Готический стиль в архитектуре: таинственность и мистика

Готический стиль в архитектуре: простыми словами

Готический стиль в архитектуре – это устремлённое ввысь большое и тяжёлое здание, одновременно невесомое и легкое, воздушное и мистическое, залитое необычным светом.

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Готический стиль в архитектуре: история

Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.

Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.

По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.

Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):

Строительство

Строительство величественных готических сооружений было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колёс для подъёма материалов на высоту. Требовалось наличие свинца, пластины которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны на территории Европы в 12 веке.

Для исполинских сакральных сооружений требовался камень, который часто привозили из дальних карьеров. Процесс возведения готических шедевров длился сотни лет. Мы его можем рассматривать на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Бригеля-старшего.

Оценка и влияние готики

Восприятие готики было весьма неоднозначным. Основоположники Возрождения Италии Брунеллески и Донателло вдохновлялись этим стилем в своём творчестве. И в то же время, готику воспринимали как искусственную, оторванную от природы, а потому считали её символом тёмного и отсталого.

Мольер называет готические соборы «чудовищами» и «следами невежественных лет». А Винсент Саблон воспевает в поэмах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в период романтизма 18-19 веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.

Искусствовед профессор Эрвин Панофский (1892 — 1968) в своей работе «Готическая архитектура и схоластика» даёт подробное объяснение эволюции готики на основе развития европейской средневековой философии, которая концентрировалась вокруг университетских центров и представляла собой синтез католического богословия и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что оба этих направления развивались по принципу: «идея — противоположность — ответ».

Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны наиболее известные соборы, являющиеся образцом этого стиля.

Готический стиль в архитектуре, по Вашему мнению, это что-то чудовищное? Напишите в комментарии своё мнение. Есть ли рядом с вами архитектурная готика?
Делитесь знаниями с друзьями в социальных сетях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Секреты готического стиля на примере архитектуры Европы

Готический стиль в архитектуре развивался медленно. На протяжении нескольких веков мастера добавляли новые детали, укрепляли конструкции, строили высокие арки и сводчатые потолки. Сохранившиеся готические соборы сегодня притягивают внимание людей во всём мире. В сегодняшнем обзоре Homius расскажет об основных элементах готического стиля и этапах его формирования.

История стиля

Готический стиль в архитектуре получил широкое развитие в эпоху Средневековья в XII-XVI веках. Историки считают родиной этого архитектурного направления северную Францию. Постепенно готика распространилась по Западной, Восточной, Центральной и отчасти Северной Европе, заменив собой популярный в то время романский стиль. Новое направление применялось при строительстве церквей, монастырей и храмов.

Признаки готической архитектуры:

  • высокие шпили на крышах;
  • стрельчатые арки и полуарки из камня;
  • «роза» на фасаде;
  • удлинённые, заострённые окна с витражами:
  • узкие башни, устремлённые вверх.

Все элементы здания в готическом стиле стремятся вверх.

Периоды развития готической архитектуры в мире

В центральной части Восточной и Северной Европы готический стиль формировался в несколько этапов: с XI – XII веков и с XV – XVI веков. Здания, построенные в этот период, даже сегодня считаются «устрашающими и величественными».

ФОТО: upload.wikimedia.org Огромные залы, витражи и сводчатые потолки – главные элементы готических соборов

Читайте также:
Правильная организация пространства по фэн-шуй

ФОТО: i2.wp.com Витражи в готических соборах использовались на всех этажах

ФОТО: static.tonkosti.ru Залы Кентерберийского собора вытянуты не только ввысь, но и в длину

В тринадцатом веке готический стиль активно распространялся по Европе. Строились красивые и величественные соборы в Англии, Австрии, Чехии и Германии.

ФОТО: static.tildacdn.com Витражи – основной элемент готических соборов. Как правило, они отображают библейские сюжеты

Развитие готического стиля в XII-XIII веках

Соборы в период ранней готики были построены в Париже, Лионе и Шартре. Архитектурная композиция этих сооружений отличается совершенством, богатым, изысканным декором и особым ритмом.

ФОТО: upload.wikimedia.org Часовня Сент-Шапель была построена в 1243—1248 годах. Её главное отличие – многочисленные витражи

ФОТО: mytravelbook.org Вестминстерское аббатство – яркий представитель ранней готики

ФОТО: img-fotki.yandex.ru Собор Святого Вита в Праге по сей день привлекает толпы туристов. Здесь приёмы готики были интерпретированы под местные особенности и традиции

ФОТО: по-европе.рф Окна собора Святого Вита украшены множеством тематических витражей с художественными элементами

ФОТО: tripsaway.ru Одно из популярных мест на Кипре – собор Святого Николая

Поздняя готика: изменения в стиле XIV-XV веков

С течением времени в готике появлялись новые элементы, и к XIV-XV векам стали активно использоваться светские сюжеты в росписи стен.

ФОТО: cdn.pixabay.com Роспись купола и стен в Папском дворце в Авиньоне была сделана в XIV-XV веках, в период поздней готики

ФОТО: upload.wikimedia.org Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце была построена в период 1499—1525 гг.

ФОТО: kuku.travel Собор Святого Стефана в Вене имеет отдельную часть, построенную в готическом стиле

ФОТО: cityzeum.com Каменные статуи в нишах – важнейшая архитектурная деталь в готических соборах

Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды

Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.

ФОТО: pp.userapi.com При строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов

Композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.

В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.

ФОТО: farm6.staticflickr.com Контрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системы

ФОТО: про-путешествия.com Собор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

ФОТО: travelpast50.com Витраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»

ФОТО: 2.bp.blogspot.com Сложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиля

ФОТО: img-fotki.yandex.ru Свет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

ФОТО: 1.bp.blogspot.com Витражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в мире

ФОТО: informburo.kz В некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов

Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.

Основные элементы каркаса:

  • аркбутаны;
  • контрфорсы;
  • нервюры.

Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.

ФОТО: upload.wikimedia.org Аркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения

Снаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.

ФОТО: mif-medyza.ru Акбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой

Другой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.

ФОТО: static.tildacdn.com Многоуровневые порталы делают вход в здание заметным

ФОТО: upload.wikimedia.org Портал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны

Известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Во всем мире существует несколько самых знаменитых и часто посещаемых готических архитектурных сооружений: собор Святого Стефана в Вене, Бургосский собор в Испании, Миланский собор в Милане, собор Парижской Богоматери в Париже, Кёльнский собор в Германии.

ФОТО: img.theculturetrip.com Главные архитектурные детали Кёльнского собора – две башни, уходящие вверх

ФОТО: s2.fotokto.ru Нотр Дам де Пари богато украшен готическими деталями со всех сторон, а главные башни видны даже с внутреннего двора

ФОТО: immigrationnews.co.uk Огромное окно от пола до потолка сразу притягивает взгляды посетителей Вестминстерского аббатства

Готика Англии и Франции

Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.

ФОТО: worldlist.travel Собор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью

В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.

ФОТО: hakkindabilgial.com Кентерберийский собор построен в XII-XIV веках

ФОТО: pp.userapi.com Винчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест

Знаменитые храмы и соборы Чехии

В Чехии готика появилась намного позже, чем в остальных странах. Когда в Германии и Франции этот стиль уже набрал большую популярность, строители Чехии только начали использовать готические элементы. Поначалу они смешивались с романским стилем, и только к XIII веку получили широкое распространение.

Читайте также:
Частые ошибки при выборе кухонного уголка

ФОТО: i.pinimg.com Собор Святой Варвары, построенный в готическом стиле, находится в местечке под названием Кутна Гора

В двенадцатом веке в Чехии отсутствовали крупные города, поэтому развитие готического стиля происходило медленно.

ФОТО: upload.wikimedia.org Костёл Благовещения Девы Марии в Чехии – образец ранней готики

Готические сооружения Германии и Испании

Готика в Германии развивалась под прямым воздействием Франции. Среди самых значимых сооружений исследователи выделяют Часовню Святого Варфоломея, Кёльнский собор, Церковь Святого Михаила в Нижней Саксонии. Постепенно готический стиль в Германии приобрел мощь и собственные характерные черты.

ФОТО: ucarecdn.com Кёльнский собор занимает третье место в мировом списке самых высоких церквей

ФОТО: incomartour.com.ua Кёльнский собор внутри украшен капителями и большими оконными проёмами

Искусство орнамента было принесено в Испанию арабами. Среди крупнейших готических построек в Европе – кафедральный собор в Толедо. Основание собора было заложено в 1227 году. Особенность сооружения – пять нефов и элементы французского готического стиля.

ФОТО: cdn.pixabay.com Мюнстерский собор в Ульме перестраивался несколько раз и был восстановлен окончательно лишь в 1956 году

ФОТО: aristeya.com.ua Бургосский собор в Испании является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО

Что такое неоготика

Неоготика – новое течение в эпохе историзма. При строительстве зданий в этом стиле используются готические элементы в сочетании с современными конструкциями. Такие здания строились в Маниле, Киеве, Гуаньчжоу, Нью-Йорке.

ФОТО: the-city.kiev.ua Неоготика распространилась в России. Одно из популярных зданий – розовый замок барона Гильденбандта в Москве

Члены аристократических семей заказывали строительство домов в стиле неоготики. В России этот стиль имел другое название «псевдоготика».

Строительство современных коттеджей в готическом стиле

Сегодня строительство домов в готическом и псевдоготическом стиле не так широко распространено, но всё ещё продолжается. Современный дом в готическом стиле может иметь красивые архитектурные элементы, и стильный дизайн комнат.

ФОТО: i04.fotocdn.net Замок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской области

ФОТО: avatars.mds.yandex.net Современные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажек

Некоторые строительные студии предоставляют услугу «Постройка коттеджа в готическом стиле». Такие дома возводятся только по индивидуальному заказу и всегда привлекают много внимания со стороны прохожих.

В заключение

Под влиянием кинематографа готический стиль вновь набирает популярность. Таинственность и мрачность притягивает туристов к древним соборам и вызывает желание разгадать их тайны.

Как вы относитесь к готическим постройкам? По вашему мнению, стоит ли воссоздавать древние замки и соборы по сохранившимся чертежам, или лучше строить современные гигантские сооружения?

Готика и мистика света

Николай Вороновский написал большую работу о том, как использовался свет в искусстве и архитектуре Средневековья.

Из всех видов искусств готическая архитектура, вероятно, максимально мощно выражает дух средневекового христианства Западной Европы. Она может нам импонировать или вызывать отторжение, но она не может не волновать. Средневековый человек воспринимал мир как символическое сообщение о чем-то, что выше этого видимого мира, что дышит тайной в любом, даже обыденном предмете. Возможно, этот символизм определил и способ познания мира, далекий от «научного» в современном смысле. Ведь средневековое мышление было увлечено не тем, что есть вещи сами по себе, но тем, на что они тайно указывают, к чему они символически отсылают. Готика, как некий лес символов, взывает к бесконечности интерпретаций и поискам значений. Но сегодня я ограничусь только одним аспектом: связью готического символизма с мистикой и метафизикой света.

Световые образы в Средние века чаще всего указывали на явление иного мира и, в конечном счете, на проявления незримого Бога. Золотой фон византийских икон и мозаик, нимбы и сияния-мандорлы, лучистые ореолы, сверкающие церковные сосуды и облачения — все это указывает на присутствие божественного света, как первоистока бытия. Световая образность свойственна и Библии. Вспомним хотя бы свет Преображения на Фаворе или слова из Первого послания Иоанна Богослова: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». А Евангелие от Иоанна и Апокалипсис пестрят метафорами света буквально на каждой странице.

Считается, что первым собором в готическом стиле стала монастырская церковь аббатства Сен-Дени (святого Дионисия) во Франции. Она возникла в результате перестройки прежнего храма (в 1140-1150-е годы), которой идейно руководил аббат Сюжер (или Сугерий, если следовать латинскому произношению имени). Аббат Сюжер воплощал свое видение красоты и даже пристрастие, в частности, к драгоценным камням. Сюжер, повествуя о своих чувствах говорил: «…прелесть многоцветных камней увела меня прочь от внешних забот, а достойные размышления , переносившие от того, что материально, на то, что имматериально, привели меня к раздумьям о разнообразии священных добродетелей». Аббат был увлечен витражами, золотом и эмалью, отделке драгоценными камнями — всем, что определяло его поиск эстетических решений храма.

Однако, если световой символизм был тогда общепринят, то стремление аббата Сюжера к роскошным материалам вызвало острую критику со стороны его современника — Бернара Клервосского (крупнейшего богослова и мистика, вдохновителя крестовых походов). Бернар упрекал аббата в отступлении от евангельской простоты и нестяжательности, в стремлении к внешнему блеску и богатству, не приличествующему монастырю. Но жизнелюбивый аббат неожиданно нашел оправдание своему видению красоты и склонности в символике света у святого покровителя монастыря, именем которого монастырь был назван — у святого Дионисия (Сен-Дени). Правда, тут произошла ошибка. Сюжер считал, что этот покровитель — Дионисий Ареопагит, на чьи сочинения он стал опираться. Тогда как в действительности монастырь был посвящен другому Дионисию (Коринфскому), но в Средние века двух Дионисиев то и дело путали. Впрочем, эта путаница стала судьбой для рождения нового готического стиля и его идейного обоснования сочинениями именно Дионисия Ареопагита.

Читайте также:
Что происходит с коврами через пару или о чем умалчивают консультанты

Храм аббатства Сен-Дени. Хор апсиды

Для светового символизма готики в учении Дионисия Ареопагита в первую очередь значимы тема божественного света и тема иерархического строения всего мира (видимого и невидимого). Не входя во все спорные вопросы, связанные с авторством и таинственным происхождением сочинений, приписываемых Дионисию Ареопагиту, необходимо отметить, что сочинения эти очень повлияли на богословскую мысль как католического Запада, так и православного Востока, явившись сокровищницей символического богословия. И в центре этого символизма — божественный свет.

Это отнюдь не случайный символ, не случайное подобие. Этот свет Божества — реальность мистического опыта, опыта видений несотворенного света в мистическом экстазе. Он созерцается мистиками как незримый Свет, даже как пресветлый Мрак, и эти противоречия и оксимороны вовсе не пугали тех, кто их высказывал. Видение божественного света было и остается созерцаемым фактом для мистиков древности и современности. А вовсе не элементарной метафорой, такой как: «Ученье — свет!».

Храм аббатства Сен-Дени. Витражи

Свет, даже в видимом мире, — это нечто максимально невещественное и неразделимое на части, целостное и непрерывное. Благодаря свету мы видим всякую форму и цвет, тогда как сам свет не имеет ни формы, ни цвета. Потому можно сказать, что свет (даже природный) — граница видимого и невидимого, материального и невещественного. Согласно учению Дионисия Ареопагита, человеческий ум (дух), совершая восхождение к Богу, сначала покидает область видимых земных форм и чувственного света, вступая в область умопостигаемых форм, «идей-логосов» или первообразов мира, озаренных уже иным, умопостигаемым светом. Однако и в сфере умопостигаемого дух еще не свободен от множественности и различия форм, хотя и недоступных простому зрению. Дух стремиться к высшему единству и к Единому, Божеству. К тому, что выше всякой множественности и не имеет границ, формы, очертаний. Формы превзойдены, они исчезают и остается только то, благодаря чему вообще возможны любые формы и созерцания — чистейший свет, несотворенный свет Божества, который и созерцается чистым умом, духом (не зрением!) на вершине мистического восхождения, в сверхумном экстазе. Этот свет одновременно являет и высшую Красоту, и высшее Благо. Это исток всего и цель всех вещей, альфа и омега, начало и конец…

Неожиданно то, что Дионисий Ареопагит этот незримый и несотворенный свет называет также мраком. Но, если несколько упрощать, то речь тут идет о том, что божественный свет и его бесконечное обилие как бы ослепляет созерцающего, как ослепляет солнце. Человек не в силах вместить полноту света, и потому свет предстает одновременно и как мрак. Впрочем, непостижимый характер этого созерцания содержит в себе и то, что Бог бесконечно выше и всякого света, и мрака. Во свете созерцается излияние Божественных энергий в мир, но сущность Божества абсолютно трансцендентна и потому скрыта завесой мистического мрака, который парадоксально тождествен и непостижимому свету…

Витражи готического собора в Руане

Сияющий цветными отблесками витражей в глубоком и сумрачном пространстве, интерьер готических соборов отсылает к указанному единству света и мрака. Более того, конструкция готических соборов, совершенно оригинальная и не имевшая аналогий, делает возможным как бы дематериализовать вещество здания и почти устранить толщу стен, прорезав их огромными витражами. Это достигалось через использование готическими зодчими каркасной конструкции, стрельчатых очертаний сводов и через погашение распора сводов не мощью стены, а передачей его через аркбутаны (висячие «мостики») на внешние, окружающие храм опоры (контрфорсы). В интерьере готических храмов будто исчезает представление о массе, тяжести и опорах, несущих ее, и каменное кружево кажется будто парящей, лишенной веса оболочкой. От стен остаются одни узкие простенки, заполненные цветным заревом витражей, а все элементы этой воздушной конструкции будто возносятся ввысь, вибрируя вовлеченными в этот порыв орнаментальными деталями. Вся конструкция готического собора служит выявлению идеи света… Если античный мир создал классические образцы фасадов своих храмов, то христианский мир создал небывалые интерьеры церквей и соборов, доведя искусство интерьера до совершенства (как в Византии, так и в Западной Европе). Не связано ли это с той обращенностью «во внутрь», к «внутреннему человеку», которая так характерна для христианства?

Верхняя капелла Сент-Шапель

Но я возвращаюсь к символике света и иерархически построенного мира в готике. Иерархичность форм готических соборов читается даже в общем характере их архитектуры. Это взмывающее движение от земли ввысь, в небо. Это и выраженный в камне принцип: «Порядок из Хаоса». Этот Хаос живет во вздыбленных каменных кружевах готики, которые даже трудно охватить зрением. Между тем весь этот Хаос подчинен строгому порядку и иерархии форм.

Свет и иерархию являют и витражи окон-розеток, «готических роз», достигающих в диаметре до 10 метров. Позаимствую их описание из работы Даниэля Готье «Карты Вечности»: «…Окно-розетка — это не только сложные геометрические схемы. Благодаря своим витражным стеклам оно представляет собой законченное повествование или полноценный символ. Многие из этих узоров выражают божественный эманационный порядок творения. Например, большая роза собора в Лозанне (…). В обрамляющем Бога центральном квадрате представлены творящие полярности материи, свет и тьма, земля и море, рыбы и птицы, животные и люди. От них ответвляются четыре полукруга, представляющие аспекты времени, от четырех времен года до двенадцати месяцев года. Во внешних кругах представлены хлеб и вино, а также знаки зодиака; за ними следуют райские реки, мифические земли и восемь ветров космоса». Иначе говоря, в сиянии готической розы может быть представлена вся иерархия вселенной. Ее круговая форма также указывает на структуру времени, полноту вечности, форму пространства средневековой вселенной, идею круговращения.

Собор в Лозанне. Окно-роза

Главные цвета, представленные в готических витражах, также имеют значение. Это три основных цвета: черный (или голубой), белый и красный. Эти цвета последовательно соответствуют трем этапам мистического восхождения души (очищение, просвещение, единение) или же стадиям алхимического процесса. Черный, представленный в витражах свинцовыми перемычками между стекол, — это цвет хаоса и первоматерии, ночи и смерти. Это состояние мучительного очищения души или растворения всех металлов в начале алхимического делания. Белый цвет — состояние озарения очищенной души, ее просвещения божественным светом. В алхимии это стадия «альбедо», работы с очищенным веществом. Наконец, красный цвет — цвет эроса, единящей силы любви — символ единения с Богом или (в алхимии) символ победы духа над материей и получения философского камня. Некоторые окна-розы имеют шесть лучей и их свет знаменует Звезду Магов, звезду Вифлеемскую, возвещающую о рождении Спасителя. Алтари храмов, пронизанные витражными окнами, ориентированы на восток, к восходящему солнцу, которое также есть символ Христа.

Читайте также:
Ламинат и его основные особенности

Наконец, вся эта световая мистерия есть символ Небесного Иерусалима, как он представлен (сходящим с неба) в Откровении Иоанна Богослова. Небесный Иерусалим освещает свет Божества, стена его — из драгоценного камня ясписа, город же из чистого золота и подобен чистому стеклу. Двенадцать оснований его стены украшены двенадцатью драгоценными камнями, а его двенадцать ворот сделаны из жемчужин. В городе течет река, подобная кристаллу и его улицы — чистое золото и прозрачны, как стекло… Зримый образ «Града Божьего», Небесного царства, снова преломлен в световом символизме готического пространства и в замысловатом буйстве символического воображения средневекового человека, который, кажется, готов не замечать реальной чудовищной тяжести махины готического собора и тяжести жизни, если есть хоть просвет, хоть эхо обещания иного, светозарного мира, куда устремлялись средневековые избранники — очень немногие! — в безмолвие и свет мистического экстаза.

Устремлённый и одухотворённый – готический стиль в архитектуре

На чтение: 9 минут Нет времени?

Таинственность, величественность, восторженная чувствительность – вот далеко не полный список эпитетов, характеризующих готический стиль в архитектуре. Он органично объединил мощность каменных стен с лёгкостью и яркими красками стеклянных витражей. Тема этого материала от редакции HouseChief – готика как история и современность в архитектуре.

Читайте в статье

Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре

В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.

Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:

  • ранняя готика – XII век;
  • зрелая или высокая готика – XIII век;
  • поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.

С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.

Ранняя готика

Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.

Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.

Раннеготический собор в Лане

В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.

Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры

Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • витиеватая скрученность фигурных шпилей;
  • стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.

Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики

Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.

Значение каркасной системы в готической архитектуре

Практически все изыски готических сооружений построены на главном изобретении тех времен – новой каркасной системе. Конструкция каркаса позволяла распределить весовую нагрузку здания, значительно уменьшая массу стен и перекрытий.

Технологическое новшество решило вопрос единого внутреннего пространства храма

Исчезли массивные стены и опорные колонны, разделяющие помещения, увеличилась общая площадь и высота потолочных сводов. Помимо этого, каркас способствовал экономии строительных ресурсов.

Основные конструктивные элементы готического стиля

Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.

Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу

Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.

Нервюры собора Сан-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.

Столбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов

Мозаика оконных витражей

Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами

Читайте также:
Какой должна быть вентиляция в деревянном доме

Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.

На фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания

Технологические особенности строительства готических зданий

Архитектурный стиль готики свидетельствует об исключительном мастерстве ремесленников каменотёсов. Исполинские сооружения требовали огромного количества природного камня, который доставляли из местных и дальних карьеров. В некоторых районах юга Франции, Нидерландов, севера Германии применялся кирпич.

Строительство таких масштабов нереально без применения металла в деталях крепежа и блочных конструкций для подъёмов материала. Высокое мастерство зодчих средневековья свидетельствует о технологичности методов строительства.

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.

Особенности Английской и Французской готики

Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.

Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.

Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.

Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.

Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

Готика в Германии и Чехии

Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.

Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.

Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры

Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.

В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры

Испанские и итальянские готические здания

Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.

Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора

Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.

Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах

В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.

Кафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году

Готика в других европейских странах

Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.

Дворцовый «Зал Капитула»

Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.

Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.

Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.

Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.

Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:

  • конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
  • компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.

В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.

Читайте также:
Встроенная мебель на кухне

Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля

Готический стиль в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин “готика”, “готическая архитектура” происходит от слова “готы” – варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее – в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:

Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем .

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль – декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк — готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

● Трифорий — невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы , расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Р анн яя готик а . Главные отличительные признаки :

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

З рел ая готик а . Главные отличительные признаки :

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

Читайте также:
Креативное использование военных технологий в строительстве

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Крыши башен ажурные

П оздн яя готик а . Главные отличительные признаки :

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль П латереско — соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Г ермании поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

Мрачность, великолепие, возвышенность и другие особенности готического стиля в архитектуре

Время чтения: 9 минут Нет времени?

Отправим материал вам на e-mail

История не уходит бесследно, и, хотя, что-то растворяется в веках, но только не эпоха Средневековья. Несмотря на ограниченность тех времён в технологиях, нам остались постройки удивительной красоты и особенного замысла старинных зодчих. Любителям необычного исторического наследия есть смысл вместе с HomeMyHome.ru погрузиться в готический стиль в архитектуре.

Рассматривать готику можно часами, и, всё равно, глаз будет находить всё новые и новые элементы

Готическая архитектура на разных этапах своего развития

Готика в архитектуре делится на три этапа:

  • ранний (XII век);
  • зрелый (XIII век);
  • поздний (XIV-XVвека).

Пора познакомиться с исключительно прекрасным направлением в зодчестве, которое и по сей день продолжает занимать свою достойную нишу.

Ранняя готика XII века: шаг вперёд в архитектуре

Средневековое архитектурное искусство развивалось и преодолело романскую ступень, превратившись в более зрелое с художественной точки зрения направление.

Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме

Это сочетание предыдущих знаний Средневековья с противоречивыми представлениями XII века. В образах строений появляется мечтательность и некая взволнованность патетических образов.

Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства

Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке

Собор в Сансе является трёхнефной базиликой. Средний неф широкий и невысокий, что смотрится очень контрастно по сравнению с узостью боковых нефов. Часть нагрузки продольных арок принимают на себя мощные колонны и столбы.

Вместо галерей появились узкие трифории с аркадами. В связи с изменением величины оконных проёмов в строительстве, на соборе появляются четырёхметровые контрфорсы, принимающие на себя часть нагрузки со стен.

Романские традиции ещё заметны, но явственнее проступает переход на каркасную систему. В XII веке ещё не решили задачу связи каркасной системы и удачных композиционных построений. Ранняя готика занималась поиском именно такого решения.

Яркий пример ранней готики — собор в Лане

Внешний облик зданий на раннем этапе готической архитектуры ещё отдаёт дань романскому стилю.

Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов

Зрелая готика XIII века: ближе к реализму

В XIII веке продолжается строительство начатых в прошлом столетии соборов, появляются небольшие капеллы, принадлежащие гильдиям или частным лицам.

Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже

Капелла являет собой образец архитектурного изящества, её пропорции совершенны, что обусловлено удачной композицией внутреннего строения и внешнего облика.

На смену массивным стенам и маленьким окнам пришли высокие пятнадцатиметровые окна, заполнившие простенки между сводами. Здание кажется очень хрупким, что визуально подчёркивается многоцветными витражами.

Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции

Закладка готического собора произошла в 1211 году, остатки романской постройки не были приняты строителями во внимание. Здесь нет галерей, членение по ярусам идёт по вертикали, трифории располагаются очень высоко. Пропорции строения легки и изящны, а сам облик чрезвычайно декоративен вследствие включения в композицию новых элементов и решений: башенок, скульптур, глубоких порталов, окон «роз».

Поздняя готика: мрачность XIV-XV веков и её отпечаток в зодчестве

Для Европы, в особенности для Франции, XIV век оказался не самым лёгким в истории. Тем не менее, готическое строительство в Европе развивалось положенным ему темпом.

Для готики в её позднем расцвете характерна каркасная система, которая уже прочно вошла в основу зданий предыдущего этапа. Теперь больше внимания уделяется декоративным возможностям. Объёмы максимально облегчаются, растворяясь в декоре.

Увеличивается число оконных членений, усложняется рисунок их переплётов, приобретаются новые формы, становится больше фиалов, вимпергов, капители превращаются в декоративные пояса.

Кроме стрельчатой арки появляются другие типы. Своды становятся не только крестовыми, но и звёздчатыми и сетчатыми. Все формы упрощаются, столбы переходят в архивольты и нервюры, которые теперь опираются на кронштейны. Главным становится вертикализм и линеарная композиция.

Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)

Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики

Каркасная система: важное слово в готической архитектуре

Пытливые умы средневековых зодчих вкупе с накопленным столетиями опытом были сосредоточены на перераспределении нагрузки, облегчении стен и перекрытий. Благодаря всем ухищрениям, была значительно увеличена площадь помещения и его высота.

Предшественница готики, романская архитектура, распределяла вес по всем стенам: чем выше свод, тем толще были стены. В готике решение было иным. Это позволило получить больше декоративных возможностей, одновременно используя их в качестве элементов для распределения нагрузки. Этому поспособствовало понимание того, что вполне достаточно сконцентрировать вес и давление кладки только в некоторых точках постройки. Именно так, во всей красе, был явлен готический каркас.

Читайте также:
Какие вредные вещества могут скрывать помещения?

Колонны, контрфорсы и аркбутаны взяли на себя несущую роль в здании. Красивые строения получили возможность иметь колоссальные размеры без всякого риска обрушения

В противовес прежним невысоким потолкам, готические соборы поражают очень высокими сводами

Прежде окна были небольшого размера, так как уменьшали несущую способность стен, в готике окно свободно занимает место целиком между колоннами. Помещения теперь кажутся одним целым из-за тонких опорных колонн.

Перераспределение нагрузки от ажурного нервюрного крестового свода идёт на нервюры, арки, затем столбы и колонны, а боковой распор воспринимают аркбутаны и контрфорсы.

Как следствие, экономился строительный материал, увеличилась высота зданий, его внутренняя освещённость, уменьшились сроки строительства, появилось много конструктивных элементов.

Основные элементы готического стиля: как не запутаться в названиях

Подчас непросто понять язык зодчества, но на самом деле не всё так сложно, как кажется непосвящённым. Рассмотрим основные конструктивные элементы готической архитектуры.

Своды

Инженерия средних веков подарила идею создания нервюрного крестового свода, сделав такой элемент основным в конструкции соборов. Готический свод характеризуется выраженными профилированными рёбрами рабочего каркаса.

Нагрузка крестового свода распределяется равномерно на угловые опоры

Для уменьшения веса элемента, были усилены арки пересечений сводов, сделав купол каркасным. Так появилось новое слово в «архитектурном» языке – нервюра от французского nervure — жилка, ребро.

Простейший нервюрный свод складывается из четырёх щековых арок периметра и двух диагональных арок, называемых оживами. Звёздчатый готический свод характеризуется вспомогательными рёбрами тьерсеронами и лиернами.

Схема свода каркаса в готике

Аркбутаны и контрфорсы

Аркбутаном называют наружную каменную упорную арку, задача которой передать распор к опорным столбам — контрфорсам. В ранней готике аркбутаны скрывались под крышей, мешали освещению, а потому, их вывели наружу.

Аркбутаны незавершённого Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии)

Могучий готический столб, противодействующий распору сводов, называется контрфорс. В Средние века этот элемент вынесли наружу на некотором расстоянии от стены и соединили с ней аркбутанами.

Получилось эффектное решение для переноса нагрузки

Мозаичные окна

Витраж в готике решал задачу эффекта присутствия «Божественного света» внутри соборов, а цвет стекла настраивал на духовный лад. Готические витражи разные по форме: сюда входят стрельчатые окна, окна-розы, медальоны, эллипсы с историческими сюжетами.

Самым интересным примером служит окно-розетка, впервые появившееся в архитектуре после крестовых походов

На протяжении раннего этапа готики окно-роза, располагающееся на западном фасаде, увеличилось в размере и приблизилось к ширине нефа.

Узор радиальный и расходится от центра

Изображение должно было быть религиозным, равновесным, как печать Соломона. Это символическое соединение вечного, смертного, конечности и бесконечности, единении материи и духа

Готические здания в странах Европы

Жизнь европейских городов всегда была тесно связана друг с другом, несмотря на языковые и национальные различия. Готика вошла в архитектуру Средних веков как событие само собой разумеющееся и логически обоснованное. Давайте оценим красоту готических строений Средневековой Европы.

Английская и Французская готика

Франция прославилась своими постройками в готическом стиле на весь мир. Здесь много примеров готики на разных этапах её развития.

Поразительно прекрасная церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144 гг.)

Ранняя готика на примере собора в Лане

«Пламенеющая» (поздняя) готика с её оконными проёмами в виде пламени: запоминающаяся церковь Сен-Маклу в Руане

Великобритания хоть и была занята войнами, раздорами и церковными конфликтами, но с некоторым опозданием на два века тоже попала под власть мрачно-величественной готики. На английское зодчество оказали влияние нормандские и анжуйские завоевания.

Вестминстерское аббатство как образец английской готической архитектуры

Собор в Линкольне. Ранняя английская готика устремлялась ввысь. Нервюры и арки напоминали ланцет. Окна вытягивались в высоту. Декор был выпуклым

Самая высокая средневековая английская башня собора Солсбери

Затем последовал переход к английскому перпендикулярному стилю, характеризующемуся вытянутым узким прямоугольником и аркой с остроконечным навершием, которые покрывали все поверхности.

Примером перпендикулярного стиля считается часовня королевского кембриджского колледжа (1441-1515 гг.)

Готика Германии и Чехии

Германия также переняла французский опыт, но исключила из него изящество и ажурность. Здесь в почёте был драматизм и экспрессия, что тесно переплелось с романскими традициями. Чаще всего можно было встретить однобашенные соборы, устремлённые вверх.

Фрайбургский собор: шатёр из брусьев и свобода от излишнего резного декора

Кёльнский собор (1248– 1880) напоминает Амьенский, но славится сухостью форм

В Чехию готика пришла в XIII веке и также разделилась на три этапа развития, достигнув пика к XV-XVI векам. Инициативой возведения готических строений владел королевский двор и влиятельнейшие семейства страны. Это удивительно красивое сочетание французского, саксонского стиля и подунайской архитектуры Средних веков.

Кафедральный собор святых Петра и Павла в Брно приковывает взгляд отовсюду

Испанская и итальянская готика

Светская Италия явила миру венецианскую готику, перенявшую и развившую декоративные особенности направления зодчества. Особенно интересен в качестве примера дворец Дожей.

Беломраморная колоннада дворца Дожей и лоджия с килевидными арками: изящнее и легче не найти

Палаццо Веккьо во Флоренции ещё осталось приверженцем романской архитектуры с готическими чертами

Испания внесла свою лепту в зодческое искусство в виде огромных резных распятий позади алтаря и украшенных металлических решёток.

Неоготическая архитектура

Неого́тику («новую готику») считают возрождением готической формы в историческом аспекте. Первопроходцем в этом интересном деле стала Англия в сороковые годы XVIII века, быстро передав эстафету по всему миру: в неоготическом стиле стали строить не только соборы и храмы, но и частные домовладения.

Тауэрский мост показал миру красоту возрождения архитектурного стиля Средневековья в современном исполнении

В России неоготика получила развитие в придворных кругах и католических общинах, но для характеристики архитектурных решений того времени принято использовать термин «псевдоготика»

Читайте также:
5 бюджетных моделей стиральных машин

Современная готика в коттеджном строительстве России

Если на Руси не было готики и в помине, то на место псевдоготики в современном мире России проявился значительный интерес. Всё большей популярностью пользуются дома и коттеджи с башенками вертикальной ориентации, с наличием стрельчатых фронтонов и декоративных заострённых арок.

Кровля коттеджей крутая и многоскатная

В глаза бросаются кованые шпили. Крыша или композитная керамическая, или же из битумной черепицы обязательно тёмного цвета.

Вместо средневековых стрельчатых окон в проекты включён узкий тип высокого окна прямоугольной формы, часто дополненный витражами

Готический стиль не канул в Лету, а по-прежнему остаётся в книгах, городах, умах и сердцах многих людей, как удивительно глубокое и прекрасное слово в истории и эпохе архитектуры.

Видео: секреты готического стиля

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве

Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.

История становления

ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.

Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.

В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.

Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Читайте также:
Частые ошибки при выборе кухонного уголка

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Выдающиеся культурные деятели

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Ламинат brilliant – современный материал, выполненный в классических тонах.

Какие бывают расцветки обоев, их виды и характеристики, как они комбинируются, читайте тут.

Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: