Какие дизайнерские решения из СССР актуальны до сих пор

Сделано в СССР: 10 главных советских дизайн-решений XX века

1. Белый сервиз Малевича

Знаменитый художник создал модель чайника и кружек к нему, представлявших собой необычную комбинацию геометрических фигур. Малевич всю жизнь занимался поиском новых форм, и его модернистский чайный сервис был поистине революционным: он хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.

После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.

Сервиз, выполненный по эскизам Казимира Малевича, основоположника супрематизма, — пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах: вместо традиционным форм чашек — упрощенные полусферы с прямоугольными ручками, вместо яркой росписи — белый цвет.

Посуда Малевича не была удобной, но практичность не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Такие необычные сервизы производят на Императорском заводе до сих пор.

2. Фотомонтаж

После революции художники авангарда нашли новый убедительный способ отображения реальности — фотомонтаж. Он стал главным инструментом пропаганды в печатных изданиях, плакатах и для оформления государственных праздников. В Советском союзе плакаты и изображение с применением техники фотомонтажа стали мощным инструментом политической агитации и пропаганды.

Фотомонтаж стал одним из самых популярных жанров изобразительного искусства у художников-авангардистов, которые считали, что в отличие от обычной фотографии, передающей статичный момент, техника фотомонтажа позволяет показать явления в динамике, раскрыть сюжет.

«Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции», — писал в своей статье один из первых основоположников художественного фотомонтажа Густав Клуцис.

Фотомонтажи стали появляться в 1920-х годах, но первое признание получили в 1924 году, когда вышел ленинский номер журнала «Молодая гвардия» с цветными вкладками. В нем были опубликованы фотомонтажи Густава Клуциса, Александра Родченко и Сергея Сенькина.

3. «Рабочий клуб» Родченко

Конструктивистский интерьер Родченко был показан на Всемирной выставке в Париже в 1925 году — это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский союз. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремленного в будущее.

Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а Родченко был главным художником экспозиции. Его «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле, а пространство, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы Проект по задумке художника должен был отражать идеалы нового общества, динамичного и устремленного в будущее.

Мебель «Рабочего клуба» была сделана по канонам многофункциональности, поэтому один предмет не занимал много места и мог запросто «трансформироваться» в другой. Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был устроен так, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест (это делало возможным поворотная доска).

За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания Парижской выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.

4. Новая одежда

Советские художники-конструктивисты разрабатывали концепции новой повседневной одежды — максимально удобной, универсальной и функциональной.

«Удобство и целесообразность» — главные принципы, на которые опиралась советская художница-авангардистка Варвара Степанова в работе над своим проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда». Вместе с коллегой Любовью Поповой они разработали новый тип костюма, приспособленного к профессии человека и лишенного всякой декоративной отделки. Вместо этого художницы стали делать упор на конструкцию одежды, а декоративную роль стали играть линии, швы, различные детали — канты, застежки, карманы.

В своей статье для журнала «ЛЕФ» 1923 года Степанова четко сформулировала свою идею: «В организации своевременного костюма надо идти от задания к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен к системе покроя. Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню: не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму».

Разработкой новой повседневной одежды занимался и знаменитый конструктивист Владимир Татлин, хотя этот факт и теряется на фоне его других достижений, в частности, грандиозного проекта Памятника III Интернационала. Концепция художника называлась «нормаль-одежда» — это были максимально универсальные, внесезонные (художник предусмотрел сменяемые подкладки на осень и зиму) и не подверженные модным течениям вещи, которые можно было носить в разных ситуациях.

Если проект прозодежды был реализован на театральной сцене в качестве рабочей одежды актера в Театре им. Мейерхольда, то идея нормаль-одежды Татлина так и не получила практического воплощения.

Читайте также:
Выбираем стиль для интерьера загородного дома: идеи и советы
5. Светильник Абрама Дамского

Пожалуй, самый узнаваемый кольцевой светильник, который был установлен в каждой советской школе или общественном пространстве.

Абрам Исаакович Дамский был первым разработчиком типовых советских светильников, занимался «освещением» московского метро (светильники на станциях Таганская и Октябрьская кольцевой линии — его руки), сталинских высоток и правительственных учреждений.

Несмотря на значительный вклад в архитектуру и обширные научные труды (Дамский — автор многих трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере), в первую очередь он запомнился как создатель светильника СК-300, который был установлен в каждой советской школе (его модифицированные версии потом использовали для освещения подъездов и устанавливались под козырьком).

Это был подвесной кольцевой светильник преимущественно отраженного светораспределения. Выпускался заводом «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова (Москва).

6. Такси будущего

Сегодня такси стало привычным средством передвижения наряду с общественным транспортом, но задумываться над созданием комфортного и маневренного автомобиля для городских улиц стали гораздо раньше.

Над созданием «такси будущего» задумались еще в конце 1950-х годов. Идея переросла в проект «Перспективное такси», который разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством опытного конструктора и дизайнера Юрия Долматовского.

В начале 1960-х появился первый образец — с весьма скромными 50 лошадиными силами и максимальной скоростью 100 км/час, но довольно любопытной конструкцией и внешним видом. Так, в машине было предусмотрено место для багажа внутри салона, раздвижные двери с электрическим приводом, а кабинка водителя была огорожена специальной перегородкой (как в нью-йоркских такси!).

Всего было изготовлено два образца автомобиля; машина прошла все необходимые испытания и была зарегистрирована в качестве промышленного образца, но так и не была пущена в массовое производство.

Один из рабочих прототипов в течение месяца работал на московских улицах. По своему решению этот проект был удачнее предложенного десятилетие спустя знаменитым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Но в массовое производство автомобиль выпущен не был. Тем не менее, он вполне может считаться «предшественником» запущенных в массовое производство почти 20 лет спустя минивэнов — одних их самых популярных типов автомобилей Европы и Америки.

И все же автомобиль успешно прошел все необходимые испытания, и даже удостоился золотой медали ВДНХ СССР, был зарегистрирован в качестве промышленного образца. В Министерство автомобильной промышленности с аргументированными письмами об ускорении выпуска автомобилей-такси обратились Министерство внешней торговли, Московский Совет.

7. Фотоаппарат «Зенит Е»

Самый массово выпускаемый и продаваемый фотоаппарат в СССР создал руководитель дизайн службы КМЗ Зенит Владимир Федорович Рунге.

Фотоаппарат «Зенит-Е» начали делать на Красногорском механическом заводе (КМЗ) в 1965 году и выпускали в течение 17 лет. В общей сложности на КМЗ было выпущено более трех миллионов экземпляров, но спрос был так велик, что в 1973 году производство «Зенитов» развернули на Оптико-механическом заводе в Вилейке (Белоруссия), где выпустили еще около пяти миллионов штук.

В основу «Зенита-Е» легла концепция «Зенита-3М», более простого и доступного устройства по сравнению с профессиональными моделями на базе «Зенита-4». «Зенит-Е» вобрал все лучшее от предшественников и стал еще лучше — камера первой из «Зенитов» получила подъемное зеркало постоянного визирования и встроенный экспонометр.

«Зенит-Е» имел невероятный успех не только в Советском союзе, но и за рубежом. Во многом этому способствовала простая конструкция фотоаппарата, высокая степень надежности и отличное качество съемки при разумной цене.

8. Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана

Еще в 1980-х во ВНИИТЭ начали разрабатывать проект СФИНКС — по сути, это была аналог современного умного дома, разработанный в отделе перспективных разработок ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана.

В 1987 году команда дизайнеров ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) под руководством Дмитрия Азрикана разработала концепцию компьютера СФИНКС (над проектом работали Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова).

По сути, это была компьютерная система, которая позволяла бы получать информацию от всех устройств жизнеобеспечения и интегрировать их в один комплекс. Это даже не столько прообраз «умного дома», сколько концепция экосистемы, которую сейчас успешно реализовала Apple (концепция СФИНКСа выходила за пределы человеческого дома и предусматривала носимые устройства и развлекательную систему для автомобиля).

Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам. Назначение подобных приборов было широким: планировалось, что с их помощью можно будет разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами и многое другое. Проект остался на стадии создания макетов.

9. Автомат Калашникова

Есть расхожая шутка: «Чтобы русские ни делали, всегда получается Калашников». Но на самом деле, русский автомат АК-47 оказался в списке легенд мирового дизайна.

АК-47 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире (сейчас насчитывается более 100 миллионов экземпляров). Фигурирующий в большом количестве фильмов, автомат стал еще и самым узнаваемым символом насилия. Несмотря на негативный контекст, «калаш» находится в коллекциях многих музеев по всему миру как пример простого и функционального советского дизайна.

Читайте также:
Создание морского стиля в интерьере

Малоизвестный факт, но автомат Калашникова изображен на гербах некоторых на гербах некоторых государств — Зимбабве, Мозамбика и Восточного Тимора. А в Ираке даже есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК.

Советское изобретение оказывает влияние на современное искусство: в 2013 году лондонский фотограф, лауреат премии Amnesty International Award Бран Симондсон запустил арт-проект АКА peace, в котором приняли участие 23 известных художника от Дэминеа Херса до Сэма Тейлора-Вуда — каждый из них по‑своему переосмыслил автомат Калашникова.

На основе дизайна автомата создаются предметы интерьера , велосипеды и даже украшения .

10. Стенка Института мебели

Мы безжалостно выбрасываем советские стенки, считая их атрибутом «совка», но потом покупаем аналогичные предметы итальянского и шведского дизайна.

В 1950- годах в Советском союзе было принято несколько постановлений, направленных на улучшение качества жилья и снижение его стоимости. Одним из основных направлений работы в этой области стала разработка проектов новых форм, типов и конструкций массовой мебели для малометражных квартир.

Немалого успеха в этом сегменте добился Юрий Васильевич Случевский — крупнейший специалист в области проектирования мебели, выдающийся художник, внесший значительный вклад в становление мебельной отрасли в Советском союзе.

Он был ведущим специалистом во Всесоюзном Проектном конструкторском Институте мебели в СССР и отвечал за стандартизацию и унификацию: только так можно было добиться массового производства мебели при низкой цене — особенно в период активного строительства социального жилья и большого дефицита всего, не только мебели.

Фотоматериалы предоставлены ЧУК «Московский музей дизайна». Московский музей дизайна — это единственный в России музей, посвященный истории отечественного дизайна. Своими главными задачами создатели музея видят его популяризацию в стране и за рубежом, сохранение и изучение его материального наследия, знакомство российского зрителя с лучшими образцами и основными течениями международного дизайна.

Как превратить советский интерьер в современный?

Постепенно отвыкая от интерьеров с “евроремонтом”, наши соотечественники ищут новые, более уютные и практичные стили. Кто-то до сих пор морщится при виде так называемых бабушкиных квартир, а кто-то видит в старой обстановке характер и потенциал. Рассказываем, как превратить советский интерьер в современный — с нотками стиля mid-century modern.

  1. Избавиться от лишнего
  2. Обновить отделку
  3. Освежить мебель
  4. Заменить текстиль
  5. Поработать над освещением
  6. Покрасить оконные рамы и двери
  7. Добавить аксессуары

Избавиться от лишнего

Модерн середины века зародился после Второй мировой войны и до сих пор популярен во всём мире. Его особенности — обилие света, свободное пространство и удобная качественная мебель в стиле ретро — всегда будут актуальны. Чтобы советский интерьер выглядел обновлённым, для начала следует освободить его от ненужных вещей.

Существует множество методик по “расхламлению” дома, но самая эффективная из них принадлежит Марии Кондо. Она считает, что вещи должны приносить и пользу, и радость. Если предмет не удовлетворяет ни одному требованию, лучше найти ему другого хозяина.

После избавления квартиры от лишнего, вы почувствуете, что дышать стало легче. Громоздкая мебель не давит, убираться стало легче, количество пылесборников сократилось, а места и воздуха стало больше.

Обновить отделку

Интерьер становится современней, когда обои выглядят свежими, а пол — аккуратным. Замена старых обоев на новые — это самый простой способ обновить стены, а вместе с ними и облик комнаты: можно найти бюджетный вариант и не тратиться на идеальное выравнивание стен. Выбирайте однотонные полотна без ярких рисунков, если хотите создать стильную обстановку без труда.

Наиболее выигрышными оттенками являются белый, молочный, светло-серый, а также модные тёмные цвета: изумрудный, индиго, бордо. Если обои не отклеиваются и выглядят прочными, их можно покрыть краской. Годятся даже бумажные полотна. Если вам нравится лофт, вы можете очистить часть стены до кирпича или бетона и защитить акцентный участок лаком.

Паркет “ёлочкой” в моде и сегодня: отреставрируйте его, чтобы преобразить пространство. В крайнем случае, его можно покрасить, или замаскировать пол недорогим ковролином.

Освежить мебель

Деревянные тумбы, шкафы и кресла из Чехословакии, ГДР и Румынии вполне отвечают требованиям стиля mid-century modern. Мебель выполнена из долговечной древесины, которая ценится во все времена, и обладает лаконичным дизайном. В небольших квартирах предметы мебели на тонких ножках — настоящая находка. Они придают интерьеру воздушности и занимают меньше места.

  • Убрать лак (шлифовкой, смывкой), покрыть дерево маслом с воском.
  • Отшлифовать и покрасить корпус и фасады.
  • Перетянуть кресло или диван, украсить его современными декоративными подушками.
  • Разобрать “стенку”, оставив пару шкафов или распределить их по разным помещениям.

Заменить текстиль

Помните знакомый с детства кружевной тюль, ковёр на стене и мебель, накрытую салфетками? Сегодня это актуально лишь в определённых стилях (кантри, прованс, шебби-шик), а современный интерьер стремится к лаконичности и функциональности.

Обстановка гарантированно “помолодеет”, если вы замените яркие контрастные шторы и покрывала на однотонные, без лишних цветовых пятен и украшений. Вместо тюля можно использовать рулонные шторы или вуаль без узоров. Бабушкин ковёр, снятый со стены, может оказаться дорогим шерстяным изделием: отнесите его в химчистку и положите в гостиной, чтобы вдохнуть в него новую жизнь.

Читайте также:
5 самых неудачных вариантов цвета для стен в спальне

Современные абстрактные принты используйте дозировано: на декоративных наволочках, картинах или скатерти. Помните, что избыток орнамента создаёт шум и перегружает обстановку.

Поработать над освещением

Единственная люстра по центру комнаты не только удешевляет обстановку, но и грозит множеством неудобств. Чем больше световых сценариев вы создадите, тем комфортнее вам будет в комнате. Добавьте торшеры, настольные лампы, подвесные светильники и гирлянды: хорошо освещённое помещение выглядит просторней, а локальный свет придаёт ему уюта.

Старую люстру тоже можно обновить:

  • покрасить;
  • снять плафоны и заменить обычные лампочки на лампы накаливания в стиле лофт;
  • сделать новый абажур своими руками.

Покрасить оконные рамы и двери

Старания окажутся напрасными, если окна в комнате выглядят обшарпанными и потеряли белизну, а двери скрипят и просят замены. Обойтись малыми средствами вполне реально — отреставрируйте рамы, подоконник и дверные полотна своими руками:

  1. Снимите краску, которая плохо держится, корщёткой.
  2. Отшлифуйте поверхности крупнозернистой наждачной бумагой.
  3. Заполните неровности латексной шпаклёвкой или специальной “по дереву”.
  4. Когда материал высохнет, пройдитесь шкуркой ещё раз.
  5. Покрасьте рамы, подоконник и двери стойкой краской. Современный рынок позволяет выбрать надёжные составы без запаха, которые быстро сохнут.

Добавить аксессуары

Ретро-мебель может стать отличным фоном для современных вещей: красивых ваз, муд-бордов, постеров и фотографий с модными изображениями. Интерьер можно украсить необычными растениями, которые не ассоциируются у вас с советским прошлым. В обстановку хорошо впишется современная техника — компьютер, телевизор, проектор.

Не прячьте любимые книги, музыкальные инструменты и свою коллекцию шляп: всё, что говорит о ваших увлечениях, придаёт характера и вашему дому.

Даже советский интерьер может выглядеть современно, если поработать над “уставшими” элементами и с умом вписать их в обновлённую светлую обстановку.

Починяй примус: Что из советских предметов интерьера не надо выкидывать Как вписать советскую стенку, дедушкину радиолу и бабушкин сервиз в современный интерьер

Cоветские интерьеры в родительских и бабушкиных квартирах здорово надоели любому, кто в них вырос. В то же время многие предметы советского быта мало того что хорошо сохранились до сих пор, так ещё и не лишены особого обаяния детства. The Village попросил директора Московского музея дизайна и главу финского дизайн-бюро объяснить, чем хороши советские стенки и радиолы и что из наследства можно гармонично вписать в современную кухню, спальню или гостиную.

Александра Санькова

Продукция, выпускаемая в Советском Союзе, была типовой — достаточно вспомнить знаменитый фильм «Ирония судьбы», в котором герой не может отличить свою квартиру от чужой. Законодателем мод, главным центром дизайна был Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), который разрабатывал дизайнерские решения не только для общественных пространств, но и для тяжёлой промышленности, машиностроительного комплекса. В него входило десять филиалов по всему СССР и два крупных дизайн-центра.

Всероссийский проектно-конструкторский и технологический институт мебели разрабатывал типовые проекты для мебельной индустрии. В 60-е годы начали строить «хрущёвки», началась новая мода — на помойку выносили дубовые резные шкафы, выбрасывали старинные кресла. Те, кто понимал ценность этих предметов, создавали себе потрясающие интерьеры в квартирах и на дачах, просто принося вещи с помойки или покупая их за смешные копейки в комиссионных магазинах. В 90-е настала новая волна борьбы с советским бытом: стенки, комоды, серванты, трюмо стали считаться «совком» и были безжалостно выброшены. В лучшем случае эти вещи попадали на дачу. И вот теперь мы живём в среде типовых квартир итальянского, шведского дизайна, смешанного в разных пропорциях с мебелью, произведённой в России по западным образцам.

Главное качество советских вещей — надёжность и минимализм в подходе к проектированию, который во многом определялся дефицитом. Все вещи делались с расчётом на то, что они будут служить не один десяток лет и будут стоять в малогабаритной квартире. Поэтому их отличительные особенности — модульность и многофункциональность. Наверное, у всех были раскладные столы, диваны, двухэтажные кровати и, конечно, стенки, которые были одновременно баром, гардеробной, сервантом и книжным шкафом. Купить мебель и предметы интерьера было сложно — несмотря на огромные тиражи, спрос намного превышал предложение. Были небольшие предприятия, которые делали мебель и предметы интерьера на заказ для политического руководства и культурной элиты, — эти вещи и сейчас остаются достойными предметами интерьера.

В Европе, где традиции сильны во всех сферах жизни, принято хранить мебель, передавать по наследству целые интерьеры, понимая, что это часть истории. У нас каждое новое поколение жильцов выбрасывает старую мебель на помойку и начинает жизнь заново. Хотя мебель, произведённая в советские годы, может соседствовать с современными вещами. Так вас будут окружать вещи, связанные с историей вашей семьи.

Алекси Хейсканен

основатель дизайнерского бюро A&A Design, Финляндия

Я работаю в небольшой компании (у нас онлайн-магазин и команда из четырёх человек), мы занимаемся производством мебели и дизайном интерьера. При оформлении нового пространства мы часто используем винтажную мебель, которая создаёт необходимый контраст в современном интерьере. В домах Финляндии часто можно встретить старое и новое рядом: старые вещи реставрируют, изменяют, отчасти это связано и с их ценой. Мы с командой разберём примеры типовой мебели советской эпохи, которая хранится в Московском музее дизайна, и предложим, как можно было бы её использовать в современной квартире или в промышленном помещении.

Читайте также:
Идеи для оформления детской комнаты девочки в стиле прованс

Диван

Массивный диван требует соседства с кирпичной стеной или облицовки из светлого камня. Он подойдёт для современной кухни, в которой используется плитка тёплого тона. Как видно на фотографии, у дивана есть боковые полки, которые могут быть использованы как мини-бар. Под цвет текстиля, использованного для обивки, подбирается вся остальная мебель.

Это стол с ярко выраженной формой. Если представить, что проём для ног можно увеличить в длину, то получится сходство со стандартным оформлением мастерской. Всё внимание привлечено к квадратному ящику — весь интерьер будет смотреть на него, поэтому вокруг этого стола должно быть минимум предметов. Он не согласуется с чем-то строгим, модерновым, ему нужно светлое оформление — белые стены, возможно, рядом можно будет поставить книжный шкаф похожего цвета. Это, конечно, вариант для рабочего кабинета.

Очевидно, что стул предназначен для стола, который мы рассматривали выше. Но для меня они не сочетаемы: громоздкий стол и с ним рядом такой же громоздкий стул. Только не это. Массивный деревянный стол требует табурета на трёх ножках, а набор таких стульев нуждается в массивном, но каменном или мраморном столе. Или кухонном столе из массивного дерева.

Радиола

Эта радиола украсит любую современную комнату, если будет окружена вещами из того же времени. В одиночестве она будет терять свой колорит. В интерьере бара или ресторана эта радиола может жить сама по себе, но в квартире её нужно дополнить, поставив рядом на пол, например, картину или плакат.

Комод

Этот комод — довольно громоздкая вещь. В небольшой финской квартире я бы его, скорее всего, поставил на кухню. В Хельсинки большая комната — это роскошь, но в большом доме я поставил бы такой комод в спальню. В нижнем разделе поместится много вещей, а вместо хаотично стоящих предметов сверху стоит поставить одну картину.

Шкаф-стенка

Этот шкаф не похож на составляющую европейского интерьера, поставить в маленькую квартиру подобный предмет крайне сложно. Исключение составляет случай, если у вас много места, — можете выделить под шкаф гостиную, где больше ничего не будет, кроме пушистого ковра, или разместить этот шкаф в вытянутом коридоре, который ведёт из комнаты в комнату. Однако важно следить за размером и не загромождать пространство.

Декор

Поскольку мы занимаемся дизайном, а не декорированием помещения, это не совсем наша профессиональная область. Однако предположим, что первый сервиз идеально бы подошёл для кухонного стола, а второй — это настоящая находка — может стать центром интерьера в спальне.

Странно, что есть люди, которые избавляются от таких вещей! Таким часам место рядом с кроватью, на рабочем столе, их можно поставить рядом с книгами.

Подготовка материала: Людмила Чередникова

Материал подготовлен в сотрудничестве с Московским музеем дизайна.
Фотографии предоставлены Московским музеем дизайна.

Румынское кресло, комод и радиола: 7 вещей из СССР, которые в моде сейчас

Польское или румынское кресло из 1960-х годов, советский комод на ножках и бабушкин сервиз сегодня имеют полное право на новую жизнь. Дизайнеры активно используют предметы из советского прошлого в интерьерах современных квартир, а у многих производителей мебели можно встретить серии, сделанные в духе советской эпохи.

Попросили дизайнеров рассказать о наиболее популярных вещах из СССР, которые смотрятся актуально и модно в интерьерах современных квартир.

«Советский шик»

Интерес к использованию элементов советского дизайна растет уже несколько лет подряд, но сегодня стиль mid-century популярен как никогда, говорит дизайнер Татьяна Астафьева. Он зародился в 1950–1960 годах, чтобы удовлетворить запросы потребителей в удобной, комфортной и демократичной обстановке. Подобные запросы появились в период переселения из бараков в хрущевки — самое быстровозводимое жилье СССР. Основная идея стиля — переосмыслить обустройство дома, сделать его недорогим, но уютным. «Тогда в каждой квартире был типовой набор: деревянная мебель на тонких ножках и с подлокотниками, диванчик и мини-кухня. Цветовая гамма была достаточно скудная, но все равно выглядела ярче, чем в бараках», — говорит дизайнер.

Сегодня стиль mid-century переживает второе рождение — он востребован современными дизайнерами и архитекторами по всему миру. Популярные студии площадью от 20 до 35 кв. м отчасти напоминают небольшие хрущевки. А мебель в стиле mid-century отлично вписывается в такие компактные квартиры, и не только в них. «Сейчас мы видим, что элементы советской мебели активно реставрируются: их перекрашивают, меняют фурнитуру. По качеству и технологии изготовления эта мебель прошла сквозь время и после реставрации может служить еще очень долго», — отмечает Татьяна Астафьева.

Большой вклад в развитие современных индустрий российского дизайна во всех его проявлениях внес русский и советский живописец, график, скульптор Александр Родченко, добавляет графический дизайнер Евгений Беликов. «Решение задач по созданию емких по смыслу и функционалу предметов дизайна при минимальных возможностях производства и финансирования — это и есть та самая эстетика СССР, которая в моде по сей день, — говорит он. — Сегодня мебель из старых хрущевок больше не выглядит как типовая. Наоборот, на фоне масс-маркета она обрела «советский шик» и сильно выделяется». Беликов отмечает, что люди в возрасте 35–60 лет помнят и любят такие вещи, но и молодежи эта эстетика близка: преобразование старой мебели вписывается в стандарты разумного потребления и экологичности.

Читайте также:
5 красивых идей укладки плитки на кухне

Что актуально сегодня

Самыми востребованными предметами интерьера родом из СССР дизайнеры называют кресла на деревянном каркасе, тумбы на конусовидных ножках с лакированными фасадами, изделия из стекла и хрусталя, радиолы. Такие предметы хорошо подходят для интерьера современной квартиры как яркие акценты.

«После работы реставраторов мебель из заброшенных помещений и «бабушкиных» квартир возвращается в новые интерьеры. Это старые кресла, полированные столы, гарнитуры и стенки, буфеты и комоды. Практически вся эта ретроэстетика подвергается технической реставрации. Стоит заметить, что мебель 1950-х более качественная и крепкая, чем произведенная в 1970-е», — отметила дизайнер, основатель студии Grande Familia (iRoomproject) Инна Каминская.

1. Кресло из 1960-х годов

Самый популярный предмет интерьера советских времен, который используют современные дизайнеры, — это кресла. «В первую очередь, стиль того времени отражают кресла: тонкие узкие ножки, характерная спинка. Отреставрированные кресла разлетаются моментально, потому что они сделаны из натурального дерева», — отмечает Татьяна Астафьева.

Множество таких кресел можно найти на «Авито» — польские, румынские, винтажные, с реставрацией и без нее. Цены на них начинается от 500–800 руб. и могут достигать 20 тыс. Иногда люди отдают такую мебель бесплатно, если она в очень плохом состоянии. Старое кресло можно обновить: перетянуть новой тканью, ножки и подлокотники покрыть лаком. Есть много мастерских, которые предлагают подобные услуги. Если не хочется возиться со старым креслом, можно купить похожее — некоторые производители мебели предлагают стилизованные под 1960-е модели.

2. «Бабушкин» ковер

Ковры на стенах стали символами не только советской эпохи, но и девяностых и нулевых годов России. Во многих советских квартирах на стене висел ковер, а бывало, что и несколько. Ковры считались символом достатка в доме. Сегодня ковры снова в моде — их можно повесить на стену или использовать как палас.

«Советские ковры очень хорошо смотрятся в дизайне лофтов и задают тон всей комнате. Лампы, чемоданы вместо столов и тумб — все это гармонично интегрируется и великолепно выглядит, если подходить к созданию интерьера с умом. Такая эклектика дает глубину и ощущение преемственности. Кроме того, куда приятнее жить в интерьере с элементами истории, чем в безликом новострое», — отметил Евгений Беликов.

3. Радиола

Сложно было представить советскую квартиру без радио. Оно было и источником новостей, и будильником, и просто фоном. Советские радиолы способны визуально разбавить интерьер современной квартиры. А если радиола исправна, она будет еще и отличным ретроразвлечением на праздниках.

Сломанный прибор тоже не стоит спешить выбрасывать — его можно использовать в качестве тумбы, которая хорошо впишется в интерьер гостиной или спальни. Купить такую радиолу можно в интернете. Цены на радиолы на ножках варьируются от 2 тыс. до 40 тыс. руб. в зависимости от исправности прибора и внешнего вида.

Магазины также предлагают и современные варианты радиол, а бельгийский стартап Søbel встраивает современные компоненты в корпусы старых радиол. Но цены на них гораздо выше, чем на винтажных «предков».

4. Лампа под абажуром

Еще один предмет интерьера, который может отлично вписаться в современную квартиру, — это советский светильник. Сохранилось немало моделей, изготовленных из металла и натурального камня и украшенных различными фигурами. Такая лампа и сегодня будет хорошо смотреться на рабочем столе, тем более что их не так трудно найти в рабочем состоянии.

Отличный выбор ретроподсветки — напольный торшер с абажуром, его обычно располагали рядом с диваном или креслом-качалкой. Если у вас пылится такая лампа, можете смело ее доставать. Цены на такие светильники варьируются от 2 тыс. до 10 тыс. руб.

5. Комоды на ножках

Сейчас в дизайнерских проектах активно задействуются комоды на высоких конусообразных ножках, говорит дизайнер интерьера Иоланта Федотова. «Конечно, винтажные вещи хороши в оригинале, но если состояние совсем плохое, то лучше обновить — покрасить, покрыть лаком», — отмечает дизайнер.

6. Посуда из СССР и фарфор

Еще одна «визитная карточка» советского жилья — хрустальные и фарфоровые сервизы, вазы и статуэтки. Советский фарфор может стать украшением интерьера современной квартиры или праздничного стола. Найти фарфоровую посуду и статуэтки того периода можно в интернете, цены начинаются от нескольких сотен рублей и могут достигать 30–40 тыс. за редкие экземпляры.

7. Старый сервант или шкаф

В советское время серванты были своеобразной витриной — за стеклянными дверцами хранили посуду, которую использовали по праздникам, книги и статуэтки, фото. Такой сервант тоже может хорошо вписаться в интерьер современной квартиры — украсить собой гостиную или столовую.

Этот предмет мебели, скорее всего, потребуется немного преобразить: покрасить или покрыть лаком, заменить стекло или убрать его совсем. Необычно будет смотреться старый буфет, выкрашенный в белый или яркий цвет.

Читайте также:
Брусчатка для ландшафтного дизайна загородного дома

Инна Каминская, дизайнер, основатель студии Grande Familia (iRoomproject):

— Сегодня советской мебели можно дать вторую жизнь с помощью реставрации, которую вполне реально выполнить и своими руками. Например, если каркас кресла не нуждается в ремонте и реставрации, его можно самостоятельно перетянуть обивочной тканью: новая обивка монтируется прямо поверх старой. Это может быть гобелен, шенилл, велюр и даже экокожа. Ткань может комплементарно подходить к обоям, шторам или цветовой палитре выбранной комнаты. Либо можно выбрать обивку, которая в точности будет совпадает с первоначальной. Если в реставрируемой мебели присутствует поролон, я рекомендую его заменить.

10 оригинальных советских дизайн-решений

1. Белый сервиз Малевича

Знаменитый художник создал модель чайника и кружек к нему, представлявших собой необычную комбинацию геометрических фигур. Малевич всю жизнь занимался поиском новых форм, и его модернистский чайный сервис был поистине революционным: он хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.

После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.

Сервиз, выполненный по эскизам Казимира Малевича, основоположника супрематизма, — пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах: вместо традиционным форм чашек — упрощенные полусферы с прямоугольными ручками, вместо яркой росписи — белый цвет.

Посуда Малевича не была удобной, но практичность не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Такие необычные сервизы производят на Императорском заводе до сих пор.

2. Фотомонтаж

После революции художники авангарда нашли новый убедительный способ отображения реальности — фотомонтаж. Он стал главным инструментом пропаганды в печатных изданиях, плакатах и для оформления государственных праздников. В Советском союзе плакаты и изображение с применением техники фотомонтажа стали мощным инструментом политической агитации и пропаганды.

Фотомонтаж стал одним из самых популярных жанров изобразительного искусства у художников-авангардистов, которые считали, что в отличие от обычной фотографии, передающей статичный момент, техника фотомонтажа позволяет показать явления в динамике, раскрыть сюжет.

«Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции», — писал в своей статье один из первых основоположников художественного фотомонтажа Густав Клуцис.

Фотомонтажи стали появляться в 1920-х годах, но первое признание получили в 1924 году, когда вышел ленинский номер журнала «Молодая гвардия» с цветными вкладками. В нем были опубликованы фотомонтажи Густава Клуциса, Александра Родченко и Сергея Сенькина.

3. «Рабочий клуб» Родченко

Конструктивистский интерьер Родченко был показан на Всемирной выставке в Париже в 1925 году — это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский союз. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремленного в будущее.

Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а Родченко был главным художником экспозиции. Его «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле, а пространство, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы и т. д. Проект по задумке художника должен был отражать идеалы нового общества, динамичного и устремленного в будущее.

Мебель «Рабочего клуба» была сделана по канонам многофункциональности, поэтому один предмет не занимал много места и мог запросто «трансформироваться» в другой. Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был устроен так, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест (это делало возможным поворотная доска).

За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания Парижской выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.

4. Новая одежда

Советские художники-конструктивисты разрабатывали концепции новой повседневной одежды — максимально удобной, универсальной и функциональной.

«Удобство и целесообразность» — главные принципы, на которые опиралась советская художница-авангардистка Варвара Степанова в работе над своим проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда». Вместе с коллегой Любовью Поповой они разработали новый тип костюма, приспособленного к профессии человека и лишенного всякой декоративной отделки. Вместо этого художницы стали делать упор на конструкцию одежды, а декоративную роль стали играть линии, швы, различные детали — канты, застежки, карманы.

В своей статье для журнала «ЛЕФ» 1923 года Степанова четко сформулировала свою идею: «В организации своевременного костюма надо идти от задания к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен к системе покроя. Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню: не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму».

Читайте также:
Как применять стекло в интерьере, чтобы не жалеть об этом

Разработкой новой повседневной одежды занимался и знаменитый конструктивист Владимир Татлин, хотя этот факт и теряется на фоне его других достижений, в частности, грандиозного проекта Памятника III Интернационала. Концепция художника называлась «нормаль-одежда» — это были максимально универсальные, внесезонные (художник предусмотрел сменяемые подкладки на осень и зиму) и не подверженные модным течениям вещи, которые можно было носить в разных ситуациях.

Если проект прозодежды был реализован на театральной сцене в качестве рабочей одежды актера в Театре им. Мейерхольда, то идея нормаль-одежды Татлина так и не получила практического воплощения.

5. Светильник Абрама Дамского

Пожалуй, самый узнаваемый кольцевой светильник, который был установлен в каждой советской школе или общественном пространстве.

Абрам Исаакович Дамский был первым разработчиком типовых советских светильников, занимался «освещением» московского метро (светильники на станциях Таганская и Октябрьская кольцевой линии — его руки), сталинских высоток и правительственных учреждений.

Несмотря на значительный вклад в архитектуру и обширные научные труды (Дамский — автор многих трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере), в первую очередь он запомнился как создатель светильника СК-300, который был установлен в каждой советской школе (его модифицированные версии потом использовали для освещения подъездов и устанавливались под козырьком).

Это был подвесной кольцевой светильник преимущественно отраженного светораспределения. Выпускался заводом «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова (Москва).

6. Такси будущего

Сегодня такси стало привычным средством передвижения наряду с общественным транспортом, но задумываться над созданием комфортного и маневренного автомобиля для городских улиц стали гораздо раньше.

Над созданием «такси будущего» задумались еще в конце 1950-х годов. Идея переросла в проект «Перспективное такси», который разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством опытного конструктора и дизайнера Юрия Долматовского.

В начале 1960-х появился первый образец — с весьма скромными 50 лошадиными силами и максимальной скоростью 100 км/час, но довольно любопытной конструкцией и внешним видом. Так, в машине было предусмотрено место для багажа внутри салона, раздвижные двери с электрическим приводом, а кабинка водителя была огорожена специальной перегородкой (как в нью-йоркских такси!).

Всего было изготовлено два образца автомобиля; машина прошла все необходимые испытания и была зарегистрирована в качестве промышленного образца, но так и не была пущена в массовое производство.

Один из рабочих прототипов в течение месяца работал на московских улицах. По своему решению этот проект был удачнее предложенного десятилетие спустя знаменитым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Но в массовое производство автомобиль выпущен не был. Тем не менее, он вполне может считаться «предшественником» запущенных в массовое производство почти 20 лет спустя минивэнов — одних их самых популярных типов автомобилей Европы и Америки.

И все же автомобиль успешно прошел все необходимые испытания, и даже удостоился золотой медали ВДНХ СССР, был зарегистрирован в качестве промышленного образца. В Министерство автомобильной промышленности с аргументированными письмами об ускорении выпуска автомобилей-такси обратились Министерство внешней торговли, Московский Совет.

7. Фотоаппарат «Зенит Е»

Самый массово выпускаемый и продаваемый фотоаппарат в СССР создал руководитель дизайн службы КМЗ Зенит Владимир Федорович Рунге.

Фотоаппарат «Зенит-Е» начали делать на Красногорском механическом заводе (КМЗ) в 1965 году и выпускали в течение 17 лет. В общей сложности на КМЗ было выпущено более трех миллионов экземпляров, но спрос был так велик, что в 1973 году производство «Зенитов» развернули на Оптико-механическом заводе в Вилейке (Белоруссия), где выпустили еще около пяти миллионов штук.

В основу «Зенита-Е» легла концепция «Зенита-3М», более простого и доступного устройства по сравнению с профессиональными моделями на базе «Зенита-4». «Зенит-Е» вобрал все лучшее от предшественников и стал еще лучше — камера первой из «Зенитов» получила подъемное зеркало постоянного визирования и встроенный экспонометр.

«Зенит-Е» имел невероятный успех не только в Советском союзе, но и за рубежом. Во многом этому способствовала простая конструкция фотоаппарата, высокая степень надежности и отличное качество съемки при разумной цене.

8. Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана

Еще в 1980-х во ВНИИТЭ начали разрабатывать проект СФИНКС — по сути, это была аналог современного умного дома, разработанный в отделе перспективных разработок ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана.

В 1987 году команда дизайнеров ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) под руководством Дмитрия Азрикана разработала концепцию компьютера СФИНКС (над проектом работали Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова).

По сути, это была компьютерная система, которая позволяла бы получать информацию от всех устройств жизнеобеспечения и интегрировать их в один комплекс. Это даже не столько прообраз «умного дома», сколько концепция экосистемы, которую сейчас успешно реализовала Apple (концепция СФИНКСа выходила за пределы человеческого дома и предусматривала носимые устройства и развлекательную систему для автомобиля).

Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам. Назначение подобных приборов было широким: планировалось, что с их помощью можно будет разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами и многое другое. Проект остался на стадии создания макетов.

Читайте также:
Зачем нужна ниша в стене ванной комнаты

9. Автомат Калашникова

Есть расхожая шутка: «Чтобы русские ни делали, всегда получается Калашников». Но на самом деле, русский автомат АК-47 оказался в списке легенд мирового дизайна.

АК-47 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире (сейчас насчитывается более 100 миллионов экземпляров). Фигурирующий в большом количестве фильмов, автомат стал еще и самым узнаваемым символом насилия. Несмотря на негативный контекст, «калаш» находится в коллекциях многих музеев по всему миру как пример простого и функционального советского дизайна.

Малоизвестный факт, но автомат Калашникова изображен на гербах некоторых на гербах некоторых государств — Зимбабве, Мозамбика и Восточного Тимора. А в Ираке даже есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК.

Советское изобретение оказывает влияние на современное искусство: в 2013 году лондонский фотограф, лауреат премии Amnesty International Award Бран Симондсон запустил арт-проект АКА peace, в котором приняли участие 23 известных художника от Дэминеа Херса до Сэма Тейлора-Вуда — каждый из них по‑своему переосмыслил автомат Калашникова.

На основе дизайна автомата создаются предметы интерьера, велосипедыи даже украшения.

10. Стенка Института мебели

Мы безжалостно выбрасываем советские стенки, считая их атрибутом «совка», но потом покупаем аналогичные предметы итальянского и шведского дизайна.

В 1950- годах в Советском союзе было принято несколько постановлений, направленных на улучшение качества жилья и снижение его стоимости. Одним из основных направлений работы в этой области стала разработка проектов новых форм, типов и конструкций массовой мебели для малометражных квартир.

Немалого успеха в этом сегменте добился Юрий Васильевич Случевский — крупнейший специалист в области проектирования мебели, выдающийся художник, внесший значительный вклад в становление мебельной отрасли в Советском союзе.

Он был ведущим специалистом во Всесоюзном Проектном конструкторском Институте мебели в СССР и отвечал за стандартизацию и унификацию: только так можно было добиться массового производства мебели при низкой цене — особенно в период активного строительства социального жилья и большого дефицита всего, не только мебели.

Фотоматериалы предоставлены ЧУК «Московский музей дизайна». Московский музей дизайна — это единственный в России музей, посвященный истории отечественного дизайна. Своими главными задачами создатели музея видят его популяризацию в стране и за рубежом, сохранение и изучение его материального наследия, знакомство российского зрителя с лучшими образцами и основными течениями международного дизайна.

Советский дизайн: от рабочих клубов до такси будущего

Прогрессивные решения художников-конструкторов СССР не только определили, но и опередили свою эпоху.

Рабочий клуб

Конструктивизм, господствовавший в 1920-х, определял развитие не только сферы искусства и архитектуры, но и образ мыслей. Четкость геометрических форм, лаконичность и целостность превозносились как часть идеологии нового мира. Практичность была неотделима от эстетики.

Один из примеров конструктивизма в дизайне — городской «Рабочий клуб» и деревенская «Изба-читальня». Автор проекта — Александра Родченко. Свою разработку он представил на Всемирной выставке 1925 года. По задумке автора, клуб был центром агитации и просвещения, где простые люди могли учиться, работать и отдыхать. Практически все в клубе было подвижно и могло менять форму в соответствии с нуждами посетителей. Стены украшали плакаты и лозунги. В клубе была своя библиотека, витрина с газетами и экран для просмотра фильмов.

Особенно удачно в эту концепцию вписался красно-черный шахматный столик. Вместе со стульями он составлял единую конструкцию. Столешница с прикрепленными к ней ящичками для хранения фигур вращалась. Столик стал физическом воплощением идей конструктивизма и одним из самых удачных предметов, находящихся в расположении клуба.

Граненый стакан

Граненый стакан, вещь простая и незамысловатая, был разработан одним из величайших скульпторов Советского Союза Верой Мухиной — автором памятника «Рабочий и колхозница».

Известно множество мифов о происхождении «гранчика». По одной из самых популярных версий, идея небьющегося стакана пришла Мухиной, когда она отправилась в Свердловск в командировку. Прогуливаясь по городу, архитектор увидела граненые колонны Сберегательного банка. Они-то и вдохновили Мухину на дизайн стакана.

Мысль о посуде у Мухиной возникла не случайно. В конце 1930-х советские инженеры разработали первую в Союзе посудомоечную машину, но посуда в ней часто билась. Многие дизайнеры думали, как создать стакан, который смог бы выдержать такую мойку, а решение нашла Мухина. Продукт вышел блестящим: советские граненые стаканы не бьются до сих пор.

Модульная мебель

В 1950-х мир впервые увидел «хрущевку». Чтобы обеспечить советских граждан жильем, массово строили типовые дома с компактными квартирами. Идею практичности и универсальности разрушала старая громоздкая мебель, которая либо не помещалась в новой жилплощади, либо «съедала» все пространство. Тогда были придуманы «стенки».

Проект модульной мебели в 1959 году представил Юрий Случевский. Габариты разрабатывались пропорционально жилью и росту человека. Новая мебель была легкой, различные секции без труда сочетались друг с другом. Это позволяло комбинировать предметы интерьера в зависимости от потребностей людей.

Читайте также:
Дизайн интерьера во французском стиле

Перспективное такси

В 1962 году на территории ВДНХ открылся Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Дизайн практически всех вещей, производившихся на территории СССР, разрабатывался именно здесь. Однако далеко не все проекты ушли в массовое производство. Одной из таких «невоплощенок» стало перспективное такси, разработанное Юрием Долматовским в 1964 году.

Автомобиль имел необычную форму, которая давала ему функциональные преимущества. Пространство между задними и передними колесами было пассажирским, а спереди, рядом с водительским креслом, находился специальный отсек с необходимыми в дороге приборами. Дверь открыть мог только шофер, что делало невозможным выход из машины без оплаты.

Автомобиль был сделан из стеклопластика, из-за чего был значительно дешевле других моделей. Опытный образец такси успел поездить по московским улицам и привести как водителей, так и пассажиров в восторг. Но массовое производство так и не было запущено.

Домашний телерадиокомплекс «СФИНКС»

Суперфункциональная Интегрированная Коммуникативная Система («СФИНКС») — еще одна разработка ВНИИТЭ, которую мир так и не увидел. Этот комплекс предвосхищал современную систему «умный дом». Предполагалось, что благодаря «СФИНКСу» жильцы смогут следить за своими квартирами и дистанционно управлять ими.

Проект был разработан под руководством Дмитрия Азрикана. По задумке, комплекс должен был состоять из трех групп приборов: тех, что находились в доме, вмонтированных в транспорт и тех, которые владелец носил бы с собой — аналог современных умных часов и браслетов.

«СФИНКС» опередил свое время, а потому разработка так и осталась на стадии прототипа. Если бы технические средства позволили пустить комплекс в массовое производство, СССР стал бы родиной «умных домов», а Сколково было бы «Кремниевой долиной Европы».

Продолжая традиции, заложенные отечественными дизайнерами век назад, Всероссийский музей декоративного искусства проводит всероссийский конкурс предметного дизайна «Придумано и сделано в России». Миссия проекта — формирование актуального образа российского дизайна, узнаваемого во всем мире. Лучшую работу музей закупит в свою коллекцию. Подать заявку можно на сайте конкурса.

  • «100 знаменитых символов советской эпохи», Андрей Хорошевский.
  • Документальный сериал «История российского дизайна», Александра Санькова, Светлана Чиркова.
  • «Был ли дизайн в СССР массовым явлением?», Николай Васильев.
  • «Литературные манифесты: От символизма до «Октября».
  • «Скелеты в шкафу истории», Анатолий Вассерман.

Интерьеры в стиле СССР. Никогда так не делайте!

Давно хотел написать пост про такое жуткое наследие СССР, как советские интерьеры. Может быть, вы про это не знаете — но сейчас очень много народу продолжает жить в квартирах с весьма, скажем так, своеобразными интерьерами. Часть таких интерьеров осталась ещё со времён СССР, а другая часть (что хуже) — это уже новые “произведения искусства”, сделанные в наши дни в стиле “а-ля совок”.

Мои друзья периодически сбрасываю мне фотоснимки таких интерьеров — я их всегда бережно сохраняю на память и периодически, набравшись смелости, просматриваю. Все фото новые, взяты с украинских сайтов по аренде жилья — но скажу сразу, что и в Беларуси, и в России такой жести можно найти не меньше (а местами и побольше).

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о “наследии СССР” в интерьерах квартир с фотоснимками. Пост не рекомендуются к прочтению впечатлительным людям, детям и беременным женщинам. Заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)

02. Итак, начнём. В современном интерьере а-ля совок обязательно будут присутствовать “классические атрибуты СССР” — ковёр на стене либо на полу, накидки на диване и креслах, сетчатые пылесборные занавески и “секция” во всю стену. Кстати, на фото ниже видно, что секция осталась не со времён СССР, а была приобретена относительно недавно — для чего это нужно было делать, ума не приложу.

03. Вот тоже довольно современный интерьер, который однако копирует “лучшие советские традиции” — “секция” вдоль стены, страшненький ковер на полу, пылесборные шторы на окне, обои с рисунком. Зачем они так делают? А?

04. Вообще “секция” — это обязательный атрибут квартиры а-ля СССР, пусть и современной. “Секция”, как правило, чудовищно нерациональна — в панельном доме она занимает примерно четверть полезной площади комнаты (и без того узкого “пенала”) и набита абы чем — горами посуды, которая годами оттуда не вынимается, безделушками, книгами брежневской эпохи, стопкой советских наволочек, открытками “Керч-1981” и журналами “Наука и жизнь” за 1986-89 годы. Я не шучу — будете в гостях у кого-нибудь в доме с такой “секцией” — загляните украдкой в шкафчики, обнаружите там именно это.

05. Вот тоже отличный пример комнаты с “секцией” и хранимыми там вещами:

06. Или вот. Смотрите, секция уже явно не советская, куплена в 2000-е годы. Зачем они её купили? Огромный массив мебели делает комнату меньше на треть, не дает нормально пройти возле кровати и при этом стоит абсолютно пустым. “Советского лоска” добавляет страшная пятирожковая люстра и вездесущие сетчатые шторы-пылесборники.

07. Ещё одна современная гостиная в советском стиле. Второй по распространенности советский атрибут мебели (после “стенки”) — это полированный сервант, на фото ниже их целых два, разного калибра. По своей бесполезности сервант может потягаться со “стенкой” — в нём держат кучу бесполезного хлама, старые книги, которые никто не читает десятилетиями, какие-то мягкие игрушки, пустые флаконы от парфюмерии и так далее.

Читайте также:
Интерьер помещения в стиле авангард: цветовая гамма и обстановка

08. Тоже из серии “прекрасное”. Зачем в серванте столько посуды, Карл? Какую роту солдат они собрались кормить?

09. Иногда мне попадаются варианты гостиных, стиль которых можно обозначить как “советский минимализм”. Это значит, что хозяин квартиры уже избавился от большинства хлама, но оставил в квартире некоторый необходимый минимум мебели. Вот классический пример такого стиля — нет ни “стенки”, ни серванта, оставлено только парочка каких-то комодов, настенная книжная полочка и диван. Обратите внимание, насколько визуально в квартире легче дышится без огромной темной “стенки” на полкомнаты и без гадких сетчатых штор на окне.

10. Ещё один пример “советского минимализма” — оставлен только столик для карликов, диван и шкаф.

11. Самое время взглянуть на совдеповские спальни, вот типичная комната а-ля СССР — обставлена непонятно чем, половину мебели можно смело выкинуть, особенно огромные кресла.

12. Самая большая беда спален в советском стиле — это то, что люди продолжают спать непонятно на чём — вместо кроватей можно увидеть какие-то раскладные диваны, кресла и прочую дребедень. Обратите внимание, что красло и диван на фото уже не советские, купленные уже после СССР “по старой привычке”. Почему вместо раскладного дивана нельзя было просто купить нормальную кровать с матрасом — для меня загадка.

13. Впрочем, старые советские диваны и кровати тоже массово продолжают использоваться — как например, на этом фото. Тут кстати собраны и другие атрибуты советской спальни — огромный шкаф, обязательное огромное кресло с пестрой накидкой и обязательный настенный ковер в восточном стиле. С ковром на этом фото происходит что-то странное — он отошел от стены на полметра и, боюсь, готовится захватить мир.

14. Ещё спальня — сюда перекочевал ненужный сервант из гостиной, набитый тем же самым барахлом. Где-то под потолком висит картина, а над дверью прибиты часы.

15. Ещё одна беда спален “а-ля совок” — какой-то офисно-отельный стиль. Видимо, хозяин такой квартиры “высшим пилотажем” интерьера спальни считает провинциальную советскую гостиницу. Тряпочки, тумбочки, тапочки вряд — трамвай переехал отряд октябрят.

16. Вот тоже прекрасное:

17. А теперь давайте посмотрим на кухни и санузлы. Классическая кухня “а-ля совок” выглядит как-то так — какой-то старый буфет, шкаф-колонка, заткнутая в угол к окну газовая плита. Обратите внимание, что в квартире живут не совсем уж нищеброды — вставлены новые окна, баратея тоже вполне современная. Почему нельзя было купить новую мебель?

18. Вот эта же кухня с другого ракурса. Нарезать продукты для готовки предлагается, видимо, на зеленой столешнице шаткого буфета, а мыть посуду — зажавшись в угол за шкаф-колонку.

19. Тоже кухня. Из серии “я его слепила из того, что было”.

20. Отличительной чертой совдеповских кухонь является неумение обращаться с холодильником — ему никогда не находится нормального места, причем это никак не зависит от площади кухни. Вот относительно немаленькая кухня, большую часть полезной площади которой занимает огромная бесполезная столешница, а холодильник приткнут к окну, загораживая свет.

21. Игода холодильник размещают у двери — видимо, чтобы все об него спотыкались.

22. А бывает что холодильник и вовсе переезжает в прихожую. Отчего так происходит? Хозяева многих подобных квартир выросли в коммуналках, где холодильник был либо недостижимой роскошью, либо стоял где попало — чаще всего, в комнате той или иной семьи (чтобы по ночам никто не крал продукты). Из-за этого простая мысль о том, что холодильник — это в общем-то интегральная и неотъемлимая часть кухонного оборудования, у таких людей напроч отсутствует.

23. А вот так выглядит ванна а-ля СССР:

24. Туалет. Многие до сих пор сохранили там советский шкафчик для всякого ржавого хлама. Ещё загадочно и дико выглядит месторасположение крепления для бумаги.

25. Вот тоже очень типичное фото:

26. Иногда хозяева таких квартир зарабатывают много денег и делают ремонт, но в итоге получается всё равно всё тот же совок — серванты становятся вычурнее и витиеватее, шторы-пылесборники приобретают сложную форму, обои в цветы становятся ещё “более лучшими”.

А знаете, что в этом всём самое интересное? Все эти фотоснимки сделаны не в квартирах каких-нибудь бедных бабушек (которых можно понять), а относительно небедных людей — всё это арендное жильё, а это значит, что хозяева этой недвижимости имеют ещё как минимум одну квартиру+источник дополнительного дохода с аренды. И при этом они бережно продолжают хранить и преумножать вот такой вот стиль а-ля СССР .

Почему так происходит?

Напишите в комментариях, интересно.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: