. Рекомендуемая форма заявки физического лица на уменьшение максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых в установленном порядке осуществлялось фактическое технологическое присоединение

3. В заявке об уменьшении максимальной мощности указываются:

  • наименование и реквизиты заявителя;
  • местонахождение этих устройств (электрических сетей);
  • объем максимальной мощности;
  • объем мощности, на который уменьшается максимальная мощность.

4. Способы подачи:

  • письмом с описью вложения в 2 экз.;
  • лично или через уполномоченного представителя в сетевую организацию;

Результат реализации процесса

1. Подписанное сторонами соглашение об уменьшении максимальной мощности, предусматривающее обязательства сторон этого соглашения по подписанию документов о технологическом присоединении, фиксирующих объем максимальной мощности после ее уменьшения, а также по внесению изменений в иные документы, предусматривающие взаимодействие сетевой организации и заявителя (при наличии);

2. Внесение в технические условия изменения, содержащие сведения о:

  • величине максимальной мощности объектов заявителя после ее уменьшения в связи с отказом в пользу сетевой организации;
  • мероприятиях по перераспределению максимальной мощности по точкам присоединения;
  • мероприятиях по установке (замене) устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности для снижения ее величины в объемах, предусмотренных соглашением о перераспределении мощности;
  • мероприятиях по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики.

3. Снижение объема максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Срок реализации процесса

1. В течение 30 дней со дня подачи заявителями заявки на уменьшение максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых в установленном порядке осуществлялось фактическое технологическое присоединение.

2. При оформлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в связи с отказом от максимальной мощности в пользу сетевой организации — до дня составления документов о технологическом присоединении сетевая организация осуществляет проверку выполнения заявителем технических условий.

Примечание: Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на уменьшение максимальной мощности направляет копию заявки, а также копии приложенных к ней документов субъекту оперативно-диспетчерского управления в случае, если ранее выданные заявителю технические условия подлежат согласованию с таким субъектом.

Порядок определения стоимости услуги (процесса):

Данная услуга предоставляется сетевой компанией на безвозмездной основе.

Новые правила подключения садовых и частных домов к электросетям

  • Изменение № 1: можно оформить автономное подключение, минуя СНТ?
  • Изменение № 2: Сроки подключения домов к электросетям сокращены
  • Изменение № 3: Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу
  • Итоги

Изменение № 1: можно оформить автономное подключение, минуя СНТ?

У дачников появилась возможность подключиться к электросетям напрямую, заключив отдельный договор с электрокомпанией. Это позволит не зависеть от других членов СНТ и не брать на себя обязательства по оплате долгов неплательщиков.

Для того чтобы оформить автономное подключение, необходимо:

  • выяснить название поставщика электричества на территорию конкретного СНТ и подать ему заявку на заключение индивидуального договора электроснабжения;
  • к заявке приложить подтверждение членства в СНТ (справку или книжку садовода), а также документы о технологическом присоединении СНТ к электросетям;
  • обратиться в сетевую организацию с заявкой на установку электросчетчика.
Читайте также:
Неизвестные функции обычной рулетки

Минэнерго напоминает, что с 2020 года по заявке потребителей сетевики обязаны устанавливать индивидуальные электросчетчики (письмо Минэнерго РФ № 09-409 от 05.02.2021).

В системе «КонсультантПлюс» есть бланк протокола заседания правления СНТ о заключении договора с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к документу.

Изменение № 2: Сроки подключения домов к электросетям сокращены

Еще одним изменением стало существенное сокращение сроков подключения домов граждан к электросетям. Если ранее срок подключения составлял до четырех месяцев, то теперь он сократился до 30 рабочих дней.

Эта норма закреплена постановлением Правительства РФ № 639 от 26.04.2021.

Однако, чтобы воспользоваться сокращенным сроком, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • класс напряжения электросетей не более 0,4 кВ;
  • расстояние от сетей до границ участка не более 15 м;
  • нет возражений от собственников соседних участков, которые находятся между ЛЭП и участком заявителя;
  • сетевой организации не требуется выполнять работы по строительству или реконструкции электросетей.

Изменение № 3: Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу

Напоминаем, в настоящее время действует льготный тариф подключения к электросетям — всего 550 руб. (п. 17 постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).

Для того чтобы воспользоваться льготным тарифом, необходимо соблюдать следующие условия:

  • потребляемая мощность устройств — не более 15 кВт;
  • расстояние до ЛЭП с уровнем напряжения до 20 кВт — не более 300 м (в городе) или 500 м (в селе).

С марта 2021 года подключиться по льготному тарифу могут владельцы генераторов мощностью до 15 кВт (постановление Правительства РФ № 299 от 02.03.2021).

Владельцы таких генераторов подают электронную заявку поставщику и заключают с ним договор купли-продажи электроэнергии. Энергия, вырабатываемая генератором, будет учитываться по специальному двунаправленному счетчику и засчитываться при взаиморасчетах. Обращаем внимание, что доходы от реализации физлицом такой электроэнергии освобождены от НДФЛ (п. 28.1 ст. 217 НК РФ).

Итоги

Владельцы садовых участков теперь могут заключить автономный договор электроснабжения, минуя СНТ. Также сокращен срок подключения домов к электросетям. Владельцы автономных генераторов малой мощности могут продавать вырабатываемую энергию поставщику электричества, оплата будет идти в зачет платы за потребление из сетей.

Подробнее о порядке обложения доходов налогом на доходы физлиц узнайте из нашей рубрики «НДФЛ».

Да сейчас прям разбежались. На общем эл.потреблении лежит освещение, которое светит всем, за него кто должен платить? И с какого перепугу СНТ установившее столбы и проведшее новую линию по участкам за счет членов товарищества, должно все это подарить сетевикам?

1) Вам нужно внимательно изучить п.6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 26.04.2021) “Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. “:
“Начиная с 1 января 2020 г. фактические расходы собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, которые присоединены к таким объектам электросетевого хозяйства на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного такими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в период, в котором указанный собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства оказывал с их использованием услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии), подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1857)”

Читайте также:
Как организовать освещение, чтобы не испортить зрение

Вам надо написать заявление в электросетевую организацию, чтобы все потери с момента подачи заявления распределялись индивидуальным потребителям, а уже электросетевая организация должна вам возместить затраты СНТ по потерям.
2) Ван нужно внимательно изучить Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) “О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии” (вместе с “Основными положениями. ” в части, касающейся СНТ.
В частности в п.2 указано, что СНТ имеет право отключить индивидуального потребителя, если произошло
“возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; ”
Таким образом, при надлежащем уведомлении, закон должен стоять на стороне СНТ, если вы просто отказывающихся оплачивать потери садоводов просто будете отключать.

Жильцов переводят на «умные» счетчики

С 1 июля началась бесплатная установка интеллектуальных приборов учета электроэнергии. За отказ от такого «подарка» повысят плату за услуги ЖКХ

1 июля начали действовать правила перехода на интеллектуальные системы учета электрической энергии 1 . Старые приборы учета электроэнергии будут заменяться на новые, интеллектуальные, после выхода из строя отслуживших счетчиков или по истечении межповерочного интервала (временного отрезка, в течение которого изготовитель счетчика гарантирует его точную работу).

Чем новые счетчики отличаются от старых?

  • Главное отличие новых счетчиков состоит в том, что после их установки не потребуется снимать и передавать показания. Интеллектуальный счетчик хранит и сам передает данные в энергетическую компанию, после чего потребителю выставляют счет на оплату. Способ передачи информации определяет поставщик – с помощью сотовой связи или через интернет-соединение.
  • Потребители смогут отслеживать показания онлайн и проверять их на приборе учета.
  • «Умные» счетчики фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя следить за качеством электроэнергии.
  • Появится возможность смены тарифа на электроэнергию онлайн (сейчас существуют три группы тарифов в зависимости от времени потребления в течение суток).
  • Если потребитель задерживает оплату счетов, интеллектуальная система учета предоставляет возможность поставщику электроэнергии дистанционно ограничить или приостановить ее подачу.
  • Интеллектуальные системы учета должны соответствовать установленным требованиям по защите информации и реагировать на факты несанкционированного доступа к системе. Предполагается, что это поможет предотвратить случаи хищения электроэнергии.
  • Большинство ошибок в начислениях платы за электричество связаны с неправильной передачей показаний абонентами. Поскольку с введением «умных» счетчиков достоверные данные о потребленной электроэнергии будут вовремя передаваться в дистанционном режиме, должно уменьшиться количество споров между поставщиками электроэнергии и потребителями.
  • Установка «умных» счетчиков должна способствовать сокращению длительности перерывов электроснабжения – согласно требованиям к интеллектуальной системе она передает информацию об отключении электроэнергии и восстанавливает питание.

В какие сроки всех должны перевести на интеллектуальные системы учета электроэнергии?

Замена приборов учета будет проходить поэтапно. С 1 июля 2020 г. сетевые организации могут устанавливать на свое усмотрение как привычные приборы учета, так и интеллектуальные. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после 1 января 2021 г., должны быть оснащены интеллектуальными приборами учета. С 1 января 2022 г. устанавливать будут только «умные» счетчики.

Полный переход на новые счетчики должен быть завершен к 1 января 2023 г. С этой даты начнут штрафовать компании, которые не обеспечили потребителям возможность использовать интеллектуальные приборы учета.

Можно ли отказаться от установки новых счетчиков?

Права у потребителя отказаться от установки «умного» счетчика не будет. В случае двукратного недопуска представителей гарантирующего поставщика или сетевой организации для установки прибора учета плата за электроснабжение рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением к стоимости повышающего коэффициента, равного 1,5. То есть платить за услуги ЖКХ придется больше.

Читайте также:
Как правильно ухаживать за паркетом для увеличения его срока службы

Кто заплатит за новые счетчики?

Закон предусматривает перенос обязанности платить за установку, эксплуатацию, поверку и замену приборов учета электроэнергии с потребителей на поставщиков ресурсов: с жильцов многоквартирных домов – на гарантирующих поставщиков, с остальных потребителей – на сетевые организации. Потребитель должен лишь обеспечивать целостность прибора учета в случае, если счетчик находится внутри принадлежащего ему помещения или в границах его земельного участка.

Обязанность по приобретению и монтажу устройства возложена на сетевую организацию. В дальнейшем, согласно закону, такие расходы подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Как понять, что новый счетчик предлагает установить мошенник?

Во время перехода на интеллектуальные системы учета электроэнергии возможно распространение случаев мошенничества. Злоумышленники могут предлагать жильцам установить новые счетчики «по льготной цене». Поэтому важно помнить: представитель электросетевой или энергосбытовой организации обязан показать удостоверение с печатью организации. За установку новых счетчиков денежные средства напрямую с потребителей не взимаются – расходы ресурсоснабжающих организаций будут включены в тарифы на электроэнергию. О тарифах и правилах перехода на новые счетчики можно узнать в управляющей компании или у поставщика услуг.

1 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

Как извлечь выгоду из убыточных электросетей, — кейс от НГСК

Рынок передачи электроэнергии выглядит следующим образом: потребитель платит деньги в энергосбыт, часть средств передаются производителям электроэнергии, а оставшиеся средства отдают компаниям, которые транспортируют электроэнергию.

При этом далеко не любая компания или организация, владеющая электросетями, может получить деньги за то, что по ним передается электричество, для этого нужно соответствовать ряду прописанных в законе требований, — этот рынок жестко регулируется государством.

Как рассказал директор по развитию электросетевой компании ООО «НГСК» Вячеслав Савельченко, если у кого-то есть электрические сети, то, как правило, эти собственники не имеют выгоды от их владения. Обычно владельцами собственных сетей являются промышленные предприятия, застройщики, ТСН, СНТ, ЖСК, ТСЖ.

Чаще всего эти организации строят сети за свой счет, но после начала эксплуатации они несут им только убытки, так как сети нужно обслуживать, ремонтировать и контролировать. Для этого собственнику нужно содержать квалифицированный персонал, не менее двух человек, с наличием определенных допусков. Но стоимость электроэнергии не всегда зависит от того, по чьим сетям вы ее получаете — собственным или чужим.

«Если мы говорим про дачные, садовые общества и товарищества собственников жилья, у которых на балансе есть электросети, то им приходится бороться с неплательщиками. По статистике, всегда есть 5% тех, кто по каким-либо причинам не платит по счетам. В результате организации все равно приходится платить энергосбыту, а также выделять средства на ремонт оборудования. В итоге добропорядочным гражданам нужно либо платить за злостных неплательщиков, либо все общество отключат от света. Также всем приходится скидываться на потери электроэнергии: за тех, кто незаконно осуществил подключение или использует магниты на счетчиках», — сообщил собеседник.

Как избавиться от убытков

Для того, чтобы решить проблему с содержанием электросетей, практически единственным решением станет передача их в электросетевую компанию. Например, в случае с потерями электроэнергии специализированная организация может быстрее и профессиональнее разобраться с нарушителями: найти виновника и выписать соответствующий штраф. А каждый собственник участка заключает индивидуальный договор с энергосбытом и его не волнует, кто из его соседей ворует энергию, и откуда изыскиваются средства на ремонт и обслуживание оборудования.

«Получается, что передать сети — это выгодно всем — собственник избавляется от убытков, электросетевая компания занимается своей профессиональной деятельностью», — заключил Савельченко.

Читайте также:
Чем газовые плиты лучше электрических

Кому передать электросети

ООО «НГСК» является одной из 37 компаний существующих на рынке электроэнергии Новосибирской области. Однако по словам директора по развитию НГСК, развивающихся среди них единицы.

«Большинство компаний из этого списка — это бывшие заводы и другие предприятия, которые вынуждены были создать электросетевую компанию, чтобы как-то решить вопрос с убытками от электросетей. Они не развивают сетевое хозяйство, потому что это не бизнес для них. Для нас же наоборот — это профильный актив. Мы являемся одной из самых крупных компаний — остальные в пять и более раз меньше», — отметил Савельченко.

При этом собеседник добавляет, что теоретически передать сети можно в любую компанию, но лучше выбрать надежную организацию, которая не подведет в будущем и будет исправно обеспечивать клиентов электроэнергией.

«Одно дело, когда ты набрал минимально необходимое количество сетей, выполнил требования и получил статус электросетевой компании. Другое дело, когда ты растешь и развиваешься. Требования регулятора постоянно ужесточаются. И в какой-то момент, если ты не увеличиваешься, заниматься таким бизнесом становится невыгодным и компания может закрыться. В итоге страдают абоненты, которых иногда предупреждают за три дня до полного отключения», — привел пример собеседник.

Что нужно для передачи сетей

Передача электросетей на баланс НГСК является бесплатной процедурой, сообщил Вячеслав Савельченко. От заявителей нужна однолинейная схема, акт разграничения балансовой принадлежности. Остальное компания выполняет самостоятельно — обследование, оценку, подготовку договора.

«Многие сомневаются и пытаются найти подвох. Но подводных камней нет, нам нужны сети, чтобы получать доход, а собственнику нужно избавиться от убытков и просто платить за потребленную электроэнергию», — отметил директор по развитию компании.

Технологическое присоединение и прямые договоры

Кроме взятия электросетей на баланс, НГСК оказывает комплексную услугу по технологическому присоединению абонентов.

«Вот допустим, вы решили построить небольшой заводик. Купили землю, но электричество не подведено. Электросетевая компания присоединяет объект к электросетям определенной мощности: одно дело, если это частный дом на 10-15 кВт, другое — когда вы строите завод и вам нужно 500 кВт. Очевидно, что это совершенно разные технологические решения. В соответствии с задачами мы уже думаем, как это технически осуществить. Единственное, нужно понимать, что мы можем подключить только, если в указанном районе есть наши сети», — объяснил Вячеслав Савельченко.

Для тех потребителей, кто хочет заключить прямой договор с энергосбытом, специалисты компании подготавливают всю необходимую документацию и сами подают весь пакет в энергосбыт.

«Мы сами приезжаем к клиенту, с ним составляем соответствующие акты и уже в дальнейшем он получает готовый договор. Этим мы экономим время. Ведь при переводе потерянных часов в деньги — будет в десять раз выгоднее, если они обратятся к нам», — считает собеседник.

Вячеслав Савельченко подчеркнул, что у НГСК принципиально другой подход к клиентам на рынке. Специалисты компании стараются вникнуть в суть проблемы каждого клиента и предложить максимально выгодное для него решение.

«Мы открыты — клиент может вживую с нами поговорить и получить оперативно ответ. А не так как бывает, когда нужно написать какое-то письмо и ждать месяц ответа. А месяц ожидания — очень долго. Это же бизнес — нужно решать все здесь, через месяц уже может быть и неактуально», — сказал он.

ООО «Новосибирская городская сетевая компания» (НГСК) является одним из лидеров на рынке передачи и распределения электрической энергии. Как территориальная сетевая организация (ТСО) компания осуществляет деятельность согласно приказу № 769-ЭЭ от 30.12.2019 департамента по тарифам Новосибирской области. Специалисты НГСК придерживаются основных принципов: оперативность, открытость и доступность.

Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения

Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.

Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.

Читайте также:
Как выбрать металлическую входную дверь в квартиру?

На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).

Между тем, доля таких правоотношений в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Как правило, это связано с условиями субабонентских договоров и «закручиванием гаек» со стороны абонентов.

Сумма затрат, которая закладывается абонентом в действующие субабонентские договоры, начинает существенно превышать издержки, которые субабонент понес бы, имея договорные правоотношения напрямую с гарантирующим поставщиком электрической энергии (энергосбытовой организацией). Это напрямую влияет на рентабельность деятельности субабонента, особенно в сфере производства (с увеличением издержек на производство единицы продукции – неизбежно увеличивается стоимость этой единицы продукции, а это существенно снижает ее конкурентные преимущества).

В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».

Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».

Однако, не все здесь так просто.

Заключение договора с гарантирующим поставщиком возможно как на основе нового технологического присоединения, так и на основе уже имеющегося (опосредованного присоединения).

1 вариант

Организация нового технологического присоединения подразумевает, что потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение своих энергоустановок к электрическим сетям соответствующей сетевой организации.

После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении.

Далее, в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.

Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.

В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).

2 вариант

Заключение договора энергоснабжения при наличии опосредованного присоединения зависит, в первую очередь, от наличия всех необходимых документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение.

К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности.

Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).

При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей. Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).

Читайте также:
В каких комнатах не стоит делать многоярусные потолки

В такой ситуации представляется возможным использование опции, предусмотренной Правилами технологического присоединения № 861 в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».

Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.

Сетевая организация в порядке, установленном пп. «а» п. 72 Правил технологического присоединения, должна провести с участием заявителя осмотр принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения данных устройств к электрическим сетям. По итогам осмотра в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов – сетевая организация должна подготовить и направить заявителю технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения.

Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).

Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.

Задолженность за потребленную электроэнергию, порядок ограничения и возобновления режима потребления

Задолженность и последствия

Уважаемые потребители! Мы рекомендуем соблюдать финансовую дисциплину. Своевременная передача показания приборов учета и оплата выставленных счетов, самостоятельный постоянный контроль размера задолженности позволит избежать возможных негативных последствий.

Последствия нарушений обязательств по оплате

При неисполнении денежных обязательств по оплате электроэнергии в сроки, установленные договором энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)), наступают следующие последствия:

  1. Начисление неустойки, размер которой определен условиями договора или в соответствии с действующим законодательством, за каждый день просрочки исполнения обязательств.
  2. Полное и (или) частичное ограничение подачи электроэнергии на объекты потребителя.
  3. Взыскание задолженности по оплате электроэнергии, включая штрафные санкции и судебные расходы, в суде. Предъявление судебных актов к принудительному взысканию в органы Федеральной службы судебных приставов РФ, к расчетным счетам потребителей-должников. Обращение в арбитражный суд о признании потребителя не состоятельным (банкротом). Привлечение учредителей юридического лица к субсидиарной ответственности.
  4. Привлечение должностных лиц потребителя к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РФ.
  5. Привлечение юридического лица, а также его должностных лиц, к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП РФ.
  6. Реализация права Гарантирующего поставщика на односторонний отказ от исполнения обязательств по поставке электрической энергии.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии

Ограничение режима потребления электрической энергии осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Правила).

Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика в связи нарушением потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнение или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Ограничение режима потребления электрической энергии вводится также при наступлении иных обстоятельств, указанных в пункте 2 Правил.

Порядок самоограничения потребления электрической энергии

Порядок самоограничения потребления электрической энергии определен в п.7 Правил. Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено потребителем до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, – до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Читайте также:
Как сделать перепланировку в хрущевке, чтобы кухня была большой, а санузел раздельным

Введение соответствующего ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) со своих объектов электросетевого хозяйства не отменяет обязанности потребителя выполнить требование о самостоятельном ограничении режима потребления. При этом согласно абз.5 п.7 Правил указано, что инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления.

Инициатор введения ограничения (исполнитель, субисполнитель), присутствующий при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления, вправе зафиксировать показания приборов учета и (или) выполнение (невыполнение) потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления посредством составления акта о введении ограничения режима потребления, в котором указывается информация, определенная в п.7(1) Правил.

Действия, которые обязан осуществить инициатор введения ограничения, определены в п.10 Правил, где, в частности, указано, что в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.

Контроль соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления осуществляется инициатором с учетом норм п.12,12(1) Правил.

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным

  • договором энергоснабжения,
  • договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности),
  • договором оказания услуг по передаче электрической энергии,

Способы уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления

  • посредством направления короткого текстового сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления,
  • посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления,
  • посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, зарегистрированном в качестве средства массовой информации,
  • посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям,
  • а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

Уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, содержит информацию, указанную в п.8(1) Правил.

Отказ потребителя от признания задолженности, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, не является препятствием для введения ограничения.

В целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

  • направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления;
  • направить исполнителю (в предусмотренных Правилами случаях – субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления. По получении уведомления исполнитель обязан направить уведомление или его копию субисполнителю в течение одного рабочего дня после дня его получения. Если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, она обязана направить аналогичное уведомление лицу, с которым таким потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при условии, что обязательства по этому договору не прекращены на дату уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления;
  • одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Читайте также:
Как спасти деревья на участке во время стройки дома

Исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления, содержащий информацию, указанную в п.11 Правил.

В случае если до указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления даты введения ограничения режима потребления потребитель устранил основания для введения такого ограничения, ограничение режима потребления не вводится (п.18 Правил).

Введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан – потребителей электрической энергии, за исключением граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами.

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.19 Правил возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений п. 19(2) Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта “б” пункта 2 Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения. Возобновление подачи электрической энергии в случае введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта “б” пункта 2 Правил ограничения, также может быть осуществлено по соглашению инициатора введения ограничения и потребителя в порядке и в сроки, которые указаны в таком соглашении.

Порядок возобновления электроснабжения

Возобновление подачи электроэнергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления возможно только после устранения потребителем оснований. Неплательщик должен погасить задолженность и уведомить об этом Гарантирующего поставщика. Также потребителю придется компенсировать затраты (расходы) и оплатить Гарантирующему поставщику по отдельному счету услуги по введению ограничения режима потребления и возобновлению подачи электрической энергии.

Подача электрической энергии возобновляется не позднее чем через 24 часа после устранения оснований для введения ограничения. При возобновлении подачи электрической энергии исполнителем (субисполнителем) составляется акт о возобновлении подачи электрической энергии.

С полным порядком введения ограничения режима потребления, а также особенностями введения ограничения режима потребления электрической энергии отдельных категорий потребителей можно ознакомиться в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Выгодно ли отказаться от электроснабжения и перейти на свое

Для заключения договора электроснабжения гражданину необходимо в часы приёма обратиться в сбытовой (абонентский) участок гарантирующего поставщика находящийся по месту жительства. Адреса, телефоны и режим работы сбытовых (абонентских) участков указаны в платёжных документах за электроэнергию и на официальном сайте гарантирующего поставщика: https://www.energosale34.ru/fizperson/fizadr/

Перечень информации и документов, необходимых для заключения договора электроснабжения, размещён на официальном сайте гарантирующего поставщика: https://www.energosale34.ru/fizperson/fizperechen/.
Форматы договоров и заявлений на заключения договора также размещены на сайте: https://www.energosale34.ru/fizperson/fizdoc/.
Основные этапы заключения договора:
1) Сбор всех необходимых документов согласно перечню;
2) Подача заявления гарантирующему поставщику с приложением всех собранных документов;
3) Подписание сторонами договора электроснабжения.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, заключённый в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами.

Предоставление собственником (пользователем) жилого дома (помещения в многоквартирном доме) неполного пакета документов гарантирующему поставщику или неправильное их оформление НЕ является основанием для отказа со стороны гарантирующего поставщика в заключение договора электроснабжения. В случае представления неполного пакета документов, необходимых для заключения договора электроснабжения, гарантирующий поставщик обязан в срок, не превышающий 5 рабочих дней, сообщить заявителю (собственнику (пользователю) жилого помещения наименование организаций (учреждений) и их адреса, по которым заявитель может получить недостающие документы. После этого гарантирующий поставщик приостанавливает рассмотрение документов заявителя без их возврата заявителю вплоть до получения от заявителя недостающих документов. В случае если недостающие документы не будут представлены заявителем в течение 6 месяцев со дня приостановления их рассмотрения, гарантирующий поставщик вправе прекратить рассмотрение заявления и возвратить представленные документы заявителю. В этом случае для заключения договора электроснабжения заявитель подает заявление повторно.

Читайте также:
Виды водосточных воронок

Нормативно-правовая база:
– п. 29 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

На основании условий публичной оферты договора электроснабжения перезаключать договор электроснабжения на новый срок в связи с окончанием календарного года не нужно. Договор электроснабжения ежегодно пролонгируется (продлевает срок своего действия) и действует до тех пор, пока не наступят основания прекращения действия договора, предусмотренные условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации.

Гарантирующий поставщик может отказаться от заключения договора, если он не имеет возможности предоставления коммунальной услуги по электроснабжению по причине не наступления событий, указанных в п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354. Кроме того, гарантирующий поставщик вправе отказать от заключения договора по основаниям, изложенным в п. 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В случае отказа от заключения договора по указанным выше основаниям гарантирующий поставщик в 5-дневный срок со дня обращения заявителя за заключением договора в письменной форме уведомляет его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

Предоставление коммунальных услуг потребителю, в том числе по электроснабжению, может осуществляться на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (в том числе по электроснабжению). Договор электроснабжения позволяет гарантирующему поставщику вести корректный учёт и начисление электроэнергии, поставленной потребителю.
Нормативно – правовая база: – п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Заключенный с гарантирующим поставщиком договор электроснабжения, может быть, расторгнут по соглашению сторон или по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель вправе расторгнуть договор электроснабжения в одностороннем порядке при условии уведомления об этом гарантирующего поставщика и полной оплаты потребленной электрической энергии.
Для расторжения договора энергоснабжения потребителю необходимо:
1. Снять показания прибора учета электрической энергии на требуемую дату;
2. Написать заявление о закрытии лицевого счёта и приложить необходимые документы. Формат заявления размещён: https://www.energosale34.ru/fizperson/formaty-zayavleniy/;
3. В часы приема потребителей, обратиться в сбытовой (абонентский) участок по месту жительства с заявлением и прилагаемыми к нему документами, документом, удостоверяющим личность, и предоставить снятые показания прибора учета электрической энергии, для осуществления специалистом гарантирующего поставщика расчета стоимости потребленной электрической энергии. В случае если оплата была произведена ранее, необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты;
4. Оплатить задолженность, либо оформить заявление о возврате/переносе излишне уплаченных денежных средств (при их наличии). По запросу потребителя ему может быть предоставлена справка об отсутствии задолженности.
В случае отказа потребителя от оплаты имеющейся у него задолженности за потреблённую электроэнергию, гарантирующий поставщик оставляет за собой право на обращение в суд для принудительного взыскания суммы задолженности.
Обращаем внимание, что потребители, зарегистрированные в «Личном кабинете физического лица» на сайте компании, могут через данный сервис подать заявление и документы для закрытия лицевого счёта. После проверки документов нашими сотрудниками, при их достаточности и корректности, изменения будут внесены в расчётную систему.

Читайте также:
О чем стоит знать выбирая кухонный уголок

При продаже жилого помещения или расторжения договора социального найма необходимо расторгнуть договор (закрыть лицевой счёт). Это позволит избежать ошибочного отнесения задолженности к лицу, уже продавшему жилое помещение, либо расторгнувшему договор социального найма. Кроме того, рекомендуем оформить акт приёма – передачи жилого помещения с зафиксированными в нём показаниями прибора учёта на момент его передачи, для чёткого разграничения обязанностей по оплате потреблённой электроэнергии. Порядок расторжения договора электроснабжения (закрытия лицевого счёта) описан выше.

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах имеют право перейти на «прямые» договоры с гарантирующим поставщиком. Это право может быть реализовано только в части электроэнергии, потреблённой в жилом помещении. В этом случае начислять и выставлять плату будет гарантирующий поставщик. Для перехода на «прямые» договоры необходимо на общем собрании большинством голосов принять соответствующее решение. Оформить надлежащим образом решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, в котором должно быть указано согласиие и дата такого перехода. Копия решения передается инициатором общего собрания в адрес гарантирующего поставщика. С даты, определённой протоколом, у собственников возникают договорные отношения уже с гарантирующим поставщиком. Взимать плату за электроэнергию, потреблённую в местах общего пользования многоквартирного дома будет по-прежнему управляющая организация, так как гарантирующий поставщик лишен этого права.
Необходимо помнить, что в случае смены управляющей организации собственникам жилых помещений необходимо обязательно подтвердить (либо изменить) свое решение по поводу договорных отношений с гарантирующим поставщиком. Обращаем внимание, что отдельно (этажом, подъездом, секцией) собственники перейти на «прямой» договор с гарантирующим поставщиком не могут. Переход возможен только сразу всех собственников многоквартирного дома одновременно, при наличии общего решения.

Нормативно-правовая база:
– пп. 4.4 часть 2 ст. 44 и ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ;
– пп. «ж» п. 17, п. 17 (1) и 17 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В отношении жилых домов (домовладений) действующим законодательством в настоящее время допускается заключение договоров электроснабжения в отношении объектов потребителя (энергопринимающих устройств) до завершения процедуры их технологического присоединения к сетям сетевой организации. Таким образом, потребитель, воспользовавшись принципом «единого окна», может иметь заключенный договор электроснабжения до завершения процедуры фактического подключения к сетям. Для этого ему необходимо подать заявку с приложением соответствующих документов в адрес территориальной сетевой организации, к электросетям которой планируется произвести подключение. Дальнейшее оформления необходимой документации в рамках процедуры технологического присоединения (энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт) происходит посредством электронного документооборота. По желанию потребителя ему могут быть предоставлены документы на бумажном носителе. При этом исполнение обязательств гарантирующего поставщика по такому договору осуществляется со дня составления и размещения в личном кабинете потребителя акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны территориальной сетевой организации.
Более подробно этапы, сроки, а также права и обязанности лиц, участвующих в технологическом присоединении объектов потребителя, указаны в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. №861.

Нормативно-правовая база:
– п. 14 и Раздел X Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациями иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. №861.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: