Зачем нужны приборы автоматического учета услуг ЖКХ

Зачем нужны приборы автоматического учета услуг ЖКХ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 августа 2021 г. № 32749-ОЛ/04 Об установке приборов учета электроэнергии в жилых домах блокированной застройки

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел в рамках своей компетенции обращение и в пределах компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Гарантирующие поставщики обязаны осуществлять установку и эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении многоквартирных домов, а также в отношении всех жилых и нежилых помещений в этих домах, за исключением помещений, которые подключены к электрическим сетям сетевых организаций напрямую, без использования внутридомовых сетей электроснабжения.

Сетевые организации обязаны осуществлять установку и эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей, в том числе в отношении указанных помещений в многоквартирных домах, подключенных к электрическим сетям сетевых организаций без использования внутридомового общего имущества многоквартирных домов, а также в отношении индивидуальных жилых домов.

Отдельное оборудование, установленное в многоквартирном доме и потребляющее электрическую энергию (например, антенны, вышки, иные устройства операторов связи и интернет провайдеров, рекламные щиты на стенах дома) в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не отнесено к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и, как правило, является собственностью операторов связи и сторонних организаций.

Таким образом, обязанность гарантирующих поставщиков по оснащению приборами учета в отношении такого оборудования отсутствует.

Собственники такого оборудования вправе устанавливать приборы учета электрической энергии самостоятельно по согласованию с лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации не относит помещения в зданиях многофункциональных комплексов, используемых гражданами для проживания (далее – апартаменты), к жилым помещениям, а сам многофункциональный комплекс не является многоквартирным домом. В связи с чем на апартаменты не распространяются нормы жилищного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, предусмотренные для создания объектов жилого назначения.

Следовательно, у гарантирующих поставщиков отсутствует обязанность установки приборов учета электроэнергии в отношении апартаментов.

Исходя из положений статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, полагаем, что установка и эксплуатация приборов учета в отношении таких помещений должны осуществляться собственниками апартаментов самостоятельно.

В отношении здания многофункционального комплекса, присоединенного к электрическим сетям, установку приборов учета должна осуществлять сетевая организация к объектам электросетевого хозяйства которой присоединено здание (п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).

Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Многоквартирным домом согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом” признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В жилых домах блокированной застройки отсутствует общее имущество, характерное для многоквартирного дома, а именно помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, технические этажи и т.п., а соответственно и потребление коммунальных ресурсов при использовании и содержании общего имущества. Вследствие этого, жилые дома блокированной застройки не являются многоквартирными домами и могут быть отнесены к жилым домам. Такой подход нашел отражение в правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также иных арбитражных судов (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 15636/13 по делу N А41-5150/11, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 N 10АП-21555/2017 по делу N А41-27773/16).

Читайте также:
История и разновидности муранского стекла

Таким образом, в соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 “Об электроэнергетике” установка приборов учета электроэнергии в жилых домах блокированной застройки должна осуществляться сетевыми организациями.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
О.А. Лещенко

Обзор документа

Гарантирующие поставщики не обязаны оснащать приборами учета отдельное оборудование, установленное в многоквартирном доме и потребляющее электроэнергию (например, антенны, вышки, иные устройства операторов связи и интернет провайдеров, рекламные щиты на стенах дома). Собственники такого оборудования вправе устанавливать счетчики электроэнергии самостоятельно.

Гарантирующие поставщики не обязаны устанавливать приборы учета электроэнергии в отношении апартаментов.

В отношении здания многофункционального комплекса, присоединенного к электросетям, приборы учета должна устанавливать сетевая организация.

Приборы учета электроэнергии в жилых домах блокированной застройки должны устанавливать сетевые организации.

Счетчики метят в платежку

Правительство может переложить стоимость приборов на население

Как выяснил “Ъ”, установка умных приборов учета может привести к сверхнормативному росту коммунальных платежей граждан. Правительство поручило профильным министерствам проработать вопрос, обосновать точный объем роста платежей и принять меры для сглаживания эффекта. Последние годы коммунальные платежи повышались в среднем на 4%, из-за покупки новых счетчиков этот уровень может быть превышен, опасаются эксперты. Дополнительная нагрузка на потребителей оценивается в 60 млрд руб. в год, или в 1% роста конечной цены на электроэнергию.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Правительство поручило ФАС, Минэнерго, Минэкономики и другим профильным ведомствам проработать вопрос включения стоимости приборов учета электроэнергии в коммунальные платежи граждан, следует из поручений вице-премьера Юрия Борисова от 18 сентября (с ними ознакомился “Ъ”). Как отмечается в документе, «факторы, связанные с организацией учета электроэнергии» могут быть выведены из-под ограничений роста общего платежа, который ограничен предельными индексами (устанавливаются для каждого региона). Срок исполнения поручения — 19 ноября.

В аппарате Юрия Борисова подтвердили “Ъ”, что увеличение платы за коммунальные услуги возможно. Но чтобы включение затрат на организацию учета не привело к сверхнормативному росту платежей, профильные министерства, в частности ФАС, Минэнерго и Минэкономики, должны представить проект постановления с детальным финансово-экономическим обоснованием финальной суммы, на которую может повыситься общий платеж граждан. Затем правительство будет дополнительно рассматривать и дорабатывать проект, а после этого примет окончательное решение по этому вопросу, подчеркивают в аппарате вице-премьера.

Федеральный закон об интеллектуальном учете электроэнергии вступил в силу 1 июля 2020 года. Теперь гарантирующие поставщики (ГП) электроэнергии обязаны за свой счет устанавливать приборы в многоквартирных домах, а сетевые компании — в коммерческом секторе и в частных домах. За невыполнение требований предусмотрены штрафы.

По закону об интеллектуальном учете электроэнергии расходы сетевой компании на покупку, установку и замену приборов могут включаться в тариф и в плату за техприсоединение, но окупаемость также может быть обеспечена за счет повышения эффективности процессов.

Расходы ГП на умные счетчики включаются в состав сбытовой надбавки. Но у ГП отсутствует прямой эффект от внедрения систем учета, который мог бы принести средства для возврата вложенных инвестиций в полном объеме, отмечают в аппарате Юрия Борисова. «При этом доля сетевых компаний в конечной цене на электроэнергию в среднем по стране превышает 40%, а доля сбытовых компаний, к которым относятся и ГП — порядка 6%»,— отмечают там.

Согласно перечню поручений, ведомства также должны до 6 октября представить согласованные предложения по «дополнительному росту тарифов на электроэнергию», учитывающему затраты на установку приборов, в течение не менее трех лет.

Для новых потребителей платеж за техприсоединение, включающий цену прибора, будет различным в зависимости от потребляемой мощности (ниже или выше 670 кВт).

Участники рынка смогут устанавливать только российские счетчики, Минпромторг должен разработать меры господдержки производителей. Вместе с тем участники рынка и регуляторы будут работать над снижением требований к приборам, чтобы уменьшить их цену. Период установки предлагается увеличить: ГП и сетевые компании смогут осуществлять поверку старых счетчиков вместо их замены у малого и среднего бизнеса до 1 июля 2022 года, а у населения — до 1 января 2025 года.

Читайте также:
10 правил как лучше отремонтировать квартиру для сдачи в аренду

В ФАС заявили “Ъ”, что поручения получены, ведется работа. В Минэнерго сообщили, что поручено «проанализировать объем финансирования по установке приборов учета, который подлежит включению в тарифы», расчет будет вестись с учетом предложений министерства по минимизации финансирования, в том числе за счет проведения поверок старых счетчиков вместо их замены, продления срока по установке счетчиков для потребителей, которые до 1 июля не сделали этого сами. В Минпромторге рассказали, что для российских производителей предусмотрены субсидии, льготные займы, в отдельных случаях может быть применен механизм компенсации потерь выпадающих доходов. В Минэкономики не ответили на запрос “Ъ”.

Правительство запретило штрафовать за просрочку коммунальных платежей

Источники финансирования мероприятий по развитию интеллектуального учета были определены к 1 июля, они не предусматривают внесения изменений в упомянутые нормативные документы, отмечают в «Россетях». Холдинг планирует, что расходы будут компенсироваться экономией от снижения потерь и издержек, а также за счет роста операционной эффективности благодаря автоматизации. В Ассоциации ГП и ЭСК не ответили на запрос “Ъ”.

В последние годы предельный индекс роста коммунальных платежей составлял в среднем 4% по стране, отмечает член общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин. Если ограничение платы коммунальных услуг действительно снять, прирост энерготарифов в составе коммунального платежа населения за счет новых счетчиков может составить 5–10% сверх планов индексации (5% в год), отмечает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. За счет этого общий коммунальный платеж может дополнительно вырасти примерно на 1,5–2%. По оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», дополнительная тарифная нагрузка на потребителей составит около 60 млрд руб. в год, или 1–1,2% роста конечной цены на электроэнергию.

Цифра может быть ниже при трех условиях, уточняет эксперт: более дешевые счетчики по сравнению с расчетным ценником в 15–20 тыс. руб. за штуку, продление периода установки более чем на семь лет или снижение нормы возврата на инвестиции в приборы со стороны сбытовых и сетевых компаний, например, за счет субсидирования ставки по кредитам.

Все, что надо знать про счетчики

Счетчики контролируют наши расходы. Что нужно делать, чтобы не пришлось переплачивать за коммунальные услуги?

Кто должен следить за состоянием счетчиков?

Согласно законодательству, установка, своевременная поверка и замена счетчиков в случае необходимости — обязанность хозяина квартиры.

Денис Троценко генеральныйдиректор УК «Юнисервис»

При приеме квартиры в новом доме обязательно проверьте, опломбированы ли счетчики горячей и холодной воды, электроэнергии и сверьте их серийные номера с указанными в паспортах ИПУ (эти документы можно заранее запросить в управляющей компании).

Кроме того, квартиры в новостройках при вводе в эксплуатацию должны быть оборудованы индивидуальными приборами учета тепла, а сам многоквартирный дом — общедомовым счетчиком. Наличие этих устройств напрямую влияет на плату за отопление, рассказала Анастасия Колесникова, адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры». Она напоминает, что, если счетчики отсутствуют, придется платить по нормативам, что нередко дороже, чем оплата за фактически потребленное тепло. Если в доме есть только общедомовой прибор учета тепла, собственники будут вынуждены оплачивать отопление исходя из его показаний и без учета того, сколько они потребили тепла конкретно в своей квартире.

Анастасия Колесникова адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры»

Прежде чем подписать договор купли-продажи квартиры на вторичном рынке, попросите хозяев представить оплаченные единые платежные документы (ЕПД) за последний год и сверьте текущие показания счетчиков с соответствующими графами в квитанциях за последний месяц. Они не должны сильно различаться. Учтите, что после того как вы станете полноправным собственником квартиры, все неоплаченные прежним хозяином счета за коммунальные услуги либо неучтенные кубометры воды и кВт-часы лягут на вас.

Александр Романов генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис»

Зачем проверять и менять счетчики?

Как рассказал Михаил Загвоздин, коммерческий директор группы «Комфорт», у каждого прибора учета заводом-изготовителем в паспорте указан межповерочный интервал, по истечении которого правильная работа не гарантируется.

Со временем счетчики начинают искажать реальный расход вследствие механических повреждений мусором, находящимся в воде (песок, окалина, фрагменты ржавчины и многое другое), а также отложений ржавчины, кальцинирования, износа подвижных частей счетчика. Поэтому необходимо в обязательном порядке проводить поверку ИПУ с целью определения и подтверждения соответствия счетчика установленным техническим требованиям. «Цель поверки ― удостовериться, что прибор точно показывает объем израсходованного ресурса», ― поясняет Денис Троценко.

Вадим Надточиев, начальник службы корпоративных коммуникаций АО «Мосэнергосбыт», поясняет, что со временем детали электросчетчика изнашиваются, и это несомненно влияет на точность показаний. Также не допускается эксплуатация электросчетчиков с классом точности более 2.0 (2.5, 3.0 и т. д.). Класс точности и дата выпуска электросчетчика, а также его марка, модель и модификация указаны на корпусе самого прибора.

Читайте также:
Какие инструменты зря покупают для ремонта

Счетчики горячей и холодной воды

Как узнать, что пора проводить поверку ИПУ?

Интервал поверки счетчиков холодной и горячей воды устанавливается производителем и должен быть указан в сопроводительных документах к прибору. (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019), глава 7.) Для счетчиков отечественного производства интервал поверки, как правило, варьируется в диапазоне от 4 до 6 лет.

Следующая дата поверки указана:

  • в паспортах счетчиков;
  • в бумажном варианте платежки рядом с номерами счетчика, их показаниями;
  • в вашем кабинете на портале городских услуг Москвы в разделе «прием показателей учета воды» (кликните на значок «i» слева от наименования каждого из счетчиков).

Денис Троценко генеральный директор УК «Юнисервис»

Счетчик нужно заменить, если:

  • в результате поверки установлено, что допустимая погрешность показаний ИПУ превышена;
  • у прибора имеются механические повреждения;
  • обнаружены нарушения контрольных пломб и знаков поверки.
  • также счетчик меняется по желанию собственника.

Нормативы потребления горячего и холодного водоснабжения устанавливаются местными органами власти. Так, например, в Москве, согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566 (ред. от 20.04.2012), норматив потребления воды на одного человека в месяц составляет 11,68 кубометров, из которых 6, 935 приходится на ХВС. Если после установленного срока поверки счетчика воды прошло 3 месяца, а поверка так и не была осуществлена, расчет оплаты будет проводиться с учетом повышающего коэффициента. Несмотря на то, что он не может быть более 2 (согласно Постановлению Правительства Москвы от 25.02.2014 N 75-ПП), цифры в ЕПД вас не обрадуют.

Как рассказал Денис Троценко, чтобы заменить счетчик, следует подать заявку в УК или компанию, которая будет проводить работы. Если вы решили купить счетчик самостоятельно, обязательно проверьте наличие технического паспорта, где проставлен штамп завода-изготовителя о проведенной поверке. Без паспорта УК может не принять счетчик к пломбировке.

Среднерыночная стоимость замены прибора учета составляет около 1,5 тыс. рублей (без его цены). Обычно первичная опломбировка делается бесплатно.

Как рассказал Михаил Загвоздин, в группе «Комфорт» установлены следующие цены: замена одного счетчика (ГВС или ХВС) — 1,9 тыс. рублей, двух — 3,1 тыс. рублей, цены приведены с учетом стоимости ИПУ.

При выборе исполнителя для замены приборов учета водоснабжения важно ориентироваться на рекомендации вашей УК и следовать им. Если подрядчик выбирается самостоятельно, проверьте, есть ли у компании лицензия и аккредитация, выданная Росаккредитацией.

Александр Романов рекомендует также удостовериться в наличии у компании свидетельства саморегулируемой организации (СРО). «Такое разрешение не требуется для оказания услуг по установке квартирных приборов учета воды, но этот документ выдается организациям после тщательной проверки деятельности компании и изучения их репутации, и следовательно, может выступать гарантом качественного оказания услуг. А вот внешний вид сотрудника и предъявленное удостоверение с «красивым» названием компании не является свидетельством на право проведения работ», — считает эксперт.

Как рассказал Денис Троценко, после замены ИПУ в обязательном порядке подписывается акт ввода в эксплуатацию на каждый счетчик, в нем указываются типы снятого и установленного приборов учета, их заводские номера, показания, причины проведения замены и ФИО лица, проводившего работы. Также вам должны выдать паспорт на каждый ИПУ (три экземпляра), акт выполненных работ (два экземпляра), сертификат качества и соответствия на каждый прибор учета (один экземпляр), договор о выполнении работ. Собственнику необходимо передать в УК паспорт на замененный счетчик и акт ввода в эксплуатацию.

Счетчики электричества

Как отмечает Вадим Надточиев, замена или поверка ИПУ и своевременная передача показаний позволяет оплачивать именно тот объем электроэнергии, который был потреблен.

Как проходит замена?

Есть два способа замены прибора учета: с помощью «Мосэнергосбыта» (МЭС) или аккредитованной компании-подрядчика.

В первом случае за одно посещение мастер снимет старый счетчик, установит новый, проведет опломбировку. Также сотрудник составит акт о вводе счетчика в эксплуатацию. Информация о новом ИПУ автоматически заносится в базу данных энергосбытовой компании.

По данным АО «Мосэнергосбыт», на стоимость работ влияет тип устанавливаемого прибора. Например, цена комплексных работ по замене счетчика с истекшим межповерочным интервалом на многотарифный счетчик в Москве (с учетом всех работ и стоимости самого прибора) сегодня составляет 4,15 тыс. рублей, в Подмосковье — 4,65 тыс. рублей. Установка однотарифного счетчика производится по единой цене для обоих регионов — 2,75 тыс. рублей. Ознакомиться с ценами на услуги можно на сайте.

Если вопрос решается с помощью компании-подрядчика, нужно заранее сообщить в «Мосэнергосбыт» о дате замены прибора учета: для фиксации данных старого счетчика и снятия пломбы. Когда ИПУ будет установлен, собственник должен написать заявление в МЭС на опломбировку счетчика и для составления акта ввода в эксплуатацию.

Вадим Надточиев начальник службы корпоративных коммуникаций АО «Мосэнергосбыт»

Межповерочный интервал у современных приборов учета электричества гораздо длиннее, чем у ИПУ воды, и составляет до 16 лет.

Читайте также:
Интеллектуальная система «умный дом»: комфорт и экономия

Как узнать, что пришло время проводить поверку счетчиков?

Информацию можно найти:

  • в паспорте прибора учета электроэнергии;
  • в вашем личном кабинете в «Мосэнергосбыте» или в контактном центре компании по телефону +7 (499) 550-9-550;
  • с июля 2019 года адресные сообщения об истечении срока межповерочного интервала отображаются в квитанциях оплаты.

Для поверки счетчика собственник квартиры должен вызвать на дом сотрудника энергосбытовой компании либо аккредитованной организации-подрядчика. После того как специалист проведет необходимые измерения и проверит погрешность прибора, оформляется акт о поверке, который собственнику нужно предоставить в МЭС.

Заменив в установленный срок старый счетчик, можно не беспокоиться о его состоянии полтора десятка лет. Главное — вовремя подавать сведения о расходе электроэнергии и оплачивать счета.

По словам Михаила Загвоздина, неповеренные счетчики фактически приравниваются к отсутствующим. По завершении гарантийного срока показания ИПУ не принимаются. Начисление платежей производится следующим образом: первые три месяца расчет идет по среднему потреблению воды (учитываются данные за последние полгода). Начиная с четвертого месяца, начисление производится по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента 1,5.

Вадим Надточиев начальник службы корпоративных коммуникаций АО «Мосэнергосбыт»

За легкомысленное отношение к проверке счетчиков водоснабжения я оказался «наказан» почти на 7 тыс. рублей. Конечно, я видел напоминание о том, что нужно провести поверку счетчиков до 12 мая 2018 г., но все как-то некогда было этим заняться.

Через три месяца, когда я вернулся с дачи, счета за коммунальные услуги меня неприятно удивили: каждый из двух оказался больше на две тысячи. Оказалось, нашей семье из четырех человек рассчитали количество воды с применением повышенного коэффициента. Этот факт побудил меня заказать поверку счетчиков горячей и холодной воды. Я делала это через УК. Специалист пришел через неделю. Был готов к худшему, считал, во сколько обойдется замена двух счетчиков. Однако оказалось, что оба прибора исправны. За поверку отдал символическую сумму, чуть более 1 тыс. рублей. Через несколько дней передал документы в УК. Но так как платежки на следующий месяц были уже сформированы, вернуть прежние расценки на воду удалось только со следующего месяца.

Евгений, 42 года, Москва

Как уберечься от мошенников?

Анастасия Колесникова адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры»

Если к вам неожиданно пришли и требуют впустить в квартиру с целью проверить счетчики, необходимо помнить следующее:

  • Вы можете потребовать от пришедшего документы, подтверждающие его личность и то, что именно ваша УК направила его к вам в квартиру и с какой конкретной целью. Например: наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого-то лица в целях проведения указанной проверки.
  • Должна быть соблюдена процедура предварительного письменного уведомления за 14 дней до даты проведения проверки.
  • В процессе проведения поверки счетчиков можно вести видеозапись, чтобы предупредить возможные вмешательства в работу счетчиков.

Как рассказал Михаил Загвоздин, большинство компаний, предоставляющих услуги по поверке водосчетчиков, проводят работу так называемым «чемоданным» методом: приходят представители организации и без всяких обследований просто выписывают бумагу, подтверждающую исправность прибора. В лучшем случае открывают кран и с умным видом фиксируют реакцию циферблата на текущую воду. После такой «поверки» прибор по-прежнему может ошибаться как в одну, так и в другую сторону, что, по сути, является обманом потребителя и поставщика ресурса. Допустима только инструментальная поверка счетчиков.

Нужно отметить изобретательность мошенников — они время от времени меняют способы «работы с населением».

Вадим Надточиев начальник службы корпоративных коммуникаций АО «Мосэнергосбыт»

— Обнаружив в почтовом ящике «уведомление о необходимости замены электросчетчика», позвоните в контактный центр АО «Мосэнергосбыт» + 7 (499) 550-9-550 и уточните, действительно ли ваш электросчетчик нуждается в замене, работает ли в компании такой сотрудник.

— Помните, что сотрудники «Мосэнергосбыта» никогда не проводят поквартирный обход, призывая заменить прибор учета электроэнергии. Не пускайте в квартиру посторонних!

— Поверка и замена счетчика производятся только по вашей предварительной заявке.

— К месту проведения работ сотрудники компании приходят в заранее согласованное время, в фирменной одежде, имеют при себе удостоверение.

— В случае оформления постоплаты у специалиста обязательно должен быть при себе кассовый аппарат.

Жильцов переводят на «умные» счетчики

С 1 июля началась бесплатная установка интеллектуальных приборов учета электроэнергии. За отказ от такого «подарка» повысят плату за услуги ЖКХ

1 июля начали действовать правила перехода на интеллектуальные системы учета электрической энергии 1 . Старые приборы учета электроэнергии будут заменяться на новые, интеллектуальные, после выхода из строя отслуживших счетчиков или по истечении межповерочного интервала (временного отрезка, в течение которого изготовитель счетчика гарантирует его точную работу).

Чем новые счетчики отличаются от старых?

  • Главное отличие новых счетчиков состоит в том, что после их установки не потребуется снимать и передавать показания. Интеллектуальный счетчик хранит и сам передает данные в энергетическую компанию, после чего потребителю выставляют счет на оплату. Способ передачи информации определяет поставщик – с помощью сотовой связи или через интернет-соединение.
  • Потребители смогут отслеживать показания онлайн и проверять их на приборе учета.
  • «Умные» счетчики фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя следить за качеством электроэнергии.
  • Появится возможность смены тарифа на электроэнергию онлайн (сейчас существуют три группы тарифов в зависимости от времени потребления в течение суток).
  • Если потребитель задерживает оплату счетов, интеллектуальная система учета предоставляет возможность поставщику электроэнергии дистанционно ограничить или приостановить ее подачу.
  • Интеллектуальные системы учета должны соответствовать установленным требованиям по защите информации и реагировать на факты несанкционированного доступа к системе. Предполагается, что это поможет предотвратить случаи хищения электроэнергии.
  • Большинство ошибок в начислениях платы за электричество связаны с неправильной передачей показаний абонентами. Поскольку с введением «умных» счетчиков достоверные данные о потребленной электроэнергии будут вовремя передаваться в дистанционном режиме, должно уменьшиться количество споров между поставщиками электроэнергии и потребителями.
  • Установка «умных» счетчиков должна способствовать сокращению длительности перерывов электроснабжения – согласно требованиям к интеллектуальной системе она передает информацию об отключении электроэнергии и восстанавливает питание.
Читайте также:
Современный способ оформления малогабаритного жилья

В какие сроки всех должны перевести на интеллектуальные системы учета электроэнергии?

Замена приборов учета будет проходить поэтапно. С 1 июля 2020 г. сетевые организации могут устанавливать на свое усмотрение как привычные приборы учета, так и интеллектуальные. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после 1 января 2021 г., должны быть оснащены интеллектуальными приборами учета. С 1 января 2022 г. устанавливать будут только «умные» счетчики.

Полный переход на новые счетчики должен быть завершен к 1 января 2023 г. С этой даты начнут штрафовать компании, которые не обеспечили потребителям возможность использовать интеллектуальные приборы учета.

Можно ли отказаться от установки новых счетчиков?

Права у потребителя отказаться от установки «умного» счетчика не будет. В случае двукратного недопуска представителей гарантирующего поставщика или сетевой организации для установки прибора учета плата за электроснабжение рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением к стоимости повышающего коэффициента, равного 1,5. То есть платить за услуги ЖКХ придется больше.

Кто заплатит за новые счетчики?

Закон предусматривает перенос обязанности платить за установку, эксплуатацию, поверку и замену приборов учета электроэнергии с потребителей на поставщиков ресурсов: с жильцов многоквартирных домов – на гарантирующих поставщиков, с остальных потребителей – на сетевые организации. Потребитель должен лишь обеспечивать целостность прибора учета в случае, если счетчик находится внутри принадлежащего ему помещения или в границах его земельного участка.

Обязанность по приобретению и монтажу устройства возложена на сетевую организацию. В дальнейшем, согласно закону, такие расходы подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Как понять, что новый счетчик предлагает установить мошенник?

Во время перехода на интеллектуальные системы учета электроэнергии возможно распространение случаев мошенничества. Злоумышленники могут предлагать жильцам установить новые счетчики «по льготной цене». Поэтому важно помнить: представитель электросетевой или энергосбытовой организации обязан показать удостоверение с печатью организации. За установку новых счетчиков денежные средства напрямую с потребителей не взимаются – расходы ресурсоснабжающих организаций будут включены в тарифы на электроэнергию. О тарифах и правилах перехода на новые счетчики можно узнать в управляющей компании или у поставщика услуг.

1 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

Плюсы и минусы установки в многоквартирном доме «умных» счётчиков

Расчёты за коммунальные ресурсы должны вестись исходя из показаний приборов учёта. Но жители домов не обязаны передавать исполнителю услуг данные счётчиков, и это негативно влияет на корректность расчётов, в том числе за ресурсы на содержание общего имущества. Читайте о новых счётчиках, которые помогут решить эту проблему.

Обязанности исполнителя КУ в отношении приборов учёта

Если в доме установлены индивидуальные и общедомовые приборы учёта, то расчёт платы за соответствующие ресурсы должен вестись исходя из показаний таких приборов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). При этом жители многоквартирного дома не обязаны передавать показания счётчиков исполнителю услуг – это только их право (пп. «к(1)» п. 33 ПП РФ № 354).

Те, кто таким правом не пользуется, получают счета, где объём ресурса за период равен среднемесячному потреблению, а спустя 3 месяца после передачи последних показаний объём рассчитывается исходя из норматива потребления (пп. «б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Отсутствие показаний ИПУ и определение индивидуального потребления жителей расчётными методами влияет на объём ресурса, потреблённого домом на содержание общего имущества многоквартирного дома, который оплачивает в РСО управляющая домом организация.

Также, если потребитель в течение полугода не передаёт показания, исполнитель КУ должен сам снять данные со счётчика, что требует дополнительных трудозатрат (п. 84 ПП РФ № 354).

Читайте также:
Стоит ли клеить обои на кривые стены

Чтобы снизить нагрузку на исполнителя КУ по снятию и проверке показаний ПУ, а также устранить зависимость корректности расчётов за коммунальные услуги от воли потребителей, Минстрой РФ предложил обязать застройщиков оснащать новые дома «умными» счётчиками с удалённой передачей показаний, а в старых домах при наличии технической возможности – устанавливать их после капитального ремонта.

Поговорим о том, с какими плюсами и минусами работы системы встретились исполнители КУ и собственники после установки интеллектуальных систем, автоматически передающих показания приборов учёта коммунальных ресурсов.

Автоматически передают показания

Интеллектуальные приборы учёта – это счётчики, оснащенные специальными радиомодулями, которые автоматически передают показания по беспроводной сети дальнего радиуса действия. Индивидуальный или общедомовой приборы учёта транслируют свои данные инфосистеме, которая может принимать информацию от сотен тысяч датчиков в радиусе до нескольких десятков километров.

Все поступившие от ПУ данные в автоматическом режиме направляются исполнителю коммунальной услуги; потребитель может отслеживать показания, но их передача для расчётов производится без вмешательства человека со всех приборов учёта в доме в установленный день и время.

Снижают трудозатраты и объёмы КР на СОИ

Положительно скажется установка таких приборов и на деятельности управляющих организаций. Ведь «умный» счётчик – это удобно. Жителям многоквартирного дома не придётся ежемесячно выписывать и передавать показания ИПУ. А УО не нужно будет проводить обход домов и сбор данных – биллинг. Это позволит управляющей организации снизить трудозатраты и сэкономить.

К тому же при автоматическом сборе показаний потребители не могут повлиять на данные об объёме потребления, занизить их, тем самым увеличив объём КР на СОИ. Как правило, при этом потребление ресурсов на содержание общего имущества стремится к нулю: занизить индивидуальное потребление невозможно, потери отсутствуют. При возникновении утечек они легко выявляются при сравнении показаний за разные периоды.

Способствуют прозрачности расчётов и сокращению хищений

Интеллектуальная система позволяет сделать расчёты за ресурсы прозрачными: как в отношениях между исполнителем КУ и потребителем, так и между УО и РСО. Каждая из сторон имеет возможность отслеживать показания приборов учёта и видеть реальные объёмы потребления. Исчезнет проблема, с которой сталкиваются многие УО при прямых договорах, – сложность получения показаний от РСО. Информация будет доступна онлайн всем сторонам отношений.

«Умные» приборы учёта способствуют снижению уровня хищения ресурсов: вмешаться в работу такого прибора учёта сложнее, да и скрыть резкое снижение потребления в квартире не получится, ведь данные направляются прямо к исполнителю КУ. При росте объёмов КР на СОИ управляющая организация легко может проверить и сравнить данные по каждой квартире и обнаружить, где они резко снизились.

Устанавливаются за счёт собственников помещений

Подобные автоматизированные системы сбора данных давно используются электросетевыми компаниями и поставщиками электроэнергии. «Умные» счётчики воды, газа и тепловой энергии только начали широко внедрять, но уже сейчас выявлен ряд проблем, связанных с их применением.

Главная – кто должен платить за установку таких приборов учёта в старом жилфонде. Если в новостройках за установку счётчиков отвечает застройщик, то в уже построенных домах, скорее всего, заплатить за модернизацию старых ИПУ и ОДПУ придётся собственникам помещений, ведь счётчики – их имущество.

А работать система будет только в том случае, если все помещения в доме оснастить «умными» счётчиками и связать их с общедомовым прибором учёта. В таком случае, чтобы установить новые приборы, управляющая организация должна провести общее собрание собственников, получить их согласие на работы и утвердить источник их финансирования за счёт целевых взносов собственников или средств капитального ремонта. Принятое в соответствии со ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ на ОСС решение будет обязательно для всех собственников помещений в доме.

Должны быть во всех помещениях дома и не сбоить

Опыт установки подобных систем показал, что в первые шесть месяцев новое оборудование может давать сбои и ошибаться при передаче показаний. В таком случае исполнитель коммунальной услуги может получить претензии от потребителей и делать множество перерасчётов.

Как уже было сказано, работать система будет только в том случае, если все приборы учёта в доме будут «умными»: тогда они обеспечат одновременный съём показаний и передачу их исполнителю коммунальных услуг. И если хотя бы один собственник откажется менять старый ПУ на «умный», то требуемый эффект от работы автоматизированной системы достигнут не будет.

Даже при решении ОСС заставить несогласного жителя заменить или модернизировать установленный в квартире счётчик будет непросто: собственник имеет законное право не пускать никого в принадлежащее ему помещение.

Как УО перевести дом на систему автоматической передачи показаний ПУ

На законодательном уровне не закреплено, что потребители обязаны оснащать свои квартиры «умными» счётчиками. Нет такой обязанности и при проведении капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома.

Читайте также:
Какие светильники не подходят для натяжного потолка

Но если управляющая домом организация или ТСЖ пришли к выводу, что внедрение в доме автоматизированной системы учёта ресурсов поможет существенно снизить объёмы КР на СОИ и бороться с хищением ресурсов, то ей следует:

1. Подготовить информацию для собственников помещений в доме:

  • о плюсах для собственников от установки такой системы,
  • о стоимости работ,
  • о возможных источниках финансирования.

2. Организовать и провести общее собрание собственников согласно ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ.

Если ОСС приняло положительное решение, то УО следует на всех этапах работы информировать жителей о происходящей и напоминать о пользе внедрения «умных» счётчиков и правилах обращения с ними.

По завершению работ и при получении первых итогов работы системы УО обязательно нужно отчитаться перед собственниками, особенно если были сбои в работе новых приборов учёта.

Положительные результаты внедрения таких ПУ стоит донести до жителей всех многоквартирных домов, находящихся в управлении у организации. Возможно, это сподвигнет их жителей также сделать шаг к smart-технологиям. А провести общее собрание собственников и решить вопрос об установке в доме «умных» счётчиков в многоквартирном доме поможет сервис «ОСС на 100%».

Что такое “умные” счетчики воды и электричества и зачем им нужен интернет

С 1 июля 2020 года в России вступает в силу закон о массовом переходе на интеллектуальные системы учета электроэнергии в частных и многоквартирных домах. Эти системы включают в себя установку “умных” счетчиков — таких, что удаленно передают показания, и датчиков, которые контролируют работу электросетей. Рассказываем, что такое “умные” счетчики, кто должен их устанавливать и когда они появятся в каждом доме.

Что происходит? Мне нужно поменять счетчики дома?

Переход на “умные” счетчики запланирован в госпрограмме “Цифровая экономика”, принятой в 2017 году (подробнее об этой программе мы писали здесь).

Предполагается, что в домах и квартирах появятся смарт-приборы, которые позволят россиянам не переписывать и не передавать вручную, сколько они потратили воды и электричества. Эти приборы автоматически будут передавать цифры управляющим компаниям (УК) или ресурсоснабжающим организациям (водоканал, теплосети и пр.).

Изменения начнутся с “умных” счетчиков, которые следят за расходом электроэнергии. Вам ничего самостоятельно покупать и менять не нужно. Закон предполагает, что с 1 июля 2020 года обязанности учета расхода электроэнергии в многоквартирных домах будут возлагаться на гарантирующих поставщиков (основные энергосбытовые компании регионов), а для остальных потребителей — на электросетевые компании.

Переход на смарт-приборы не будет массовым и одномоментным. Внедрять такие приборы будут для начала по мере выхода из строя и поломки старых. В новых многоквартирных домах, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2021 года, застройщики обязаны ставить “умные” счетчики. А обязанности в установке смарт-счетчиков для ресурсоснабжающих и сетевых организаций наступят с 1 января 2022 года. Минэнерго России предлагало ввести штрафы для поставщиков электроэнергии, которые с 2023 года не обеспечат “умными” счетчиками многоквартирные дома. То есть все россияне должны перейти на новую систему передачи данных примерно через три года.

А сейчас в российских домах уже есть “умные” счетчики?

Застройщики и управляющие компании ранее внедряли смарт-приборы, но в основном только на общедомовых территориях: в подъездах, лифтах, на лестничных клетках.

Установить “умные” счетчики в квартиры было труднее юридически и технически, пока такие проекты в стране малочисленны. Есть экспериментальные проекты. Например, в некоторых районах Москвы есть проект “Умные” счетчики”, в рамках которого заменили обычные приборы на Wi-Fi-девайсы.

Смарт-приборы в жилых комплексах обычно тестируют крупные застройщики. Или же такие системы “пилотируются” в инноградах — как Иннополис в Татарстане.

Как работают эти приборы?

Они, например, оснащены радиомодулями LPWAN-связи — беспроводной сети дальнего радиуса действия. Технология позволяет создать систему, в которой одна станция собирает данные с сотен тысяч датчиков в радиусе 10 км. Счета формируются в интернет-приложении или личном кабинете. Собственники квартир тоже могут отслеживать все показатели в том же приложении.

Эти счетчики нужны только для удобства потребителей?

Нет, это нововведение принесет больше пользы бизнесу. По данным УК, около 30% собственников сообщают показатели с опозданием либо не подают показания вовсе. Злостных неплательщиков (имеют большие долги по счетам) или мошенников (например, ставят магнит на счетчик воды и так останавливают подсчет) среди жителей среднестатистического дома не более 5%. Большинство просто забывает вовремя опустить бумажку с цифрами в ящик или внести в форму на сайте.

Тогда управляющая компания начисляет “коммуналку” по нормативам, но бывает так, что нормативы ниже, чем реальное потребление. Допустим, в квартире зарегистрирована одна пенсионерка, а живет семья с детьми. Они платят, скажем, за пять кубов воды, а потребляют 15–20. В итоге управляющая компания собирает меньше денег, чем от нее в итоге требует ресурсоснабжающая организация.

Читайте также:
Повышенные цены на бытовую технику

А я по желанию могу поменять обычные счетчики на “умные” приборы? И сколько это стоит?

Да, в Москве можно обратиться за этим в компанию, которая прошла интеграцию с городскими информационными системами (список таких компаний вы найдете на сайте mos.ru).

Но вопросы по массовой установке приборов в многоквартирном доме или районе решаются на уровне управляющей компании, ресурсоснабжающих организаций и фирм, поставляющих смарт-счетчики.

Стоимость смарт-приборов, кстати, не выше или не намного выше, чем цена приборов старого поколения. Смарт-счетчик на воду обходится примерно в 1,5 тыс. рублей, на электричество — в 3,5 тыс. рублей.

Предполагается, что в следующем году застройщики, которые зачастую владеют своей управляющей компанией, будут сдавать квартиры с “умными” приборами, установленными за свой счет. А в старых домах замена счетчиков, вероятно, будет проводиться за счет денег, собранных от собственников в фонд капитального ремонта.

Анастасия Степанова

Зачем нужны приборы автоматического учета услуг ЖКХ

Летом 2020 года на законодательном уровне было введено понятие интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУ). В настоящее время установлен переходный период, в течение которого поставщики ресурса (гарантирующие энергоснабжающие организации) обязаны осуществить за свой счет установку данных приборов в многоквартирных домах. В случае нарушения сроков, для ресурсников предусмотрены штрафные санкции. И хотя уже очевидно, что первоначальный срок такой установки будет откладываться (потому что год ушел на «раскачку», а активной установки так и не началось), тем не менее, тенденция государственного регулирования в плане учета обозначена ясно: тотальное оприборивание с широкими возможностями по дистанционному функционалу. Разбираем вопрос, что делать управляющей организации при переходе на ИСУ.

ИСУ: максимально коротко

Понятие ИСУ введено сразу в нескольких законодательных актах в области электроэнергетики.

ИСУ – это совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 г. № 890 (далее – Правила № 890).

Владельцами ИСУ будут являться территориальные сетевые организации и гарантирующие поставщики. ИСУ позволит дистанционно снимать показания, нормализовать коммерческий учет электроэнергии, и моментально в упрощенной процедуре ограничивать потребление электричества должниками.

Все приборы учета электроэнергии, которые вводятся в эксплуатацию после 01.01.2022 г. – должны соответствовать функциям ИСУ, которые определены в Правилах № 890 (абз. 2 п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354). Поэтому в этой части устаревшие приборы учета без дополнительных возможностей – постепенно уйдут в прошлое.

В отношении «старых» (прежних») приборов учета, поверку осуществляет гарантирующий поставщик (речь в том числе про приборы, не принадлежащие гарантирующему поставщику). Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. (абз. 2 п. 80.1 Правил № 354).Действующие поверенные приборы учета могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты (абз. 9 п. 80.1 Правил № 354).

Если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее индивидуальный прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, то его установка должна быть осуществлена 31 декабря 2023 г.

Если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г.(абз. 1 п. 80.2 Правил № 354).

В остальных случаях установка ИСУ должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:

— с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета;

— с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;

— с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки.

За отсутствие установки ИСУ в указанные сроки предусмотрены для поставщика ресурса штрафные санкции (абз. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 п. 80.2 Правил № 354).

Читайте также:
Как вывести углы стен без монтажного профиля

Действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ: приводим в соответствие документы и договора

Управляющей организации при переходе на ИСУ необходимо:

  1. Верно определить состав общего имущества при заключении договора управления многоквартирным домом.

Состав общего имущества определяется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491). В случае установки в многоквартирном доме ИСУ, данное оборудование не будет являться общим имуществом жителей (абз. 2 п. 7 Правил № 491). В определенном смысле уменьшение состава общего имущества в виде отсутствия на балансе управляющей организации измерительного комплекса по электрике – это скорее благо, чем нет (экономия на поверках, замене трансформаторов тока и так далее).

  1. Важно правильно заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Сразу после введения понятия ИСУ было внесено множество изменений в нормативные акты, в том числе, регулирующие порядок заключения договоров ресурсоснабжения. При согласовании условий договора энергоснабжения стороны определяют:

— обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса (в случае ИСУ эти действия осуществляет поставщик ресурса) (пп.«Д» п. 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, далее – Правила № 124);

— обязанность управляющей организации предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения ИСУ, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальныхприборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам (при этом расходы на подключение к ИСУ не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от управляющей организации компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения) (пп. «Ж» п. 18 Правил № 124);

— порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации, межповерочного интервала общедомового прибора учета, оборудования, входящего в ИСУ, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанных случаях (пп. «З» п. 18 Правил № 124).

Кроме того, в договоре энергоснабжения дополнительно устанавливается:

— порядок допуска гарантирующего поставщика к местам установки общедомовых и индивидуальных приборов учета;

— участие заинтересованных сторон во вводе в эксплуатацию приборов учета, установленных гарантирующим поставщиком;

— обязательство управляющей организации по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней со дня получения запроса передать документы и информацию:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы на установленные общедомовые и индивидуальные приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию о дате последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) приборов учета электрической энергии на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома;

— обязанность управляющей организации обеспечивать сохранность установленного и введенного в эксплуатацию ИСУ;

— ответственность управляющей организации в отношении осуществления коммерческого учета электрической энергии (п. 18.1 и 18.2 Правил № 124).

Правила № 124 не раскрывают, где именно управляющая организация должна взять информацию, которой у нее может не быть и этот факт лишь снова отражает крайнюю асимметричность закона, написанного полностью в интересах поставщика ресурса без учета реальных возможностей управляющей домом организации. Кроме того, полностью непонятна логика законодателя в части отнесения обязанности коммерческого учета электрической энергии на управляющую организацию с учетом реальных возможностей ИСУ.

  1. Внесение изменений в договор управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальных услуг.

После присоединения прибора учета ИСУ в договор включаются положения об осуществлении сбора, обработки и передачи показаний приборов учета электрической энергии в автоматическом режиме с использованием такой системы (пп. «З» п. 19 Правил № 354)).

Можно дополнить основной договор с управляющей организацией формулировкой, которая приведена в п. 13 Приложения 1.1 к Правилам № 354: «После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) сбор, обработка и передача показаний приборов учета электрической энергии осуществляются в автоматическом режиме с использованием такой системы», либо прописать более подробно суть данной системы в части прав и обязанностей управляющей организации и потребителей.

В части нормативной и договорной работы описанные три пункта являются основными для управляющей организации. После них (или одновременно с ними) наступает организационная работа.

Организационные действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ

И для ресурсника, и для управляющей организации, самое сложное в установке ИСУ – работа с жителями. У многих домов приборы учета установлены не в местах общего пользования на лестничных клетках, а внутри помещений.

Читайте также:
Простые способы регулировки двери, о которых знают не все

Работа с людьми, тем более в таком объеме, по умолчанию является морально вредной и проблематичной (людям, которые обоснованно привыкли не доверять государству, тяжело объяснить суть перемен по учету электроэнергии). Законодатель отнес работу по установке ИСУ одновременно и на ресурсника (финансирование и работа), и на управляющую организацию (полное и безоговорочное содействие и послушаниересурснику).

Итак, организационные действия управляющей организации в связи с установкой ИСУ следующие:

1.Информирование собственников о начале установке в доме ИСУ и обязанности для потребителей оказать необходимое содействие. Это можно сделать не только путем листовки, размещаемой на доске объявлений около подъезда, но до начала работ разместить указанную информацию на каждой квитанции (чтобы был максимальный охват и полное информирование).

Кроме того, управляющая организация обязана уведомлять потребителей на официальном сайте, на информационных стендах (стойках) или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации:

— о последствиях недопуска потребителем гарантирующего поставщика (сетевой организации для установку ИСУ;

— о присоединении общедомового или индивидуального прибора учета к ИСУ и начале предоставления показаний указанных приборов учета посредством ИСУ (п. з_1) и з_2) п. 31 Правил № 354).

  1. Информирование собственников о последствиях недопуска к установке в своих помещениях ИСУ.

Управляющая организация должна разъяснить, что потребитель:

-обязан допускать представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации в занимаемое помещение для установки ИСУ (п. ж_1) п. 34 Правил № 354));

— не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) и вмешиваться в его работу (п. «Г» п. 35 Правил № 354)).

В случае двукратного недопуска потребителем представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации для установки ИСУ, плата за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается исходя из нормативов с применением повышающего коэффициента равного 1,5 (начиная с расчетного периода, когда был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета и (или) месту установки прибора учета) (п. 60.3 Правил № 354).

  1. Непосредственное обеспечение доступа для установки ИСУ.

Управляющая организация обеспечивает допуск гарантирующего поставщика к местам установки ИСУ. При этом по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней со дня получения запроса управляющая организация обязана довести эту информацию до собственников (абз. 11 п. 80.1 Правил № 354)

  1. Получение от гарантирующего поставщика показаний приборов учета по ИСУ.

Закон не предполагает совместного доступа к ИСУ и управляющей организации и гарантирующего поставщика. При этом обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем ИСУ (пп. «Ж» п. 31 Правил № 354). Между тем, показания по приборам учета необходимы управляющей организации для контроля коммерческого учета.

Поэтому исполнитель обязан:

— ежемесячно получать от гарантирующего поставщика показания по ИСУ;

— заносить полученные показания в журнал учета показаний;

— предоставить эти показания потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения;

— обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет (пп. «Е» п. 31 Правил № 354).

Это очень странное требование и норма, особенно в свете того, что в силу п. 26 Правил № 890, период предоставления информации из архива данных ИСУ должен составлять не менее 3 лет. Таким образом, этот архив в любом случае будет иметься у ресурсника как владельца ИСУ, однако ответственным за его хранение и «крайним» по привычке снова делают управляющую организацию.

  1. Приостановка коммунальных услуг.

В п. «Д» п. 32 Правил № 354 указано, что приостановку или ограничение подачи потребителю коммунальных ресурсов осуществляет исполнитель. Вопрос только в том, кого им считать: управляющую организацию или поставщика ресурсов. Если данные действия будет осуществлять управляющая организация, то ей будет необходим полный доступ к ИСУ. Либо эта норма так и останется неработающей и все отключения за долги ресурсник будет осуществлять самостоятельно.

Активной работы управляющей организации с поставщиком ресурса при переходе на интеллектуальную систему учета электроэнергии в масштабах страны пока еще не начато. Однако важным является понимание всех необходимых действий, подготовка жителей и содействие поставщику ресурса в данной работе. Автоматизация и широким функционалом в области электроэнергетики становится неизбежной.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: